1 Пояснительная записка Рабочая программа по «Физической культуре» разработана в соответствии АООП МАОУ МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на основе нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации» 2. Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 3. Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 год. 4. Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 год. 5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 20.05.2020г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность». 6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. М.(Москва, «Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011год. Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Основные задачи изучения предмета: Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания: ― коррекция нарушений физического развития; ― формирование двигательных умений и навыков; ― развитие двигательных способностей в процессе обучения; ― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; ― раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности; ― формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; ― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; ― поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; ― формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре; ― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; ― воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения; Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает: 2 ― обогащение чувственного опыта; ― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы; ― формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися. Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная и конькобежная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. Программой предусмотрены следующие виды работы: ― беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций; ― выполнение физических упражнений на основе показа учителя; ― выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя; ― самостоятельное выполнение упражнений; ― занятия в тренирующем режиме; ― развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета физическая культура в 9 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности. Аттестация учащихся планируется по четвертям по текущим оценкам, а также по результатам тестирования по каждому разделу программы. Личностные результаты: –активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; –проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;– проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; 3 –оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общий язык и общие интересы. Предметными результаты: – планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; – формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека: –измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; –оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; –организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; –бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; – взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; – выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Содержание учебного предмета Раздел «Основы знаний о физической культуре» включает вопросы влияния возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений. Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта. Воздушные ванны, солнечные ванны. Водные процедуры. В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища. В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений обучающихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки.Упражнения в лазанье— эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, 4 умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др. Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции. Упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительнолечебных целях. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром. В задачираздела «Лыжная подготовка» и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучение основным приемам с лыжами, видам построений, поворотам и передвижениям. К числу основных способов передвижений в период обучения относятся: одновременный одношажный, коньковый и классический ход, повороты. Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др. Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей. При прохождении каждого раздела, программа предусматривает задания, требующие применения сформированных навыков и умений в более сложных ситуациях (соревнования, смена мест проведения занятий, увеличение или уменьшение комплексов упражнений и т. д.), а также подборку упражнений, игр, ориентированных на конкретного ребенка с учетом его двигательных и интеллектуальных способностей. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. № п\п 1 Тема Основные виды деятельности обучающихся Знания о физической культуре 2 Способы физкультурной деятельности Определять и кратко характеризовать физическую культуру . Выявлять различие в основных способах передвижения человека. Режим дня и личная гигиена. Профилактика травматизма. Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий. Составлять индивидуальный режим дня. Отбирать и составлять Комплексы утренней зарядки и физкультминуток. Оценивать свое состояние после закаливающих процедур. Моделировать комплексы упражнений с учетом их Кол-во часов в процессе уроков в процессе уроков 5 3 Гимнастика с основами акробатики 4 Лыжная подготовка 5 Легкая атлетика 6 Кроссовая подготовка целей. Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки. Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений. Различать и выполнять строевые команды. Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций, осваивать универсальные умения по взаимодействию в порах и группах. Контролировать величину нагрузки. Проявлять качества силы , координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений. Контролировать величину нагрузки. Проявлять качества силы , координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений. Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах. Осваивать универсальные умения контролировать скорость передвижения на лыжах. Выявлять ошибки в технике лыжных ходов. Проявлять выносливость при прохождении дистанции. Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовки. Осваивать технику выполнения поворотов, спусков и подъемов. Проявлять координацию при выполнении поворотов, спусков и подъемов. Описывать технику беговых упражнений. Выявлять ошибки при выполнении беговых упражнений. Осваивать различную технику бега. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений. Соблюдать технику безопасности. Описывать технику прыжковых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении прыжковых упражнений. Осваивать технику бросков малого, большого мяча, проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого и большого мяча. Описывать технику беговых упражнений. Выявлять ошибки при выполнении беговых упражнений. Осваивать различную технику бега. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений. Соблюдать технику безопасности. Проявлять качества силы, быстроты и выносливости при выполнении упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений. 12 часов 23 часа 22 часов 9 часов 6 Подвижные игры 7 № п/п Учебный предмет 1 Физкультура Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. Излагать правила и условия игры. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при проведении подвижных игр. Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач. Применять адекватные решения в условиях игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности. Моделировать технические действия в игровой деятельности. 36 часов Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Класс Перечень имеющегося оборудования в Кол-во % обеспеченности от соответствии с образовательной программой требований, установленной образовательной программой ОУ Оборудованный спортивный зал 8,5 на 17 1 100 4 Волейбольная и баскетбольная разметка 2 100 Щиты баскетбольные 2 100 Скамьи гимнастические 2 100 Маты гимнастические 9 100 Сетка волейбольная 1 100 Мячи волейбольные 9 100 Мячи футбольные 1 100 Мячи баскетбольные 9 100 Шведская стенка 1 100 Канат для лазанья 1 100 Перекладина высокая 1 100 Перекладина низкая 1 100 Яма прыжковая 1 100 Аптечка 2 100 7 Приложение к рабочей программе Календарно – тематическое планирование по физической культуре 9 класса № Тема урока Количество часов Дата по плану 1 Инструктаж по ТБ. 2 Бег с заданным темпом и скоростью. 3 Бег на скорость 30 м. 4 Встречная эстафета. Игра «Кот и мыши». 5 Круговая эстафета. Игра «Невод». 6 Прыжки в длину по заданным ориентирам. 7 Прыжок в длину способом согнув ноги. 8 Игра «Волк во рву». 9 Бросок теннисного мяча на дальность на точность и на заданное расстояние. 10 Бросок в цель с расстояния 4 – 5 метров. Игра «Невод». Кроссовая подготовка (6 часов) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 01.09 02.09 05.09 08.09 09.09 12.09 15.09 16.09 19.09 22.09 11 Равномерный бег 5 мин. Чередование бега и ходьбы (80 м бег, 100 м ходьба). 12 Игра «Салки на марше». 13 Равномерный бег 6 мин. Чередование бега и ходьбы (80 м бег, 100 м ходьба). 14 Бег в равномерном темпе до 12 минут. 15 Бег на средние дистанции. 16 Равномерный бег 8 мин. Подвижные игры на основе баскетбола (18 часов) 1 1 1 1 1 1 23.09 26.09 29.09 30.09 03.10 06.10 1 1 1 07.10 10.10 13.10 Дата по факту Легкая атлетика (10 часов) 17 18 19 Инструктаж по ТБ. Повороты с мячом и без мяча. Ведение мяча с изменением направления движения. Передачи мяча. 8 20 Броски мяча по кольцу. 21 Ведение мяча в движении. 22 Учебная игра. 23 Учебная игра 3х3, 3х2. 24 Бросок мяча двумя руками от головы с места с сопротивлением. 25 Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам 5х5. 26 Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам. 27 Передача мяча в движении. 28 Штрафной бросок. Учебная игра «33». 29 Передача мяча в тройках со сменой места 30 Броски мяча в движении одной рукой 31 Круговая тренировка 32 Двухсторонняя игра 5х5. 33 Круговая тренировка Учебная игра. 34 Спортивные игры. Зачетный урок. Гимнастика с элементами акробатики (12 часов) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14.10 17.10 20.10 21.10 24.10 07.11 10.11 11.11 14.11 17.11 18.11 21.11 24.11 25.11 28.11 Техника безопасности на уроках гимнастики. Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Ходьба по бревну большими шагами и выпадами. Строевые упражнения. Ходьба по бревну на носках. Упражнения в равновесии. Стойка на голове с согнутыми ногами. Игра «Что изменилось?» Висы. Вис завесом, вис на согнутых руках, согнув ноги. Передвижение по гимнастической скамейке. Игра «Посадка картофеля». На гимнастической стенке вис прогнувшись, поднимание ног в висе, подтягивание в висе. 46 Разучивание акробатической комбинации. Лыжная подготовка (23 час) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 01.12 02.12 05.12 08.12 09.12 12.12 15.12 16.12 19.12 22.12 23.12 1 26.12 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 9 47 Инструктаж по ТБ. Скольжение без палок. 48 Одновременный двушажный ход. 49 Переступание в движении. 50 Скользящий шаг без палок и с палками. 51 Одновременный двушажный ход. 52 Одновременный двушажный ход. 53 Одновременный одношажный ход. Прохождение дистанции 1 км. 54 Торможение плугом. 55 Спуски и подъемы. Подъем «елочкой». 56 Спуски и подъемы. Подъем «елочкой». Прохождение дистанции 2 км. 57 Подъем «елочкой». Прохождение дистанции 3 км. 58 Прохождение дистанции 2 км. Со сменой ходов. 59 Спуски и подъемы. Подъем «елочкой». Прохождение дистанции 2 км. 60 Лыжные гонки 1км. Соревнования по лыжным гонкам. 61 Спуски с горки 62 Прохождение дистанции 2-2,5км. Совершенствование ходов. 63 Прохождение дистанции с различной скоростью. 64 Прохождение дистанции 2 -2,5км. Совершенствование ходов. 65 Одновременно двушажный и одновременный бесшажный ход. 66 Прохождение дистанции 4 км с использованием разученных ходов. 67 Подъем в гору скользящим шагом. Лыжные эстафеты. 68 Подъём и спуски со склонов. 69 Применение изученных приёмов при передвижении по дистанции до 2 км. Подвижные игры на основе волейбола (18 часов) 70 71 72 73 74 75 76 Инструктаж по ТБ. Стойка и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после движения. Нижняя прямая подача мяча. Нижняя прямая подача мяча через сетку. Стойка и перемещение игрока. Передача мяча двумя руками после перемещения. Прием мяча снизу двумя руками. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29.12 30.12 12.01 13.01 16.01 19.01 20.01 23.01 26.01 27.01 30.01 02.02 03.02 06.02 09.02 10.02 13.02 16.02 17.02 20.02 23.02 24.02 27.02 1 1 1 1 1 1 1 02.03 03.03 06.03 09.03 10.03 13.03 16.03 10 Нижняя прямая подача мяча. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Эстафеты. Игра в мини-волейбол. Передача мяча сверху над собой. Передача мяча сверху над собой через сетку. Подача мяча через сетку. Передача мяча сверху двумя руками. Верхняя и нижняя передача. Учебная игра волейбол по упрощенным правилам. 85 Совершенствование нижней передачи мяча в парах. Учебная игра. 86 Совершенствование подачи мяча. 87 Соревнование по волейболу (Команды мальчиков и девочек). Легкая атлетика (12 часов) 1 1 1 1 1 1 1 1 17.03 20.03 23.03 24.03 03.04 06.04 07.04 10.04 1 1 1 13.04 14.04 17.04 88 Высокий старт до 10-15 м, бег с ускорением 50-60 м. 89 Преодоление полосы препятствий. 90 Прыжок в высоту способом перешагивание. Зачетный урок. 91 Бег 60 метров. 92 Метание теннисного мяча на дальность. 93 Метание малого мяча. 94 Прыжки в длину с разбега 7 - 9 шагов. 95 Прыжки в длину с разбега 7 - 9 шагов. 96 Прыжки в длину с места. 97 Бросок набивного мяча (2 кг.) 98 Медленный бег до 5 минут. 99 Бег 1000 м. Кроссовая подготовка (3 часа) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20.04 21.04 24.04 27.04 28.04 01.05 04.05 05.05 08.05 11.05 12.05 15.05 100 Смешанное передвижение. 101 Переменный бег. 102 Бег в равномерном темпе 15 мин. 1 1 1 18.05 19.05 22.05 77 78 79 80 81 82 83 84 11