РП АООП (УО) по физической культуре 9 класс на 2022-2023 уч.год

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по «Физической культуре» разработана в соответствии АООП МАОУ МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на
основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
2. Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями

3. Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 год.
4. Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 год.
5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 20.05.2020г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида, 5-9 классы, под редакцией
В.В.Воронковой. М.(Москва, «Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011год.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных
задач физического воспитания:
― коррекция нарушений физического развития;
― формирование двигательных умений и навыков;
― развитие двигательных способностей в процессе обучения;
― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
― раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной
деятельности;
― формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
― поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
― формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
― воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
2

― обогащение чувственного опыта;
― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
― формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная и
конькобежная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для
практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
― беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
― выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
― выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
― самостоятельное выполнение упражнений;
― занятия в тренирующем режиме;
― развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и
навыков в процессе подвижных игр.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета физическая культура в 9 классе
отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических
действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности.
Аттестация учащихся планируется по четвертям по текущим оценкам, а также по результатам тестирования по каждому разделу программы.
Личностные результаты:
–активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
–проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;–
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
3

–оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общий язык и общие интересы.
Предметными результаты:
– планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, излагать факты
истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека:
–измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
–оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно
объяснять ошибки и способы их устранения;
–организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
–бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных
условиях.
Содержание учебного предмета
Раздел «Основы знаний о физической культуре» включает вопросы влияния возрастных особенностей организма и его двигательной
функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами
физической культуры. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений. Основы истории возникновения и развития
олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта. Воздушные ванны, солнечные ванны. Водные процедуры.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного
аппарата, мышечные группы.
На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для
данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных
упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают
возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных
положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия
на мышцы туловища. В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности
движений обучающихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи
и скакалки.Упражнения в лазанье— эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и
равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию
положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.Упражнения в поднимании и переноске грузов
включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски,
4

умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и
др.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию
таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их
совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты
реакции. Упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительнолечебных целях. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются
точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой),
умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.
В задачираздела «Лыжная подготовка» и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным
инвентарем, обучение основным приемам с лыжами, видам построений, поворотам и передвижениям. К числу основных способов
передвижений в период обучения относятся: одновременный одношажный, коньковый и классический ход, повороты. Занятия лыжами
позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того,
лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие
двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и
внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на
эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
При прохождении каждого раздела, программа предусматривает задания, требующие применения сформированных навыков и
умений в более сложных ситуациях (соревнования, смена мест проведения занятий, увеличение или уменьшение комплексов
упражнений и т. д.), а также подборку упражнений, игр, ориентированных на конкретного ребенка с учетом его двигательных и
интеллектуальных способностей.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№
п\п
1

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

Знания о физической культуре

2

Способы физкультурной деятельности

Определять и кратко характеризовать физическую культуру . Выявлять
различие в основных способах передвижения человека. Режим дня и личная
гигиена. Профилактика травматизма. Определять состав спортивной одежды
в зависимости от времени года и погодных условий.
Составлять индивидуальный режим дня. Отбирать и составлять Комплексы
утренней зарядки и физкультминуток. Оценивать свое состояние после
закаливающих процедур. Моделировать комплексы упражнений с учетом их

Кол-во
часов
в
процессе
уроков
в
процессе
уроков
5

3

Гимнастика с основами акробатики

4

Лыжная подготовка

5

Легкая атлетика

6

Кроссовая подготовка

целей. Составлять комплексы упражнений для формирования правильной
осанки.
Осваивать универсальные умения при выполнении организующих
упражнений. Различать и выполнять строевые команды. Осваивать технику
акробатических упражнений и акробатических комбинаций, осваивать
универсальные умения по взаимодействию в порах и группах.
Контролировать величину нагрузки. Проявлять качества силы , координации
и выносливости при выполнении акробатических упражнений.
Контролировать величину нагрузки. Проявлять качества силы , координации
и выносливости при выполнении акробатических упражнений.
Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах. Осваивать
универсальные умения контролировать скорость передвижения на лыжах.
Выявлять ошибки в технике лыжных ходов. Проявлять выносливость при
прохождении дистанции. Применять правила подбора одежды для занятий
лыжной подготовки. Осваивать технику выполнения поворотов, спусков и
подъемов. Проявлять координацию при выполнении поворотов, спусков и
подъемов.
Описывать технику беговых упражнений. Выявлять ошибки при выполнении
беговых упражнений. Осваивать различную технику бега. Осваивать
универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при
разучивании и выполнении беговых упражнений. Соблюдать технику
безопасности. Описывать технику прыжковых упражнений. Проявлять
качества силы, быстроты и координации при выполнении прыжковых
упражнений. Осваивать технику бросков малого, большого мяча, проявлять
качества силы, быстроты и координации при метании малого и большого
мяча.
Описывать технику беговых упражнений. Выявлять ошибки при выполнении
беговых упражнений. Осваивать различную технику бега. Осваивать
универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при
разучивании и выполнении беговых упражнений. Соблюдать технику
безопасности. Проявлять качества силы, быстроты и выносливости при
выполнении упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать
величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении
беговых упражнений.

12 часов

23 часа

22 часов

9 часов

6

Подвижные игры

7

№
п/п

Учебный
предмет

1

Физкультура

Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и
проведении подвижных игр. Излагать правила и условия игры. Осваивать
двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.
Взаимодействовать в парах и группах при проведении подвижных игр.
Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от
изменения условий и двигательных задач. Применять адекватные решения в
условиях игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время
подвижных игр. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во
время учебной и игровой деятельности. Моделировать технические действия
в игровой деятельности.

36 часов

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Класс
Перечень имеющегося оборудования в
Кол-во
% обеспеченности от
соответствии с образовательной программой
требований, установленной
образовательной программой
ОУ
Оборудованный спортивный зал 8,5 на 17
1
100
4
Волейбольная и баскетбольная разметка
2
100
Щиты баскетбольные
2
100
Скамьи гимнастические
2
100
Маты гимнастические
9
100
Сетка волейбольная
1
100
Мячи волейбольные
9
100
Мячи футбольные
1
100
Мячи баскетбольные
9
100
Шведская стенка
1
100
Канат для лазанья
1
100
Перекладина высокая
1
100
Перекладина низкая
1
100
Яма прыжковая
1
100
Аптечка
2
100
7

Приложение к рабочей программе
Календарно – тематическое планирование по физической культуре 9 класса
№

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

1
Инструктаж по ТБ.
2
Бег с заданным темпом и скоростью.
3
Бег на скорость 30 м.
4
Встречная эстафета. Игра «Кот и мыши».
5
Круговая эстафета. Игра «Невод».
6
Прыжки в длину по заданным ориентирам.
7
Прыжок в длину способом согнув ноги.
8
Игра «Волк во рву».
9
Бросок теннисного мяча на дальность на точность и на заданное расстояние.
10 Бросок в цель с расстояния 4 – 5 метров. Игра «Невод».
Кроссовая подготовка (6 часов)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

01.09
02.09
05.09
08.09
09.09
12.09
15.09
16.09
19.09
22.09

11 Равномерный бег 5 мин. Чередование бега и ходьбы (80 м бег, 100 м ходьба).
12 Игра «Салки на марше».
13 Равномерный бег 6 мин. Чередование бега и ходьбы (80 м бег, 100 м ходьба).
14 Бег в равномерном темпе до 12 минут.
15 Бег на средние дистанции.
16 Равномерный бег 8 мин.
Подвижные игры на основе баскетбола (18 часов)

1
1
1
1
1
1

23.09
26.09
29.09
30.09
03.10
06.10

1
1
1

07.10
10.10
13.10

Дата по
факту

Легкая атлетика (10 часов)

17
18
19

Инструктаж по ТБ. Повороты с мячом и без мяча.
Ведение мяча с изменением направления движения.
Передачи мяча.

8

20 Броски мяча по кольцу.
21 Ведение мяча в движении.
22 Учебная игра.
23 Учебная игра 3х3, 3х2.
24 Бросок мяча двумя руками от головы с места с сопротивлением.
25 Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам 5х5.
26 Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам.
27 Передача мяча в движении.
28 Штрафной бросок. Учебная игра «33».
29 Передача мяча в тройках со сменой места
30 Броски мяча в движении одной рукой
31 Круговая тренировка
32 Двухсторонняя игра 5х5.
33 Круговая тренировка Учебная игра.
34 Спортивные игры. Зачетный урок.
Гимнастика с элементами акробатики (12 часов)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14.10
17.10
20.10
21.10
24.10
07.11
10.11
11.11
14.11
17.11
18.11
21.11
24.11
25.11
28.11

Техника безопасности на уроках гимнастики.
Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».
Ходьба по бревну большими шагами и выпадами.
Строевые упражнения.
Ходьба по бревну на носках.
Упражнения в равновесии.
Стойка на голове с согнутыми ногами. Игра «Что изменилось?»
Висы.
Вис завесом, вис на согнутых руках, согнув ноги.
Передвижение по гимнастической скамейке. Игра «Посадка картофеля».
На гимнастической стенке вис прогнувшись, поднимание ног в висе,
подтягивание в висе.
46 Разучивание акробатической комбинации.
Лыжная подготовка (23 час)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

01.12
02.12
05.12
08.12
09.12
12.12
15.12
16.12
19.12
22.12
23.12

1

26.12

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

9

47 Инструктаж по ТБ. Скольжение без палок.
48 Одновременный двушажный ход.
49 Переступание в движении.
50 Скользящий шаг без палок и с палками.
51 Одновременный двушажный ход.
52 Одновременный двушажный ход.
53 Одновременный одношажный ход. Прохождение дистанции 1 км.
54 Торможение плугом.
55 Спуски и подъемы. Подъем «елочкой».
56 Спуски и подъемы. Подъем «елочкой». Прохождение дистанции 2 км.
57 Подъем «елочкой». Прохождение дистанции 3 км.
58 Прохождение дистанции 2 км. Со сменой ходов.
59 Спуски и подъемы. Подъем «елочкой». Прохождение дистанции 2 км.
60 Лыжные гонки 1км. Соревнования по лыжным гонкам.
61 Спуски с горки
62 Прохождение дистанции 2-2,5км. Совершенствование ходов.
63 Прохождение дистанции с различной скоростью.
64 Прохождение дистанции 2 -2,5км. Совершенствование ходов.
65 Одновременно двушажный и одновременный бесшажный ход.
66 Прохождение дистанции 4 км с использованием разученных ходов.
67 Подъем в гору скользящим шагом. Лыжные эстафеты.
68 Подъём и спуски со склонов.
69 Применение изученных приёмов при передвижении по дистанции до 2 км.
Подвижные игры на основе волейбола (18 часов)
70
71
72
73
74
75
76

Инструктаж по ТБ. Стойка и перемещение игрока.
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после движения.
Нижняя прямая подача мяча.
Нижняя прямая подача мяча через сетку.
Стойка и перемещение игрока.
Передача мяча двумя руками после перемещения.
Прием мяча снизу двумя руками.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29.12
30.12
12.01
13.01
16.01
19.01
20.01
23.01
26.01
27.01
30.01
02.02
03.02
06.02
09.02
10.02
13.02
16.02
17.02
20.02
23.02
24.02
27.02

1
1
1
1
1
1
1

02.03
03.03
06.03
09.03
10.03
13.03
16.03
10

Нижняя прямая подача мяча.
Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах.
Нижняя прямая подача с 3-6 м. Эстафеты. Игра в мини-волейбол.
Передача мяча сверху над собой.
Передача мяча сверху над собой через сетку.
Подача мяча через сетку.
Передача мяча сверху двумя руками.
Верхняя и нижняя передача. Учебная игра волейбол по упрощенным
правилам.
85 Совершенствование нижней передачи мяча в парах. Учебная игра.
86 Совершенствование подачи мяча.
87 Соревнование по волейболу (Команды мальчиков и девочек).
Легкая атлетика (12 часов)

1
1
1
1
1
1
1
1

17.03
20.03
23.03
24.03
03.04
06.04
07.04
10.04

1
1
1

13.04
14.04
17.04

88 Высокий старт до 10-15 м, бег с ускорением 50-60 м.
89 Преодоление полосы препятствий.
90 Прыжок в высоту способом перешагивание. Зачетный урок.
91 Бег 60 метров.
92 Метание теннисного мяча на дальность.
93 Метание малого мяча.
94 Прыжки в длину с разбега 7 - 9 шагов.
95 Прыжки в длину с разбега 7 - 9 шагов.
96 Прыжки в длину с места.
97 Бросок набивного мяча (2 кг.)
98 Медленный бег до 5 минут.
99 Бег 1000 м.
Кроссовая подготовка (3 часа)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20.04
21.04
24.04
27.04
28.04
01.05
04.05
05.05
08.05
11.05
12.05
15.05

100 Смешанное передвижение.
101 Переменный бег.
102 Бег в равномерном темпе 15 мин.

1
1
1

18.05
19.05
22.05

77
78
79
80
81
82
83
84

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».