ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). - Рекомендациями ПМПК и ИПРА (при наличии) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Психолого-педагогической диагностики, которая проводится на начальном и завершающем этапе работы. Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимся, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения. Задачи коррекционной работы: ― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии; ― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся; ― реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); ― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В рамках реализации программы коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» определены следующие направления работы: 1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими. 2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся; по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. 3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей. 4. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами 5. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающихся. 6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС, планирование работы на следующий год. В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы: ― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование), ― психолого-педагогический эксперимент, ― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, ― беседы с учащимися, учителями и родителями, ― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. ― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.). В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: ― занятия индивидуальные и групповые, ― игры, упражнения, этюды, ― психокоррекционные методики и технологии, ― беседы с учащимися, ― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.). В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы: ― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги, ― лекции для родителей, ― анкетирование педагогов, родителей, ― разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана. В 5 классах предусмотрено для реализации программы 1 час в неделю и составляет 34 часа в год. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида. Диагностическая и консультативная работа проводится в рабочее время педагога-психолога. При реализации программы педагогом-психологом предусмотрены упражнения на улучшение мозговой активности, подвижные игры и упражнения на координацию, ловкость, кинестетическое и кинетическое развитие, развитие моторной сферы и игровой деятельности. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся научится: 1) запоминать, хранить и воспроизводить учебный материал; 2) анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, делать логические выводы; 3) выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации; 4) начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. 5) корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. 6) объективно воспринимать и анализировать окружающую действительность 7) бережно и грамотно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих; Обучающийся получит возможность научиться: 1) адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности; эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; 2) устанавливать закономерности с опорой на зрительный материал; 3) планировать свою деятельность по времени и содержанию; 4) замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность; 5) решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели; 6) контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы; 7) практически применять правила самоорганизации и саморегуляции личности; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. 8) сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Программа разработана для учащихся 5 классов с умственной отсталостью легкой степени. Тематика коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью включает 3 основных блока: 1. Развитие и коррекция познавательной сферы: - развитие внимания, памяти, мышления; - формирование учебной мотивации; - активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности; - приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков; - становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения; - расширение словарного запаса. 2. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы: - чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние; - формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния; - способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я»; - гармонизация психоэмоционального состояния; - развитие самостоятельности; формирование навыков самоконтроля; - коррекция агрессивности обучающихся. 3. Развитие коммуникативных навыков: - становление умения владеть средствами общения; - формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам; - формирование коллективного обсуждения заданий; - развитие способности к эмпатии, сопереживанию; 4. Я и другие: - повышение социального статуса ребенка в коллективе; - формирование адекватной самооценки; установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику; - повышение уверенности в себе; - формирование и развитие навыков социального поведения. Развитие и коррекция познавательной сферы (38 часов) Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, контрастные группы). Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, смежные группы). Разрезные картинки (до 10 элементов, прямые и диагональные линии разреза). Упражнения «Последовательность событий». Отгадывание загадок о предметах и явлениях природы. Детское лото «Профессии». Дидактические игры «Самый наблюдательный», «Соблюдай правила», «Запрещенные движения», «Кодирование» (4 фигуры). Нахождение заданной группы предметов на сюжетной картинке. Графический диктант с усложнённым заданием. Дидактические игры «Разложи, как было» (до 10 картинок), «Нарисуй по памяти картинку», Расставь точки» (3, 4 точки), «Муха». Разучивание стихотворения с опорными картинками. Рассказывание стихотворения по опорным картинкам. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (24 часа) Диагностика эмоционального состояния. Развитие учебной мотивации. Решение проблемно-практических ситуаций. Упражнения на снятие страхов, повышение уверенности в себе. Работа с проявлением агрессивности. Упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций. Упражнения на развитие навыков саморегуляции. Этюды на расслабление основных эмоций. Этюды на расслабление мышц. Психогимнастика. Упражнения энергизаторы, активаторы. Игры и упражнения на расслабление. Релаксационные упражнения. Развитие коммуникативных навыков (6 часов) Волшебные средства понимания. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Игры и упражнения на развитие умения активно слушать. Дидактические игры «Продолжи слово», «Мы похожи — мы отличаемся», «Ласковое имя», «Мы тебя любим», «Свет мой, зеркальце, скажи...», «Подари улыбку». Основные методы (техники, приемы) обучения: 1. Дыхательно-координационные упражнения. 2. Упражнения на развитие произвольного слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти. 3. Упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций. 4. Упражнения и игры, улучшающие состояние тонкой моторики и совершенствующие графические навыки. Возможно использование в качестве методов обучения элементов аутотренинга и этюдов. Структура занятия Каждое занятие состоит из 4 частей: I. Разминка. Включает ритуал приветствия, игры и упражнения для создания положительного настроя на работу, создание атмосферы доверия, дыхательные упражнения. II. Основная часть. Развитие и коррекция познавательной сферы психики. Проводятся игры и упражнения на развитие тонкой моторики руки и графических навыков, восприятия, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения. III. Рефлексия. Получение обратной связи от детей, которая предполагает эмоциональную и смысловую оценку происходящего (чему научились, что узнали, что чувствовали и т.д.). IV. Прощание. Закрепление позитивного настроя обучающегося/членов группы, создание атмосферы единства. Основные виды учебной деятельности: наблюдение, слушание учителя, самостоятельная работа с печатными заданиями, объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений, работа с таблицами и схемами, работа с наглядным материалом. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № Тема урока Кол-во часов 1 Раздел 1. Развитие и коррекция познавательной сферы (19 часов) Первичная диагностика 1 2 Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, контрастные группы) 1 3 Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, смежные группы) 1 4 Разрезные картинки (до 10 элементов, прямые и диагональные линии разреза) 1 5 Упражнения «Последовательность событий» 1 6 Отгадывание загадок о предметах и явлениях природы 1 7 Детское лото «Профессии» 1 8 Дидактическая игра «Самый наблюдательный» 1 9 Дидактическая игра «Соблюдай правила» 1 10 Дидактическая игра «Запрещенные движения» 1 11 Нахождение заданной группы предметов на сюжетной картинке 1 12 Дидактическая игра «Кодирование» (4 фигуры) 1 13 Графический диктант с усложнённым заданием 1 14 Дидактическая игра «Разложи, как было» (до 10 картинок) 1 15 Дидактическая игра «Нарисуй по памяти картинку» 1 16 Дидактическая игра «Расставь точки» (3 точки) 1 17 Дидактическая игра «Муха» 1 18 Разучивание стихотворения с опорными картинками 1 19 Рассказывание стихотворения по опорным картинкам 1 Раздел 2. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (12 часа) 20 Диагностика эмоционального состояния. 1 21 Развитие учебной мотивации. Решение проблемно-практических ситуаций. 1 22 Упражнения на снятие страхов, повышение уверенности в себе. 1 23 Работа с проявлением агрессивности. 1 24 Упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций. 1 25 Упражнения на развитие навыков саморегуляции. 1 26 Этюды на расслабление основных эмоций. 1 27 Этюды на расслабление мышц. 1 28 Психогимнастика. 1 29 Упражнения энергизаторы, активаторы. 1 30 Игры и упражнения на расслабление. 1 31 Релаксационные упражнения 1 Раздел 3. Развитие коммуникативных навыков (3 часа) 32 Волшебные средства понимания. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. 1 33 Игры и упражнения на развитие умения активно слушать. Дидактические игры «Продолжи слово», «Мы похожи — мы отличаемся», «Ласковое имя», «Мы тебя любим», «Свет мой, зеркальце, скажи...», «Подари улыбку». Итоговая диагностика 1 Итого 34 ч 34 1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ» Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: - функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.); - игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.); - спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная “тропа” для ног, массажный коврик, полусфера и др.); - оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.); - материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши, принадлежности для аромотерапии и др.); - иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений. - мультимедийное сопровождение, видеопрезентации к урокам в соответствии с тематикой занятий. - аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д. - комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий. - тетради для работ учащихся. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ - Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]/ А.В. Семенович.- М. «Академия», 2002. - Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии [Текст]/А.Л. Сиротюк - М., 2000 - Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов, учителей дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих общеобразовательные школы по состоянию здоровья, родителей, детей-инвалидов [Текст]/под ред. И.А. Крестининой.– Киров:ООО «Радуга-Пресс», 2014. – 301 с. Приложение 1 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Кол-во часов План 1 Раздел 1. Развитие и коррекция познавательной сферы (19 часов) Первичная диагностика 1 05.09.22г. 2 Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, контрастные группы) 1 12.09.22г. 3 Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, смежные группы) 1 19.09.22г. 4 Разрезные картинки (до 10 элементов, прямые и диагональные линии разреза) 1 26.09.22г. 5 Упражнения «Последовательность событий» 1 03.10.22г. 6 Отгадывание загадок о предметах и явлениях природы 1 10.10.22г. 7 Детское лото «Профессии» 1 17.10.22г. 8 Дидактическая игра «Самый наблюдательный» 1 24.11.22г. 9 Дидактическая игра «Соблюдай правила» 1 07.11.22г. 10 Дидактическая игра «Запрещенные движения» 1 14.11.22г. 11 Нахождение заданной группы предметов на сюжетной картинке 1 21.11.22г. 12 Дидактическая игра «Кодирование» (4 фигуры) 1 28.11.22г. 13 Графический диктант с усложнённым заданием 1 05.12.22г. 14 Дидактическая игра «Разложи, как было» (до 10 картинок) 1 12.12.22г. Факт 15 Дидактическая игра «Нарисуй по памяти картинку» 1 19.12.22г. 16 Дидактическая игра «Расставь точки» (3 точки) 1 26.12.22г. 17 Дидактическая игра «Муха» 1 16.01.23г. 18 Разучивание стихотворения с опорными картинками 1 23.01.23г. 19 Рассказывание стихотворения по опорным картинкам 1 30.01.23г. Раздел 2. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (12 часа) 20 Диагностика эмоционального состояния. 1 06.02.23г. 21 Развитие учебной мотивации. Решение проблемно-практических ситуаций. 1 13.02.23г. 22 Упражнения на снятие страхов, повышение уверенности в себе. 1 20.02.23г. 23 Работа с проявлением агрессивности. 1 27.02.23г. 24 Упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций. 1 28.02.23г. 25 Упражнения на развитие навыков саморегуляции. 1 06.03.23г. 26 Этюды на расслабление основных эмоций. 1 13.03.23г. 27 Этюды на расслабление мышц. 1 20.03.23г. 28 Психогимнастика. 1 03.04.23г. 29 Упражнения энергизаторы, активаторы. 1 10.04.23г. 30 Игры и упражнения на расслабление. 1 17.04.23г. 31 Релаксационные упражнения 1 24.04.23г. Раздел 3. Развитие коммуникативных навыков (3 часа) 32 Волшебные средства понимания. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. 1 08.05.23г. 33 Игры и упражнения на развитие умения активно слушать. Дидактические игры «Продолжи слово», «Мы похожи — мы отличаемся», «Ласковое имя», «Мы тебя любим», «Свет мой, зеркальце, скажи...», «Подари улыбку». Итоговая диагностика 1 15.05.23г. 1 22.05.23г. Итого 34 ч 34