РП АООП (УО) по психокоррекционным занятиям 6 класс на 2022-2023 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
- Рекомендациями ПМПК и ИПРА (при наличии) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
- Психолого-педагогической диагностики, которая проводится на начальном и завершающем этапе работы.
Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимся,
направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.
Задачи коррекционной работы:
― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Вариант 2), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и
психическом развитии;
― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся;
― реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и
другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
В рамках реализации программы коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» определены следующие
направления работы:
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня психологической адаптации к учебному
процессу и особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); диагностика и
развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов
взаимодействия с окружающими.

2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении,
поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся; по выявлению возможных сложностей в формировании УУД
и реализации ФГОС.
3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.
4. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами
5. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода
и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающихся.
6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению
ФГОС, планирование работы на следующий год.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
― психолого-педагогический эксперимент,
― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
― беседы с учащимися, учителями и родителями,
― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
― занятия индивидуальные и групповые,
― игры, упражнения, этюды,
― психокоррекционные методики и технологии,
― беседы с учащимися,
― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция,
консультация, тренинг, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю,
родителям.
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и
методы работы:
― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
― лекции для родителей,
― анкетирование педагогов, родителей,
―
разработка
методических
материалов
и
рекомендаций
учителю,
родителям.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана. В 5
классах предусмотрено для реализации программы 1 час в неделю и составляет 34 часа в год.

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется
общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной
отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации
(абилитации) инвалида. Диагностическая и консультативная работа проводится в рабочее время педагога-психолога. При
реализации программы педагогом-психологом предусмотрены упражнения на улучшение мозговой активности, подвижные игры и
упражнения на координацию, ловкость, кинестетическое и кинетическое развитие, развитие моторной сферы и игровой
деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на
мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах
поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
1) запоминать, хранить и воспроизводить учебный материал;
2) анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, делать логические выводы;
3) выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации;
4) начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить
разговор.
5) корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
6) объективно воспринимать и анализировать окружающую действительность
7) бережно и грамотно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
Обучающийся получит возможность научиться:
1) адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности; эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач;
2) устанавливать закономерности с опорой на зрительный материал;
3) планировать свою деятельность по времени и содержанию;
4) замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
5) решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения
цели;
6) контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы;
7) практически применять правила самоорганизации и саморегуляции личности; понимать личную ответственность за
свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
8) сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа разработана для учащихся 5 классов с умственной отсталостью легкой степени. Тематика коррекционных
занятий для детей с умственной отсталостью включает 3 основных блока:
1. Развитие и коррекция познавательной сферы: - развитие внимания, памяти, мышления; - формирование учебной
мотивации; - активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности; - приобретение знаний об
окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков; - становление понятийного аппарата и
основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения; - расширение словарного запаса.

2. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы: - чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств.
Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;
- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния; - способности выражения собственного
мнения, формирование позитивного образа «Я»; - гармонизация психоэмоционального состояния; - развитие самостоятельности; формирование навыков самоконтроля; - коррекция агрессивности обучающихся.
3. Развитие коммуникативных навыков: - становление умения владеть средствами общения; - формирование установок на
взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам; - формирование коллективного обсуждения заданий; - развитие
способности к эмпатии, сопереживанию;
4. Я и другие: - повышение социального статуса ребенка в коллективе; - формирование адекватной самооценки; установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к
собеседнику; - повышение уверенности в себе; - формирование и развитие навыков социального поведения.
Развитие и коррекция познавательной сферы (38 часов)
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, контрастные группы). Дидактическая игра «Четвертый лишний»
(вербально, смежные группы). Разрезные картинки (до 10 элементов, прямые и диагональные линии разреза). Упражнения
«Последовательность событий». Отгадывание загадок о предметах и явлениях природы. Детское лото «Профессии». Дидактические
игры «Самый наблюдательный», «Соблюдай правила», «Запрещенные движения», «Кодирование» (4 фигуры). Нахождение
заданной группы предметов на сюжетной картинке. Графический диктант с усложнённым заданием. Дидактические игры
«Разложи, как было» (до 10 картинок), «Нарисуй по памяти картинку», Расставь точки» (3, 4 точки), «Муха». Разучивание
стихотворения с опорными картинками. Рассказывание стихотворения по опорным картинкам.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (24 часа) Диагностика эмоционального состояния. Развитие учебной
мотивации. Решение проблемно-практических ситуаций. Упражнения на снятие страхов, повышение уверенности в себе. Работа с
проявлением агрессивности. Упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций. Упражнения на развитие
навыков саморегуляции. Этюды на расслабление основных эмоций. Этюды на расслабление мышц. Психогимнастика. Упражнения
энергизаторы, активаторы. Игры и упражнения на расслабление. Релаксационные упражнения.
Развитие коммуникативных навыков (6 часов) Волшебные средства понимания. Учимся слушать друг друга. Пойми меня.
Игры и упражнения на развитие умения активно слушать. Дидактические игры «Продолжи слово», «Мы похожи — мы
отличаемся», «Ласковое имя», «Мы тебя любим», «Свет мой, зеркальце, скажи...», «Подари улыбку».
Основные методы (техники, приемы) обучения:
1. Дыхательно-координационные упражнения.
2. Упражнения на развитие произвольного слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти.
3. Упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.
4. Упражнения и игры, улучшающие состояние тонкой моторики и совершенствующие графические навыки.
Возможно использование в качестве методов обучения элементов аутотренинга и этюдов.

Структура занятия
Каждое занятие состоит из 4 частей:
I.
Разминка. Включает ритуал приветствия, игры и упражнения для создания положительного настроя на
работу, создание атмосферы доверия, дыхательные упражнения.
II.
Основная часть. Развитие и коррекция познавательной сферы психики. Проводятся игры и упражнения
на развитие тонкой моторики руки и графических навыков, восприятия, внимания, наблюдательности, мышления,
памяти, воображения.
III. Рефлексия. Получение обратной связи от детей, которая предполагает эмоциональную и смысловую оценку
происходящего (чему научились, что узнали, что чувствовали и т.д.).
IV. Прощание. Закрепление позитивного настроя обучающегося/членов группы, создание атмосферы единства.
Основные виды учебной деятельности: наблюдение, слушание учителя, самостоятельная работа с печатными
заданиями, объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений, работа с таблицами и схемами, работа с наглядным материалом.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Раздел 1. Развитие и коррекция познавательной сферы (19 часов)
Первичная диагностика

1

2

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, контрастные группы)

1

3

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, смежные группы)

1

4

Разрезные картинки (до 10 элементов, прямые и диагональные линии разреза)

1

5

Упражнения «Последовательность событий»

1

6

Отгадывание загадок о предметах и явлениях природы

1

7

Детское лото «Профессии»

1

8

Дидактическая игра «Самый наблюдательный»

1

9

Дидактическая игра «Соблюдай правила»

1

10

Дидактическая игра «Запрещенные движения»

1

11

Нахождение заданной группы предметов на сюжетной картинке

1

12

Дидактическая игра «Кодирование» (4 фигуры)

1

13

Графический диктант с усложнённым заданием

1

14

Дидактическая игра «Разложи, как было» (до 10 картинок)

1

15

Дидактическая игра «Нарисуй по памяти картинку»

1

16

Дидактическая игра «Расставь точки» (3 точки)

1

17

Дидактическая игра «Муха»

1

18

Разучивание стихотворения с опорными картинками

1

19

Рассказывание стихотворения по опорным картинкам

1

Раздел 2. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (12 часа)
20

Диагностика эмоционального состояния.

1

21

Развитие учебной мотивации. Решение проблемно-практических ситуаций.

1

22

Упражнения на снятие страхов, повышение уверенности в себе.

1

23

Работа с проявлением агрессивности.

1

24

Упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций.

1

25

Упражнения на развитие навыков саморегуляции.

1

26

Этюды на расслабление основных эмоций.

1

27

Этюды на расслабление мышц.

1

28

Психогимнастика.

1

29

Упражнения энергизаторы, активаторы.

1

30

Игры и упражнения на расслабление.

1

31

Релаксационные упражнения

1

Раздел 3. Развитие коммуникативных навыков (3 часа)

32

Волшебные средства понимания. Учимся слушать друг друга. Пойми меня.

1

33

Игры и упражнения на развитие умения активно слушать. Дидактические игры «Продолжи слово»,
«Мы похожи — мы отличаемся», «Ласковое имя», «Мы тебя любим», «Свет мой, зеркальце,
скажи...», «Подари улыбку».
Итоговая диагностика

1

Итого

34 ч

34

1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»
Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная
предметно-пространственная развивающая среда:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с
комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски
цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной
величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.);
- спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная “тропа”
для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для
релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
- материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы,
вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин,
восковые карандаши, принадлежности для аромотерапии и др.);
- иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания ситуаций межличностного взаимодействия,
эмоциональных проявлений.
- мультимедийное сопровождение, видеопрезентации к урокам в соответствии с тематикой занятий.
- аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
- комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий.
- тетради для работ учащихся.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
- Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]/ А.В. Семенович.- М.
«Академия», 2002.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии [Текст]/А.Л. Сиротюк - М., 2000
- Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для
логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов, учителей дистанционного обучения детей-инвалидов, не
посещающих общеобразовательные школы по состоянию здоровья, родителей, детей-инвалидов [Текст]/под ред. И.А.
Крестининой.– Киров:ООО «Радуга-Пресс», 2014. – 301 с.

Приложение 1

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

План

1

Раздел 1. Развитие и коррекция познавательной сферы (19 часов)
Первичная диагностика

1

05.09.22г.

2

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, контрастные группы)

1

12.09.22г.

3

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, смежные группы)

1

19.09.22г.

4

Разрезные картинки (до 10 элементов, прямые и диагональные линии разреза)

1

26.09.22г.

5

Упражнения «Последовательность событий»

1

03.10.22г.

6

Отгадывание загадок о предметах и явлениях природы

1

10.10.22г.

7

Детское лото «Профессии»

1

17.10.22г.

8

Дидактическая игра «Самый наблюдательный»

1

24.11.22г.

9

Дидактическая игра «Соблюдай правила»

1

07.11.22г.

10

Дидактическая игра «Запрещенные движения»

1

14.11.22г.

11

Нахождение заданной группы предметов на сюжетной картинке

1

21.11.22г.

12

Дидактическая игра «Кодирование» (4 фигуры)

1

28.11.22г.

13

Графический диктант с усложнённым заданием

1

05.12.22г.

14

Дидактическая игра «Разложи, как было» (до 10 картинок)

1

12.12.22г.

Факт

15

Дидактическая игра «Нарисуй по памяти картинку»

1

19.12.22г.

16

Дидактическая игра «Расставь точки» (3 точки)

1

26.12.22г.

17

Дидактическая игра «Муха»

1

16.01.23г.

18

Разучивание стихотворения с опорными картинками

1

23.01.23г.

19

Рассказывание стихотворения по опорным картинкам

1

30.01.23г.

Раздел 2. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (12 часа)
20

Диагностика эмоционального состояния.

1

06.02.23г.

21

Развитие учебной мотивации. Решение проблемно-практических ситуаций.

1

13.02.23г.

22

Упражнения на снятие страхов, повышение уверенности в себе.

1

20.02.23г.

23

Работа с проявлением агрессивности.

1

27.02.23г.

24

Упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций.

1

28.02.23г.

25

Упражнения на развитие навыков саморегуляции.

1

06.03.23г.

26

Этюды на расслабление основных эмоций.

1

13.03.23г.

27

Этюды на расслабление мышц.

1

20.03.23г.

28

Психогимнастика.

1

03.04.23г.

29

Упражнения энергизаторы, активаторы.

1

10.04.23г.

30

Игры и упражнения на расслабление.

1

17.04.23г.

31

Релаксационные упражнения

1

24.04.23г.

Раздел 3. Развитие коммуникативных навыков (3 часа)
32

Волшебные средства понимания. Учимся слушать друг друга. Пойми меня.

1

08.05.23г.

33

Игры и упражнения на развитие умения активно слушать. Дидактические игры «Продолжи
слово», «Мы похожи — мы отличаемся», «Ласковое имя», «Мы тебя любим», «Свет мой,
зеркальце, скажи...», «Подари улыбку».
Итоговая диагностика

1

15.05.23г.

1

22.05.23г.

Итого

34 ч

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».