РП по обществознанию 6 класс на 2022-2023

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты освоения курса обществознания на уровне основного общего образования предполагают, что у
учащегося сформированы:
1)
формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
2)
понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3)
приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной
активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту
обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
возрастов и социальных групп;
4)
формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать
правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5)
освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей, обучающихся делать
необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6)
развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Выпускник научится:
Человек. Деятельность человека
‒
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
‒
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
‒
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять
роль мотивов в деятельности человека;
‒
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
‒
приводить примеры основных видов деятельности человека;
‒ выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения
межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
‒
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
‒
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
‒
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения
мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
‒
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
‒
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Содержание учебного предмета
Введение. Как работать с учебником
Глава I. Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность,
личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности.
Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни
человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные
конфликты и способы их разрешения.
Глава II. Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы
современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и
коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития
Глава III. Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются
социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее
основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое
правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества
и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в
подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный
контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного общего образования.

Темы
Гражданское воспитание

1

Введение

2-3

Человек –
личность

4-5

Человек познает
мир
Человек и его
деятельность.
Потребности
человека

6-7
8-9

1011
12

1314
1516

Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской
государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при
уважении прав и свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие
в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной.

1
2

2
2

Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые
достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.

На пути к
жизненному
успеху
Контрольный
тест по теме:
Человек в
Духовно-нравственное воспитание
социальном
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные
измерении
нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной
Межличностные принадлежности).
отношения
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных
Человек в
группе

Колво
часов

российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение

2

2

1

2

2

1718

Общение

1920

Конфликты в
межличностных
отношениях
Контрольный
тест по теме:
«Человек среди
людей»
Человек славен
добрыми
делами

21

2223

2425

Будь смелым

2627

Человек и
человечность

2829

Контрольный
тест по теме:
Нравственные
основы жизни
Известные
жители Тюмени
и Тюменской
области

3031

32

Жители
Тюменской
области в годы
Великой
Отечественной
войны

и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа,
российского общества.

2

Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.

1

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий
правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей),
понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных
знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека,
общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред.

2

2

2

2

2

2

1

33

34

Постановления
Правительства
Тюменской
области « О
порядке
воспитания и
обучения детейинвалидов»
Итоговое
повторение
Итого

Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы,
планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей,
достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура,
деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности.

1

1

34

Приложение к рабочей программе № 1

Календарно-тематическое планирование
№

Раздел,
тема

1

Введение

2-3

Человек –
личность

4-5

Человек
познает
мир

Планируемые результаты обучения Колич
Функциональная
ество
грамотность
часов
Элементы
Основные виды учебной
содержания урока
деятельности обучающихся
Знакомство с курсом Вспоминают основные итоги
1
«Обществознание»
прошлого года обучения.
Обществоведение,
Знакомятся с основным
человек, общество
содержанием курса 6 класса, с
перспективой совершенствования
умений и навыков в процессе
учебной деятельности.
Определяют основные
требования к результатам
обучения и критерии успешной
работы учащихся.
Человек в социальном измерении
Что такое личность.
Работают над понятием
2
Высказывать и обосновывать
Индивидуальность – «индивидуальность», приводят
собственную точку зрения по
плохо или хорошо?
конкретные примеры.
вопросу, обсуждаемому в
Сильная личность –
Используют элементы причиннотексте. Оценивать полноту,
какая она? Человек,
следственного анализа при
достоверность информации.
возрастные периоды характеристике социальных
Определять
наличие/
жизни человека,
параметров личности.
отсутствие
информации.
детство, юность,
Презентация «Человек, индивид,
Находить и извлекать одну
зрелость, старость.
личность».
или
несколько
единиц
Наследственность
информации,
расположенных в одном
фрагменте текста.
Познание мира и
Характеризуют особенности
2
себя. Что такое
познания человеком мира и самого
самосознание. На
себя. Оценивают собственные

Дата
План
07.09.2022

14.09.2022
21.09.2022

28.09.2022
05.10.2022

Факт

что ты способен.

6-7

Человек и
его
деятельнос
ть.

«Птицу узнают по
полёту, а человека –
по работе». «Пчела
мала, да и та
работает». Жизнь
человека
многогранна.

8-9

Потребнос
ти
человека

Какие бывают
потребности. «Не
место красит
человека» Мир
мыслей. Мир чувств.

10-11

На пути к
жизненном

Слагаемые
жизненного успеха.

практические умения, поступки,
моральные качества, выявлять их
динамику. Сравнивают себя и
свои качества с другими людьми и
их качествами. Приводят
примеры проявления различных
способностей людей
Характеризуют деятельность
2
человека, её отдельные виды.
Описывают и иллюстрируют
примерами различные мотивы
деятельности. Используют
элементы причинно-следственного
анализа для выяснения связи
между деятельностью и
формированием личности.
Выявляют условия и оценивают
качества собственной успешной
деятельности.

Характеризуют и
2
иллюстрируют примерами
основные потребности человека;
показывать их индивидуальный
характер. Описывают особые
потребности людей с
ограниченными возможностями.
Исследуют несложные
практические ситуации, связанные
с проявлением духовного мира
человека, его мыслей и чувств.
Характеризуют и
2
конкретизируют примерами роль

Высказывать и обосновывать 12.10.2022
собственную точку зрения по 19.10.2022
вопросу, обсуждаемому в
тексте. Определять наличие/
отсутствие
информации.
Понимать
смысловую
структуру текста (определять
тему, главную мысль/ идею,
назначение
текста).
Соотносить
визуальное
изображение с вербальным
текстом.
Формулировать
выводы
на
основе
обобщения отдельных частей
текста.
26.10.2022
02.11.2022

Высказывать и обосновывать 09.11.2022
собственную точку зрения по 16.11.2022

у успеху

Привычка к труду
помогает успеху.
Готовимся выбирать
профессию.
Поддержка близких
– залог успеха.
Выбор жизненного
пути.

труда в достижении успеха в
жизни. Формулируют свою точку
зрения на выбор пути достижения
жизненного успеха. Показывают
на примерах влияние
взаимопомощи в труде на его
результаты.

12

Контроль
ный тест
по теме:
Человек в
социально
м
измерении

Закрепление
изученного по
данной теме.

13-14

Межлично
стные
отношения

Человек и
ближайшее
социальное
окружение.
Межличностные
отношения. Роль
чувств в отношениях

Систематизируют знания,
1
полученные при изучении темы о
социальных чертах человека и их
проявлении в деятельности.
Совершенствуют умения
характеризовать понятия
«личность», «индивидуальность»,
«деятельность»; приводят
конкретные примеры
разнообразия видов деятельности
человека, его потребностей.
Работают в группах, формируют
навык социального
взаимодействия на уровне учебной
группы.
Человек среди людей
Описывают межличностные
2
отношения и их отдельные виды.
Описывают с опорой на примеры
взаимодействие и сотрудничество
людей в обществе. Показывают
проявление сотрудничества и
соперничества на конкретных

вопросу, обсуждаемому в
тексте. Понимать значение
неизвестного
слова
или
выражения
на
основе
контекста.
Понимать
смысловую структуру текста
(определять тему, главную
мысль/ идею, назначение
текста).
Понимать
фактологическую
информацию
(сюжет,
последовательность событий
и т.п.)
23.11.2022

Находить
и
извлекать 30.11.2022
несколько
единиц 07.12.2022
информации,
расположенных в разных
фрагментах
текста.
Находить и извлекать одну

между людьми.
Сотрудничество и
соперничество.
Солидарность,
лояльность,
толерантность,
взаимопонимание

примерах. Оценивают
собственное отношение к людям
других национальностей и другого
мировоззрения. Исследуют
практические ситуации, в которых
проявились солидарность,
толерантность, лояльность,
взаимопонимание.
Описывают большие и малые,
формальные и неформальные
группы. Приводят примеры таких
групп. Характеризуют и
иллюстрируют примерами
групповые нормы. Описывают с
опорой на примеры
взаимодействие и сотрудничество
людей в обществе. Оценивают
собственное отношение к людям
других национальностей и другого
мировоззрения. Исследуют
практические ситуации, в которых
проявились солидарность,
толерантность, лояльность,
взаимопонимание. Исследуют
практические ситуации, связанные
с выявлением места человека в
группе, проявлений лидерства.
Характеризуют общение как
взаимные деловые и дружеские
отношения людей.
Иллюстрируют с помощью
примеров различные стили
общения. Сравнивают и
сопоставляют различные стили
общения. Выявляют на основе

15-16

Человек в
группе

Социальные группы
(большие и малые).
Человек в малой
группе. Группы
формальные и
неформальные.
Лидеры. Групповые
нормы.

17-18

Общение

Общение – форма
отношения человека
к окружающему
миру, цели общения.
Средства общения.
Стили общения.
Особенности
общения со

или
несколько
единиц
информации,
расположенных в одном
фрагменте
текста.
Определять
место,
где
содержится
искомая
информация
(фрагмент
текста, гиперссылка, ссылка
на сайт и т.д.)
2

14.12.2022
21.12.2022

2

28.12.2022
11.01.2023

сверстниками,
старшими и
младшими.

19-20

21

22-23

конкретных жизненных ситуаций
особенности общения со
сверстниками, старшими и
младшими. Оценивают
собственное умение общаться.
Конфликты Межличностные
Описывают сущность и причины 2
в
конфликты, причины возникновения межличностных
межличнос их возникновения.
конфликтов. Характеризуют
тных
Агрессивное
варианты поведения в
отношения поведение.
конфликтных ситуациях.
х
Конструктивное
Объясняют, в чём заключается
решение конфликта. конструктивное решение
Как победить обиду конфликта. Иллюстрируют
и устранить
объяснение примерами.
конфликт.
Выявлять и анализировать
собственные типичные реакции в
конфликтной ситуации.
Обобщают свои знания по
1
Контроль Закрепление
изученного по
умению общаться. Осмысливают
ный тест
по теме:
данной теме.
личный опыт участия в различных
«Человек
видах межличностного общения
среди
со сверстниками, и людьми других
людей»
возрастов. Примеряют на себя
роль лидера, роль члена группы.
Различают стадии конфликта и
продумывать программу действий
по конструктивному разрешению
его. Совершенствуют
личностные, коммуникационные
универсальные учебные действия.
Убеждаются в необходимости
толерантного поведения.
Нравственные основы жизни
Человек
Что такое добро.
Характеризуют и иллюстрируют 2
славен
Кого называют
примерами проявления добра.
добрыми
добрым. Доброе –
Приводят примеры,

Использовать информацию 18.01.2023
из текста для решения 25.01.2023
практической
задачи
с
привлечением
фоновых
знаний.
Обнаруживать
противоречия, содержащиеся
в одном или нескольких
текстах. Оценивать полноту,
достоверность информации.
Соотносить
визуальное
изображение с вербальным
текстом.
01.02.2023

Понимать фактологическую 08.02.2023
информацию
(сюжет, 15.02.2023
последовательность событий

делами

значит хорошее.
«Золотое правило
нравственности» главное правило
доброго человека.

иллюстрирующие «золотое
правило
нравственности».Оценивают
модельные и реальные поступки
людей с точки зрения «золотого
правила нравственности».

24-25

Будь
смелым

Что такое страх.
Смелость и отвага.
Имей смелость
сказать злу «нет».

26-27

Человек и
человечнос
ть

Человечность.
Гуманизм –
уважение и любовь к
людям. Внимание к
тем кто, нуждается в
поддержке.

Учатся побеждать страх. На
2
конкретных примерах дают
оценку проявлениям мужества,
смелости, случаям преодоления
людьми страха в критических и
житейских ситуациях. Оценивают
предлагаемые ситуации,
требующие личного
противодействия проявлениям зла.
Раскрывают на примерах смысл
2
понятия человечность. Дают
оценку с позиции гуманизма
конкретным поступкам людей,
описанным в СМИ и иных
информационных источниках. На
примерах конкретных ситуаций
оценивают проявление внимания
к нуждающимся в нём.

28-29

Контроль
ный тест
по теме:
Нравствен
ные
основы
жизни

Закрепление
изученного по
данной теме.

Отстаивают свои знания об
объективной необходимости
человечности, золотого правила
нравственности, моральных
заповедях для выживания
человечества. Развивают умение
анализировать материалы СМИ,

и
т.п.)
Устанавливать
скрытые
связи
между
событиями
или
утверждениями (причинноследственные
отношения,
отношения
аргумент
–
контраргумент,
тезис
–
пример, сходство – различие
и др..)

2

22.02.2023
01.03.2023

Понимать
значение 15.03.2023
неизвестного слова или 22.03.2023
выражения
на
основе
контекста.
Понимать
смысловую структуру текста
(определять тему, главную
мысль/ идею, назначение
текста).
Соотносить
визуальное изображение с
вербальным текстом.
29.03.2023

оценивать описанные в них
ситуации с точки зрения
добродетелей.
Региональный компонент
Отстаивают свои знания об объективной
2
необходимости человечности, золотого
правила нравственности, моральных
заповедях для выживания человечества.
Развивают умение анализировать
1
материалы СМИ, оценивать описанные в
них ситуации с точки зрения
добродетелей.
1

30-31

Известные жители
Тюмени и Тюменской
области

32

Жители Тюменской
области в годы Великой
Отечественной войны

33

Постановления
Правительства Тюменской
области « О порядке
воспитания и обучения
детей-инвалидов»
Итоговое повторение
Закрепление. Систематизация знаний за
курс обществознания

34

1

05.04.2023
12.04.2023

1904.2023

26.04.2023

03.05.2023

Приложение к рабочей программе № 2

Практическая часть

Наименование
1 четверть
Контрольный тест по теме: «Человек в социальном измерении»
Контрольный тест по теме: «Человек среди людей»
Контрольный тест по теме: «Нравственные основы жизни»

Дата
2 четверть 3 четверть

4 четверть

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».