РП предметный курс по биологии 5 класс на 2022-2023 уч.год

Рабочая программа предметного курса по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предметного курса соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он должен заложить прочные основы
знаний для сдачи экзамена по биологии в 9 классе. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях
является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый предметный курс направлен на формирование у
учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через
обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он подготавливает
учащихся к изучению биологии в 6–7 классах. В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия,
экскурсии. Программа предметного курса должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении
основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно
важных компетенций.
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель
курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы
биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения
организмов нашей планеты. Изучение биологии на уровне основного общего образования должно быть направлено на решение следующих
задач:
 формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;
 формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об
экосистемой организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
 приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для
изучения живых организмов и связи человека с ним;
 формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий
по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;
 формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального
природопользования.
 освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условий и ухода за ними.
Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории,
проходят инструктаж. Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли различных ученых-биологов. Содержание данного

курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы, приобретают не только умение
работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.
Структура программы
Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с изучением теоретического материала «Биология. 5 класс». На уроках
биологии в 5 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех
последующих курсах изучения биологии. Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение содержания которого важно для
дальнейшего освоения содержания программы по биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить
на уроках «Биологии» в 5 классе достаточно велико, поэтому введение курса будет дополнительной возможностью учителю более
качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения. предметный курс направлен
на закрепление практического материала изучаемого на уроках биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие
кругозора учащихся.
Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; мини-конференции с презентациями,
использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом
обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя
учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии
формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс
общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения
объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм
поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями
биологии. Ботаника — наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных.
Микробиология — наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия — наука о химическом составе клеток
и организмов. Цитология — раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Гистология — раздел биологии,
изучающий строение тканей организмов. Физиология — наука о жизненных процессах. Эмбриология – наука о развитии организмов.
Этология — дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология — наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой.
Антропология — наука, занимающаяся изучением человека, его происхождения, развития. Бактериология — наука о бактериях. Биогеография
— наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Биогеоценология — научная дисциплина,
исследующая строение и функционирование биогеоценозов. Дендрология — раздел ботаники, предметом изучения которого являются
деревья. Систематика — научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология — наука о грибах. Морфология изучает
внешнее строение организма. Наука о водорослях называется альгологией. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа предусматривает изучение предметного курса по биологии в 5 классе - 1 час в неделю, всего - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА
1. Биология — наука о живой природе
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их
сравнение.Живая и неживая природа — единое целое. Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника,
зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.).Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности
современного человека. Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников
(научнопопулярная литература, справочники, Интернет).
2. Методы изучения живой природы
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. Устройство увеличительных
приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами. Метод описания в биологии (наглядный, словесный,
схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов.
Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.
Лабораторные и практические работы
1. Лабораторная работа №2 «Ознакомление с устройством светового микроскопа, работа с микропрепаратами.»
2. Лабораторная работа № 1 «Составление макета этапов развития семени фасоли»
Экскурсии:
Экскурсия «Осенние изменения живой природы».
3. Организмы — тела живой природы
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.
Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка — наименьшая единица строения и
жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.
Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов.
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм —
единое целое. Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки),
семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
1. Лабораторная работа № 3 «Строение тканей животного организма»
2. Лабораторная работа № 4 «Химический состав растений»
3. Лабораторная работа № 5 «Исследование процесса испарения воды листьями»

4. Лабораторная работа №6 «Строение водоросли спирогиры».
5. Лабораторная работа № 7 «Рассматривание простейших под микроскопом».
6. Лабораторная работа № 8 «Выращивание плесени, рассматривание ее под микроскопом».
Понятие о среде обитания. Водная, наземновоздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания.
Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы:
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсии или видеоэкскурсии
Растительный и животный мир родного края (краеведение).
5. Природные сообщества
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи
и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных
сообществ (лес, пруд, озеро идр.).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль
искусственных сообществ в жизни человека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа № 9 «Наблюдение за поведением домашнего питомца»
Лабораторная работа № 10 «Наблюдение за передвижением животных»
Лабораторная работа № 11 «Создание клумбы и правил ухода за ней»
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую
природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их
предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки,
памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение предметного курса по биологии на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой
биологической науки.
Гражданское воспитание:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и
норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности,
интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
• с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических
объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной биологической задачи;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
• оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
• запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
• овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение
к меняющимся обстоятельствам;

• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
• регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
• открытость себе и другим;
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
• овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;
• перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека; профессии,
связанные с биологией (4—5);
• приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст,
Гиппократ) учёных в развитие биологии;
• иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост,
развитие, движение, размножение;
• применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология,
биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение,
раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с
поставленной задачей и в контексте;
• различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты:
растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и
искусственном сообществах;
представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;
• проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов
жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов,
лишайников, бактерий и вирусов;

• раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;
• приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
• выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;
• аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека;
анализировать глобальные экологические проблемы;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
• демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла, различными
видами искусства;
• выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и
лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
• применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами,
описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
• владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
• соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;
• использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;
• создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА
ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
№ Тема

Кол-во
часов
1

Контро
льные
работы
0

Практи
ческие
работы
0

1 Введение

2 Почувствуй себя
натуралистом
Экскурсия «Осенние
изменения живой
природы»
3 Почувствуй себя
антропологом

1

0

0

1

0

0

4 Почувствуй себя
фенологом
Лабораторная работа №
1 «Составление макета
этапов развития семени
фасоли»
5 Почувствуй себя
ученым

1

0

1

1

0

0

6 Почувствуй себя
исследователем,
открывающим
невидимое.
Лабораторная работа №
2 «Изучение строения

1

0

1

Характеристика деятельности
обучающихся

Виды и формы
контроля

ресурсы

Выбор тем проекта, работа в
группах по направлениям.
Составление примерного плана
по направлениям.
Составляют отчет по экскурсии.

Письменный
отчет в тетради.

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/7843/conspect/

Оформить
отчеты об
экскурсии.

https://foxford.ru/wiki/bio
logiya/priznaki-zhivyhorganizmov

Творческая мастерская
«Построение ленты времени», по
которой можно определить
жизнь и занятия человека на
разных этапах его развития.
Демонстрируют способность к
эмпатии, стремление
устанавливать доверительные
отношения взаимопонимания.

Лента времени
как
доказательство
эволюции
человека.
Макет этапов
развития
семени фасоли

Эволюция человека –
древний человек и
этапы развития (xn-e1adcaacuhnujm.xn-p1ai)
https://youtu.be/lFE6v0IJf
6I

Беседа, показ, демонстрация,
организация наблюдения и
обсуждения.
Готовят микропрепарат
растения. Рассматривают его под
микроскопом, создание модели
клетки из пластилина.

Оформление
письменного
отчета
Письменный
отчет.

https://foxford.ru/wiki/bio
logiya/priznaki-zhivyhorganizmov
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/7846/conspect/

микроскопа
Рассматривание
микропрепаратов.»
7 Почувствуй себя
цитологом

Создание
модели клетки
из пластилина.

https://www.yaklass.ru/

Презентация
«Строение
тканей своих
наблюдений
под
микроскопом»
Учатся работать с инструкциями, Письменный
оборудованием.
отчет.

https://www.yaklass.ru/

1

Проводить простейшие
наблюдения, измерения, опыты.

Фотоотчет

https://www.yaklass.ru/

0

0

Просмотр видеофильма,
постановка опыта Реди.

https://www.yaklass.ru/

0

0

Дают систематическое
положение организмам: человек
разумный и яблоня китайская.

Фотоотчет.
Умение
объяснять
фразу «Живое
из живого»
Создание
презентации
«Царств живой
природы» для
наглядного

1

0

0

8 Почувствуй себя
гистологом.
Лабораторная работа №
3 «Строение тканей
животного организма»

1

0

1

9 Почувствуй себя
биохимиком.
Лабораторная работа №
4 «Химический состав
растений»

1

0

1

1 Почувствуй себя
0 физиологом.
Лабораторная работа №
5 «Исследование
процесса испарения
воды листьями»
1 Почувствуй себя
1 эволюционистом

1

0

1

1 Почувствуй себя
2 систематиком
1
3

1

Учатся работать с инструкциями,
оборудованием клетки;
различают на таблицах и
микропрепаратах органоиды
клетки.
Выделяют основные признаки
строения клетки. Называют
основные органоиды клетки и
описывают их.

https://www.yaklass.ru/

Решу.
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/5395/conspect/
https://foxford.ru/wiki/bio
logiya/klassifikaciya-

Находить в интернет-ресурсах
фотографии вирусов, создание
фотоколлекции.
Изготовление макета бактерий
из подручного материала

представления о
многообразии
живых
организмов.
Создание
собственной
фотоколлекции
Изготовление
бактерий из
подручного
материала
Письменный
отчет

organizmov-binarnayanomenklatura

1 Почувствуй себя
4 вирусологом

1

0

0

1 Почувствуй себя
5 бактериологом.

1

0

0

1 Почувствуй себя
6 альтологом.
Лабораторная работа
№6 «Строение
водоросли спирогиры».
1 Почувствуй себя
7 протозоологом.
Лабораторная работа №
7 «Рассматривание
простейших под
микроскопом».
1 Почувствуй себя
8 микологом.
Лабораторная работа №
8 «Выращивание
плесени,
рассматривание ее под
микроскопом».
1 Почувствуй себя
9 орнитологом.

1

0

1

Определяют особенности
строения спирогиры.

1

0

1

Комментируют содержание
Письменный
рисунка простейшего животного, отчет
работают со световым
микроскопом и готовыми
микропрепаратами.

https://biouroki.ru/

1

0

1

Проводить опыт, доказывающий
что плесень – это грибы.
Изготавливать микропрепарат

Письменный
отчет

https://biouroki.ru/
https://bio5vpr.sdamgia.ru/

1

0

0

Ведут дневник наблюдений,
фотографируют птиц на
кормушках

https://www.yaklass.ru/

2 Почувствуй себя
0 экологом.

1

0

0

Создание игры: « Кто7 Где
живет?

Фото птиц на
кормушках.
Записи своих
наблюдений
Создать игру
«Кто, где
живет» и

https://bio5vpr.sdamgia.ru/
https://biouroki.ru/
https://www.yaklass.ru/

https://biouroki.ru/

https://www.yaklass.ru/

2 Почувствуй себя
1 физиологом.

1

0

0

Изучают и описывают влияние
воды, света и температуры на
рост растений. Делать выводы

2 Почувствуй себя
2 аквариумистом.

1

0

0

2 Почувствуй себя
3 исследователем
природных сообществ.

1

0

0

Составить список видов для
аквариума, создать макет
аквариума.
Формулируют и выдвигают
простейшие гипотезы.
Составляют ленту природных
сообществ

1

0

0

1

0

1

2
7

Почувствуй себя
зоогеографом.
Почувствуй себя
дендрологом.
Экскурсия «Изучение
состояния деревьев на
экологической тропе»
Почувствуй себя
этологом.
Лабораторная работа №
9 «Наблюдение за
поведением домашнего
питомца»
Почувствуй себя
фольклористом

2
8
2
9

Почувствуй себя
палеонтологом
Почувствуй себя
ботаником

2
4
2
5

2
6

поиграть в
начальной
школе
Письменный
отчет

https://interneturok.ru/less
on/biology/5klass/vvedenie/sredyobitaniya-organizmov
Создавать макет https://www.yaklass.ru/
аквариума
Лента
природных
сообществ

0

Создать игру-путаница у и
работать с картой мира.
Составляют список видов,
использующих для озеленения
района.

Создают игрупутаницу
список
культивируемы
х видов
растений

0

1

Наблюдение за домашним
животным, ведение дневника.

Дневник
наблюдения за
домашними
животными

1

0

0

Подготовить презентацию о
легенде растения

Презентация

1

0

0

1

0

0

Изготовление простейшего
гербария цветкового растения

Письменный
отчет
Гербарий

ОГЭ−2022, Биология:
задания, ответы,
решения. Обучающая
система Дмитрия
Гущина (sdamgia.ru)
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/560/
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/7195/conspect/

Атлас растений на сайте
ПриродаДар.RU
(priroda-dar.ru)
https://www.yaklass.ru/
https://www.yaklass.ru/

3 Почувствуй себя
0 следопытом

1

0

0

Создание
биологической
игротеки
«Узнай по
контуру
животное»
Сравнение
передвижения
разных
одноклеточных
организмов.
Делать вывод о
значении
движения для
животных
Создание
клумбы вокруг
школы

Следы животных:
картинки с подписями
для детей: зайца,
медведя и другие
рисунки (zverovod.info)

3 Почувствуй себя
1 зоологом.
Лабораторная работа №
11 «Наблюдение за
передвижением
животных»

1

0

1

Наблюдение за передвижением
инфузории –туфельки,
приготовление микропрепарата.

3 Почувствуй себя
2 цветоводом.
Лабораторная работа №
12 «Создание клумбы и
правил ухода за ней
3 Почувствуй себя
3 экотуристом
«Виртуальное
путешествие по
Красной книге»
3 Итоговое занятие —
4 защита проектов

1

0

1

Выполнение основных действий
по высадке растений и
поддержания периода вегетации
растения.

1

0

0

Создать агитационные листки
(плакаты) по Красной книге

Плакаты и
листовки

https://foxford.ru/wiki/okr
uzhayuschiymir/krasnaya-kniga

1

0

0

Выступление и защита проекта

Оценка
деятельности
учащихся

https://resh.edu.ru/

Приложение1 к рабочей программе по биологии

№
п/
п

Тема

Обучающийся
научится

Обучающийся
получит
возможность
научиться

Календарно-тематическое планирование предметного курса по биологии «Зелёный мир» 5 класс
Тип
урока

Планируемые результаты

1

Введение

Изучени
е нового
материа
ла

Организовать
знакомство с
методами
изучения
природы,
лабораторным
оборудованием
в кабинете
биологии.

Познакомиться
с
особенностями
исследовательс
кой
деятельности.

Учатся
составлять
план
исследовани
я.

2

Почувствуй
себя
натуралистом

Экскурс
ия
«Осенни
е
изменен
ия
живой
природы

Сравнивать
объекты живой
и неживой
природы,
делать вывод о
различиях тел
живой и
неживой

Определять
видовой состав
разных
жизненных
форм растений.

Анализирую
т объект,
выделяя
существенн
ые и
несуществен
ные
признаки.

Дата

Стремитьс
як
получению
новых
знаний,
проявлять
активность
в
совместной
учебной
деятельнос
ти.
Формирова
ние
познавател
ьных
интересов.

Оценивание
деятельности
учащихся

Характеристика
деятельности
обучающихся

Личностные
результаты

Метапредметные
результаты

план

Выбор тем
проекта,
работа в
группах по
направления
м.
Составление
примерного
плана по
направления
м.

Письменн
ый отчет в
тетради.

Составляют
отчет по
экскурсии.

Оформить 08.09
отчеты об
экскурсии.

01.09

факт

3

Почувствуй
себя
антропологом

»

природы.

Изучени
е нового
материа
ла

Организовать
деятельность
по изучению
представителей
рода человек;
находить
отличительный
признаки рода
людей.

Устанавлива
ют
причинноследственны
е связи.
Заменять
Вступают в
термины
диалог,
определениями. участвуют в
Строят
коллективно
логические
м
цепи
обсуждении
рассуждений.
проблем,
учатся
владеть
монологичес
кой и
диалогическ
ой формами
речи в
соответстви
и с нормами
родного
языка
Умеют
заменять
термины
определения
ми.
Осуществля
ют поиск и
выделение
необходимо
й
информации
. Строят
логические

Развивают
умение
интегриров
аться в
группу
сверстнико
в и строить
продуктив
ное
взаимодейс
твие со
сверстника
ми и
взрослыми.
Демонстри
руют
способност
ьк
эмпатии.

Творческая
мастерская
«Построение
ленты
времени», по
которой
можно
определить
жизнь и
занятия
человека на
разных
этапах его
развития.

Лента
15.09
времени
как
доказатель
ство
эволюции
человека.

4

5

Почувствуй
себя
фенологом
Лабораторная
работа № 1
«Составление
макета этапов
развития
семени
фасоли»

Урок –
практик
ум.

Называют
части побега.
Характеризуют
строение и
функции
семени
растения;
Необходимость
использования
увеличительны
х приборов:
лупы,
микроскопа
при изучении
объектов
живой
природы.

Понимать
значение
деятельности
ученых,
выявлять связь
биологии с
другими
науками

Почувствуй
себя ученым

Изучени
е нового
материа
ла

Знакомятся с
историей
развития
биологии,
учеными и их
вклад
в
развитие
биологической
науки.

Понимать
влияние
креационистки
х
мировоззрение
на развитие
биологии.

цепи
рассуждений
.
Формироват
ь навыки
творческой,
учебнопрактическо
й
деятельност
и. Владеть
основными
приемами
постановки
эксперимент
ов.
Формироват
ь умение
обращаться
с
лабораторны
м
оборудовани
ем.
Определяют
последовате
льность
промежуточ
ных целей с
учетом
конечного
результата.
Предвосхищ
ают
результат и
уровень

Формирую
т любовь и
оптимизм к
природе и
окружающ
ему миру

Формирую
т
экологичес
кое
сознание и
позитивное
отношение
к
органическ
ому миру

Демонстриру
ют
способность
к эмпатии,
стремление
устанавливат
ь
доверительн
ые
отношения
взаимопоним
ания.

Макет
этапов
развития
семени
фасоли

Беседа,
показ,
демонстраци
я,
организация
наблюдения
и
обсуждения.

Оформлен 29.09
ие
письменно
го отчета

22.09

6

Почувствуй
себя
исследователе
м,
открывающим
невидимое.
Лабораторная
работа № 2
«Изучение
строения
микроскопа
Рассматриван
ие
микропрепара
тов.»

Урокпрактик
ум

Выделять
существенные
признаки
строения
клетки.
Называть части
клетки по
рисункам
учебника,
таблице.
Характеризоват
ь значение
частей клетки.
Наблюдать
части клетки и
органоиды
клетки под
микроскопом и
описывать их.
Различать
отдельные
клетки,
входящие в
состав тканей.

Называть части
микроскопа.
Объяснять
значение
увеличительны
х приборов.
Описывать и
сравнивать
лупу и
микроскоп.
Находить части
микроскопа.
Решать задачи,
во сколько раз
происходит
увеличение
объекта

усвоения
Осуществля
ют для
решения
учебных
задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнении и
классификац
ии.
Отработать
основные
этапы
работы с
микроскопо
м. Уметь
рассматрива
ть готовый
микропрепа
рат. Строить
монологичес
кое
высказывани
е, владеть
диалоговой
формой
коммуникац
ии,
формулиров
ать
собственное
мнение и
позицию;
задавать

Формирова
ние
познавател
ьных
интересов.

Готовят
Письменн
микропрепар ый отчет.
ат растения.
Рассматрива
ют его под
микроскопом
, создание
модели
клетки из
пластилина.

06.10

7

Почувствуй
себя
цитологом

Комбин
ированн
ый урок

Представление
о клетке,
истории
изучения
клетки, умение
готовить
микропрепарат
ы применять
эти знания в
быту.

вопросы;
Соблюдать
правила
работы с
биологическ
ими
приборами и
инструмента
ми, правила
работы в
кабинете
биологии.
Организовать
Самостоятел
деятельность
ьно
по изучению
формулиров
клеток
ать цели
человека,
занятия
выделять черты после
сходства и
предварител
различия в
ьного
строении
обсуждения.
разных клеток. Умение
работать с
текстом,
выделять
главное,
правильно
оформить
письменную
работу.
Овладение
способами
саморегуляц
ии учебной
деятельност
и.

Развитие
любознате
льности,
практическ
их
навыков,
формирова
ние
интереса к
изучению
природы.

Учатся
работать с
инструкциям
и,
оборудовани
ем клетки;
различают на
таблицах и
микропрепар
атах
органоиды
клетки.

Создание
модели
клетки из
пластилин
а.

13.10

8

Почувствуй
себя
гистологом.
Лабораторная
работа № 3
«Строение
тканей
животного
организма»

Урокпрактик
ум

Выделять
существенные
признаки
строения
клетки.
Называть части
клетки по
рисункам
учебника,
таблице.
Характеризоват
ь значение
частей клетки.
Наблюдать
части клетки и
органоиды
клетки под
микроскопом и
описывать их.

Различать
отдельные
клетки,
входящие в
состав тканей.
Зарисовать
клетки в
тетрадь,
подписать.
Виды тканей

Овладение
составляющ
ими
исследовате
льской
деятельност
и.
Обсуждать
способы
оформления
результатов
исследовани
я.
Формирован
ие приемов
работы с
информацие
й.
Проводить
самооценку
личных
учебных
достижений.
Рассматрива
ть и
обсуждать
иллюстраци
и учебника,
обобщать
результаты,
делать
выводы.
Составлять
план
выполнения
учебной

Развитие
интеллекту
альных
творческих
способност
ей
учащихся,
овладение
приемами
практическ
ой
деятельнос
ти.
Воспитани
е
бережного
отношения
к
растениям,
животным,
окружающ
ему нас
миру

Выделяют
основные
признаки
строения
клетки.
Называют
основные
органоиды
клетки и
описывают
их.

Презентац 20.10
ия
«Строение
тканей
своих
наблюден
ий под
микроскоп
ом»

задачи.
Овладение
научным
подходом к
решению
различных
задач урока
9

Почувствуй
себя
биохимиком.
Лабораторная
работа № 4
«Химический
состав
растений»

Урокпрактик
ум

Различать
неорганические
и органические
вещества
клетки,
минеральные
соли.
Объяснять их
значение для
организма.

Выявлять
химический
состав семени
растений,
сравнивать
химический
состав клеток ,
представителей
разных царств
живой
природы;
изучить
влияние
недостатка
микроэлементо
в на растения.

Умение
самостоятел
ьно
формулиров
ать цели
урока после
предварител
ьного
обсуждения
и
планировать
личную
учебную
деятельност
ь, проводить
самооценку
уровня
личных
учебных
достижений.
Корректное
ведение
диалога.
Умение
работать с
различными
источниками
информации

Формирова
ние
познавател
ьных
интересов
и мотивов
к
обучению.

Учатся
работать с
инструкциям
и,
оборудовани
ем.

Письменн
ый отчет.

10.11

10

Почувствуй
себя
физиологом.
Лабораторная
работа № 5
«Исследовани
е процесса
испарения
воды
листьями»

Урокпрактик
ум

Давать
определения
понятиям.
Называть
свойства
живых
организмов.
Сравнивать
проявление
свойств живого

Доказывать на
основании
процесса
испарения
воды листьями,
что это
свойства
живого

11

Почувствуй
себя
эволюционист
ом

Изучени
е нового
материа
ла

Познакомиться
с
эволюционным
и учениями о
развитии
жизни, выявить
заслуги и
недочеты
ученых, уметь
доказывать
научные

Изучить
биографию
Реди,
воспроизвести
опыт Реди в
лаборатории.

. Умение
адекватно
использоват
ь речевые
средства
Овладение
составляющ
ими
исследовате
льской
деятельност
и. Слуховое
и визуальное
восприятие
информации
. Выделение
главного из
различных
источников.
Проводить
простейшие
наблюдения,
измерения,
опыты.

Формирова
ние
познавател
ьных
интересов
и мотивов
к
обучению.
Воспитани
е любви и
бережного
отношения
к живой
природе

Проводить
простейшие
наблюдения,
измерения,
опыты.

Фотоотчет

17.11

Формулиров
ать цель
деятельност
и на
занятиии.
Умение
работать с
различными
источниками
информации
. Умение

Воспитани
е
ответствен
ного
отношения
к природе.
Реализация
установок
здорового
образа
жизни

Просмотр
видеофильма
, постановка
опыта Реди.

Фотоотчет
. Умение
объяснять
фразу
«Живое из
живого»

24.11

парадигмы.

12
13

Почувствуй
себя
систематиком

Изучени
е нового
материа
ла

Формирование
понятия
«систематика»,
роль в
многообразии
организмов,
знакомство с
биографией
ученыхсистематиков,
их вклад в
развитие науки.
Давать
систематическо
е положение
живым
организмам,
знать основные
таксоны царств
животных и
растений.

Определять
роль в природе
различных
групп
организмов;
находить
черты,
свидетельству
ющие об
усложнении
живых
организмов по
сравнению с
предками, и
давать им
объяснение.

адекватно
использоват
ь речевые
средства.
Выделять
существенн
ые признаки,
формулиров
ать выводы.
Обсуждать
проблему
урока,
выделение
ключевых
понятий,
работа с
терминами.
Формирован
ие приемов
работы с
информацие
й.
Рассматрива
ть и
обсуждать
иллюстраци
и учебников,
слайды,
обобщать
результаты,
делать
выводы.
Развитие
коммуникат
ивных
умений,

Формирова
ние
познавател
ьных
интересов
и мотивов
к
обучению.
Воспитани
е
бережного
отношения
к
растениям,
животным,
грибам,
окружающ
ему нас
миру,
своему
здоровью.

Дают
систематичес
кое
положение
организмам:
человек
разумный и
яблоня
китайская.

Создание
презентац
ии
«Царств
живой
природы»
для
наглядног
о
представл
ения о
многообра
зии живых
организмо
в.

01.12
08.12

14

Почувствуй
себя
вирусологом

Изучени
е нового
материа
ла

Сравнивать
представителей
разных царств,
делать выводы
на основе
сравнения,
использовать
знания
биологии при
соблюдении
правил
повседневной
гигиены

Определять
роль в природе
различных
групп
организмов;
находить
черты,
свидетельству
ющие об
усложнении
живых
организмов по
сравнению с
предками, и
давать им
объяснение

15

Почувствуй
себя
бактериологом
.

Изучени
е нового
материа
ла

Описывать
строение
бактерий,
уметь
сравнивать
прокариотичес

определить
отличия в
строении
бактериальной
и растительной
клетки.

работа в
группе.
Обсуждать
проблему
урока,
выделение
ключевых
понятий,
работа с
терминами.
Формирован
ие приемов
работы с
информацие
й.
Рассматрива
ть и
обсуждать
иллюстраци
и учебников,
слайды,
обобщать
результаты,
делать
выводы.
Выявлять
причинноследственны
е связи
уметь
контролиров
ать свои
действия,
давать
оценку

Формирова
ние
познавател
ьных
интересов
и мотивов
к
обучению,
соблюдени
е правил
личной
гигиены.

Находить в
интернетресурсах
фотографии
вирусов,
создание
фотоколлекц
ии.

Создание
собственн
ой
фотоколле
кции

15.12

Воспитани
е
бережного
отношения
к своему
здоровью,

Изготовлени
е макета
бактерий из
подручного
материала

Изготовле
ние
бактерий
из
подручног
о

22.12

кие и
эукариотическ
ие клетки.
Характеризоват
ь различные
типы питания.

16

Почувствуй
себя
альтологом.
Лабораторная
работа №6
«Строение

Урокпрактик
ум

Изучение
строение
водорослей,
показывать
органоиды
клеток;

Научаться
выявлять
отличительные
признаки
классов
водорослей,

своим
действиям;
создать усло
вия для
развития у
школьников
умения
формулиров
ать проблем
у и предлага
ть пути её ре
шения;
умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать
свои мысли
в
соответстви
и с задачами
и условиями
коммуникац
ии; владение
монологичес
кой и
диалогическ
ой формами
речи.

привитие
интереса к
изучению
предмета.

Самостоятел
ьно
формулирую
т
познаватель
ную цель и

Осознают
ценность
здорового
и
безопасног
о образа

материала

Определяют
особенности
строения
спирогиры.

Письменн
ый отчет

29.12

17

водоросли
спирогиры».

знакомство с
многообразием
водорослей;
размножением
и развитием .

изучат роль
водорослей для
человека.

Почувствуй
Уроксебя
практик
протозоолого
ум
м.
Лабораторная
работа № 7
«Рассматриван
ие
простейших
под
микроскопом»
.

Формулируют
основные
свойства
животных,
изучение
строения
одноклеточных
или
простейшие,
многоклеточны
е, влияние
простейших на
жизнь
человека,
анализируют
многообразие
простейших.

Сравнивать
строение
одноклеточных
и
многоклеточны
х,
анализировать
теории
происхождения
многоклеточно
сти,
познакомится с
заболеваниями,
вызываемые
простейшими.

строят
действия в
соответстви
и с ней.
Составляют
план и
последовате
льность
действий.
Устанавлива
ют
причинноследственны
е связи,
делают
обобщения,
выводы.
Определять
и
формулиров
ать цель
деятельност
и на уроке.
Представлят
ь изученный
материал,
овладение
навыками
оформления
работы по
биологии
письменно.
Уметь
слушать и
объективно
оценивать

жизни.
Ответствен
но
относятся к
обучению

Воспитани
е
бережного
отношения
к природе.
Формирова
ние
познавател
ьных
интересов
и мотивов
к
обучению.
Формирова
ние основ
экологичес
кой
культуры

Комментиру Письменн
ют
ый отчет
содержание
рисунка
простейшего
животного,
работают со
световым
микроскопом
и готовыми
микропрепар
атами.

12.01

других,
участвовать
в дискуссии.
Развитие
коммуникат
ивных
умений,
корректное
ведение
диалога
18

Почувствуй
Уроксебя
практик
микологом.
ум
Лабораторная
работа № 8
«Выращивани
е плесени,
рассматривани
е ее под
микроскопом»
.

19

Почувствуй
себя
орнитологом.

Комбин
ированн
ый урок

Выделять
существенные
признаки
строения и
жизнедеятельн
ости грибов;
находить черты
сходства и
различия в
строении
грибной клетки
с клетками
растений и
животных,
познакомится с
основными
типами
питания,
выделить
представителей
разных классов
грибов.
Выявлять
основные
признаки

Обозначить
значение
грибов в жизни
человека,
находить
отличительные
признаки
шляпочных
съедобных и
ядовитых
грибов,
освоение
приемов
оказания
первой помощи
при отравлении
ядовитыми
грибами

Изготавливать
самодельные
кормушки ,в

Самостоятел
ьно
формулиров
ать цели
занятия
после
предварител
ьного
обсуждения
материала.
Развитие
интеллектуа
льных и
творческих
способносте
й учащихся,
овладение
приемами
практическо
й
деятельност
и.
Самостоятел
ьно
формулиров

Формирова
ние
познавател
ьных
интересов
и мотивов
к
обучению.

Проводить
Письменн
опыт,
ый отчет
доказывающ
ий что
плесень – это
грибы.
Изготавливат
ь
микропрепар
ат

19.01

Развитие
интеллекту
альных и

Ведут
дневник
наблюдений,

26.01

Фото птиц
на
кормушка

класса птиц,
выделять
приспособлени
я к полету,
познакомиться
с
экологическим
и группами
птиц,
способами
питания

зависимости от
места
обитания.
Определять
видовой состав
птиц района.
Приводить
примеры
редких птиц,
охраняемых
государством,
объяснять роль
Красной книги

ать цели
урока после
предварител
ьного
обсуждения
материала.
Рассматрива
ть и
обсуждать
материалы,
делать
выводы
Рассматрива
ть и
обсуждать
иллюстраци
и учебника.
Структуриро
вать
учебный
материал,
готовить
проекты,
презентации.
Уметь
слушать и
объективно
оценивать
других.
Умение
вести
диалог,
вырабатыват
ь общее
решение

творческих
способност
ей
учащихся,
овладение
приемами
практическ
ой
деятельнос
ти

фотографиру
ют птиц на
кормушках

х. Записи
своих
наблюден
ий

20

Почувствуй
Уроксебя экологом. игра

Называют
основные
группы
организмов в
экосистеме,
описывают их
роль
экосистеме.
Прогнозируют
последствия
изменений в
среде обитании
на живые
организмы.
Создают
структуру
взаимосвязей
смысловых
единиц текста.

Объяснять
сущность
понятия
«пищевая
цепь»,
Анализировать
рисунок
учебника,
называть
элементы
круговорота
веществ.
Используя
динамическое
пособие
«Природное
сообщество»,
формировать
сообщество,
выделять
группы
организмов
данного
сообщества.
Объяснять
роль различных
организмов в
круговороте
веществ.
Объяснять
сущность
понятий:
«производител
и, потребители,
разлагатели,
природное

Устанавлива
ют
причинноследственны
е связи.
Выдвигают
и
обосновыва
ют
гипотезы,
предлагают
способы их
проверки.
Определяют
основную и
второстепен
ную
информаци
ю
Устанавлива
ют
причинноследственны
е связи,
делают
обобщения,
выводы.

Формирова
ние
ответствен
ного
отношения
к
обучению.
Формирова
ние основ
экологичес
кой
культуры

Создание
игры: « Кто7
Где живет?

Создать
02.02
игру «Кто,
где живет»
и поиграть
в
начальной
школе

21

Почувствуй
себя
физиологом.

Комбин
ированн
ый урок

сообщество».
Характеризова
ть значение
природного
сообщества для
жизни его
обитателей
Влияние среды Выявлять
на организмы.
взаимосвязи
Приспособленн между
ость
влиянием
организмов к
факторов среды
условиям
и
своего
особенностями
обитания.
строения и
Примеры
жизнедеятельн
приспособленн ости
ости растений
организмов.
и животных к
Называть
суровым
примеры
условиям
сезонных
зимы.
изменений у
Биологическая организмов.
роль защитной Работать в
окраски у
паре,
животных,
характеризоват
яркой окраски
ь по рисункам
и аромата
учебника,
цветков,
рельефной
наличия
таблице,
соцветий у
слайдам
цветков.
презентации,
приспособленн
ость животных
и растений к
среде обитания

Самостоятел
ьно
формулиров
ать цели
занятия
после
предварител
ьного
обсуждения
материала.
Рассматрива
ть и
обсуждать
материалы,
делать
выводы.
Вырабатыва
ть критерии
для
сравнения.
Уметь
слушать и
объективно
оценивать
других.
Умение
вести
диалог,
вырабатыват

Формирова
ние
целостного
мировоззре
ния на
основе
развития
биологичес
ких знаний.

Изучают и
описывают
влияние
воды, света и
температуры
на рост
растений.
Делать
выводы

Письменн
ый отчет

09.02

ь общее
решение.
22

Почувствуй
себя
аквариумисто
м.

Комбин
ированн
ый урок

Изучение
строения рыб,
выявить
приспособлени
я рыб к
водному образу
жизни, уметь
сравнивать
анатомофизиологическ
ие особенности
рыб разных
экологических
ниш.

Выявлять
взаимосвязи
между
влиянием
факторов среды
и
особенностями
строения и
жизнедеятельн
ости
организмов.
Обозначить
значение рыб в
природном
сообществе.

Умение
самостоятел
ьно
формулиров
ать цели
урока после
предварител
ьного
обсуждения
и
планировать
личную
учебную
деятельност
ь.
Проводить
самооценку
достижений.

Воспитани
е
бережного
отношения
к
растениям,
животным,
окружающ
ему нас
миру.

Составить
Создавать
список видов макет
для
аквариума
аквариума,
создать
макет
аквариума.

16.02

23

Почувствуй
себя
исследователе
м природных
сообществ.

Комбин
ированн
ый урок

Потоки
веществ между
живой и
неживой
природой.
Взаимодействи
е живых
организмов
между собой.
Поток веществ
через живые
организмы –
пищевая цепь.

Объяснять
сущность
понятия
«пищевая
цепь»,
Анализировать
рисунок
учебника,
называть
элементы
круговорота
веществ.
Используя

Самостоятел
ьно
формулиров
ать цели
урока после
предварител
ьного
обсуждения
материала
под
руководство
м учителя.
Рассматрива

Воспитани
е
бережного
отношения
к природе.
Формирова
ние
ответствен
ного
отношения
к
обучению.

Формулирую
т и
выдвигают
простейшие
гипотезы.
Составляют
ленту
природных
сообществ

23.02

Лента
природны
х
сообществ

Растенияпроизводители
органических
веществ;
животныепотребители
органических
веществ;
грибы,
бактерииразрушители
органических
веществ разлагатели.
Понятие о
круговороте
веществ в
природе.
природное
сообществосовокупность
организмов,
связанных
пищевыми
цепями, и
условий среды.
Примеры
природных
сообществ
24

Почувствуй
себя
зоогеографом.

Изучени
е нового
материа
ла

Объяснять
сущность
понятия
«природная
зона».
Распознавать и

динамическое
пособие
«Природное
сообщество»,
формировать
сообщество,
выделять
группы
организмов
данного
сообщества.
Объяснять
роль различных
организмов в
круговороте
веществ.
Объяснять
сущность
понятий:
«производител
и, потребители,
разлагатели,
природное
сообщество».
Характеризова
ть значение
природного
сообщества для
жизни его
обитателей
Различать и
объяснять
особенности
животных
разных
природных зон.

ть и
обсуждать
материалы,
делать
выводы
Рассматрива
ть и
обсуждать
иллюстраци
и учебника,
материалы
презентации,
делать
выводы.

Рассматрива
ть и
обсуждать
материалы,
делать
выводы

Развитие
интеллекту
альных и
творческих
способност
ей

Создать
игрупутаница у и
работать с
картой мира.

Создают
игрупутаницу

02.03

характеризоват
ь природные
зоны России по
карте.
Называть
животных,
обитающих в
тайге, тундре,
широколиствен
ных лесах,
степи.

Приводить
примеры
редких
растений и
животных,
охраняемых
государством,
объяснять роль
Красной книги

Рассматрива
ть и
обсуждать
иллюстраци
и учебника.
Структуриро
вать
учебный
материал,
готовить
проекты,
презентации.
Уметь
слушать и
объективно
оценивать
других.
Умение
вести
диалог.

учащихся,
овладение
приемами
практическ
ой
деятельнос
ти.
Воспитани
е
бережного
отношения
к природе

Познакомиться
с горизонтами
почвы, выявить
преобразованн
ые почвы
района
проживания,
Приводить
примеры
дикорастущих
интродуцирова
нных видов
растений.
Сравнивают
поведение

Устанавлива
ют
причинноследственны
е связи.
Выдвигают
и
обосновыва
ют
гипотезы,
предлагают
способы их
проверки.
Анализирую
т объект,

Формирова
ние
целостного
мировоззре
ния на
основе
развития
биологичес
ких знаний.

Составляют
список
видов,
использующ
их для
озеленения
района.

список
культивир
уемых
видов
растений

09.03

Формирова
ние

Наблюдение
за домашним

Дневник
наблюден

16.03

25

Почувствуй
себя
дендрологом.

Экскурс
ия
«Изучен
ие
состоян
ия
деревьев
на
экологи
ческой
тропе»

Объяснить
возникновение
культурных
растений,
выявить
разницу
дикорастущмх
и культурных
растений;

26

Почувствуй
себя этологом.

Комбин
ированн

Описывают
особенности

Лабораторная
работа № 9
«Наблюдение
за поведением
домашнего
питомца»

ый урок

роста и
развития
животного.
Характеризуют
этапы
индивидуально
го развития и
поведения.

домашнего
животного в
разных
условиях,
выявляют
признаки
работы
нервной
деятельностью.

27

Почувствуй
себя
фольклористо
м

Изучени
е нового
материа
ла

Познакомиться
с легендами о
растениях
,изучить
лечебные
свойства
растений.

Сравнить
легенды о
растений
разных
народов,
лечение
лекарственным
и травами,
выявить
опасности
самолечения.

28

Почувствуй

Изучени

Выявлять

Познакомить с

выделяя
существенн
ые и
несуществен
ные
признаки.
Строят
логические
цепи
рассуждений
.
Устанавлива
ют
причинноследственны
е связи
Определять
и
формулиров
ать цель
деятельност
и на уроке
под
руководство
м учителя.
Представлят
ь изученный
материал,
овладение
навыками
оформления
работы по
биологии
письменно.

целостного животным,
мировоззре ведение
ния на
дневника.
основе
развития
биологичес
ких знаний,
интеллекту
альных
умений.

ия за
домашним
и
животным
и

Формирова
ние основ
экологичес
кой
культуры

Презентац
ия

23.03

Анализирую

Воспитани

Письменн

06.04

Подготовить
презентацию
о легенде
растения

себя
палеонтолого
м

е нового
материа
ла

черты сходства
и различия с
человекообразн
ыми
обезьянами;
познакомиться
с
систематически
м положением
человека
разумного.

29

Почувствуй
себя
ботаником

Комбин
ированн
ый урок

Изучение
органов
цветкового
растения,
выявление
признаков
цветковых
растений,
знакомство с
основными
правилами
изготовления
гербариев.

30

Почувствуй

Комбин

Изучение

основными
этапами
развития рода
человек;
сравнить
анатомоморфологическ
ие особенности
и орудия труда
рода человека.

т объект,
выделяя
существенн
ые и
несуществен
ные
признаки.
Строят
логические
цепи
рассуждений
.
Устанавлива
ют
причинноследственны
е связи.
Классифициров Определять
ать растения по и
систематически формулиров
м таксонам,
ать цель
научиться
деятельност
работать с
и на уроке
определителем. под
руководство
м учителя.
Представлят
ь изученный
материал,
овладение
навыками
оформления
гербария по
биологии.

е
бережного
отношения
к
растениям,
животным,
окружающ
ему нас
миру.

Сравнивать

Формирова

Анализирую

Развитие
интеллекту
альных и
творческих
способност
ей
учащихся,
овладение
приемами
практическ
ой
деятельнос
ти

ый отчет

Изготовлени
е
простейшего
гербария
цветкового
растения

Гербарий

13.04

Создание

20.04

31

себя
следопытом

ированн
ый урок

следов разных
организмов,
правила
,начальные
знания о
местности,
изучение
погодных
условий.

следы разных
организмов,
анализировать
поведение
животных на
местности.

Почувствуй
себя зоологом.
Лабораторная
работа № 11
«Наблюдение
за
передвижение
м животных»

Изучени
е нового
материа
ла

Формулируют
основные
свойства
животных,
изучение
строения
одноклеточных
или
простейшие,
многоклеточны
е, влияние
простейших на
жизнь
человека,
анализируют
многообразие
простейших.

Сравнивать
строение
одноклеточных
и
многоклеточны
х,
анализировать
теории
происхождения
многоклеточно
сти,
познакомится с
заболеваниями,
вызываемые
простейшими.

т объект,
выделяя
существенн
ые и
несуществен
ные
признаки.
Строят
логические
цепи
рассуждений
.
Устанавлива
ют
причинноследственны
е связи.
Рассматрива
ть и
обсуждать
материалы,
делать
выводы
Рассматрива
ть и
обсуждать
иллюстраци
и учебника.
Структуриро
вать
учебный
материал,
готовить
проекты,
презентации.
Уметь

ние основ
экологичес
кой
культуры

Воспитани
е
бережного
отношения
к
растениям,
животным,
окружающ
ему нас
миру.

биологиче
ской
игротеки
«Узнай по
контуру
животное»

Наблюдение
за
передвижени
ем
инфузории –
туфельки,
приготовлен
ие
микропрепар
ата.

Сравнение
передвиже
ния
разных
одноклето
чных
организмо
в. Делать
вывод о
значении
движения
для
животных

27.04

32

Почувствуй
себя
цветоводом.
Лабораторная
работа № 12
«Создание
клумбы и
правил ухода
за ней

Урокпрактик
ум

Изучение
многообразия
культурных
растений,
классификация
декоративных
растений,
знакомство с
правилами
ухода за
растениями.

Сравнивать
растения
разных
жизненных
форм,
составление и
планирование
видового
состава
клумбы.

33

Почувствуй
себя
экотуристом
«Виртуальное
путешествие
по Красной
книге»

Комбин
ированн
ый урок

Объяснять роль
растений и
животных в
жизни
человека.
Обосновывать
необходимость
принятия мер

Называть
животных,
истребленных
человеком.
Обсуждать
состояние
редких видов
животных,

слушать и
объективно
оценивать
других.
Представлят
ь изученный
материал,
овладение
навыками
оформления
работы по
биологии
письменно.
Уметь
слушать и
объективно
оценивать
других,
участвовать
в дискуссии.
Развитие
коммуникат
ивных
умений,
корректное
ведение
диалога.
Самостоятел
ьно
формулиров
ать цели
урока после
предварител
ьного
обсуждения

Формирова
ние
эстетическ
ого чувства
в
результате
создания
клумбы

Выполнение
основных
действий по
высадке
растений и
поддержания
периода
вегетации
растения.

Создание
клумбы
вокруг
школы

04.05

Воспитани
е
бережного
отношения
к
растениям,
животным,
окружающ

Создать
агитационны
е листки
(плакаты) по
Красной
книге

Плакаты и
листовки

11.05

34

Итоговое
занятие —
защита
проектов

Урокконтрол
ь

по охране
природы.
Объяснять роль
растений и
животных в
жизни
человека.
Обосновывать
необходимость
принятия мер
по охране
природы.

занесенных в
Красную книгу.
Указывать
причины
сокращения и
истребления
некоторых
видов.
Называть
примеры
животных,
нуждающихся
в охране.
Объяснять
значение
Красной книги,
заповедников.
Характеризоват
ь запрет на
охоту как
мероприятие по
охране
природы.
Оценка
достижений
учащихся по
усвоению
материалов
темы.

материала.
ему нас
Развитие
миру.
интеллектуа
льных и
творческих
способносте
й учащихся,
овладение
приемами
практическо
й
деятельност
и.
Воспитание
бережного
отношения к
природе
Рассматрива
ть и
обсуждать
материалы,
делать
выводы
Рассматрива
ть и
обсуждать
иллюстраци
и
презентации.

Находить,
принимать и
реализовывать
управленчески
е решения в
своей

Объяснять
взаимосвязь
растений с
другими
организмами в
природных

Представлят
ь изученный
материал,
овладение
навыками
оформления

Формирова
ние
целостного
мировоззре
ния на
основе

Выступление Оценка
и защита
деятельно
проекта
сти
учащихся

18.05

деятельности;
адаптировать
научные
знания к целям
и задачам
региона.

сообществах.

работы по
биологии
письменно.
Уметь
слушать и
объективно
оценивать
других,
участвовать
в дискуссии.

развития
биологичес
ких знаний,
интеллекту
альных
умений:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».