Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) отражают российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: "Математика" (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию) (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать: 1)сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; 2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; 3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; 4) использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; 5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа; 6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; 7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; 8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач; Раздел Цели освоения предмета Базовый уровень «Проблемно-функциональные результаты» I. Выпускник научится III. Выпускник получит возможность научиться Для использования в повседневной Для развития мышления, использования в повседневной жизни и жизни и обеспечения возможности обеспечения возможности успешного продолжения образования по успешного продолжения специальностям, не связанным с прикладным использованием математики образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики Требования к результатам Оперировать на базовом уровне понятиями: конечное Элементы множество, элемент множества, подмножество, пересечение теории и объединение множеств, числовые множества на множеств и математичес координатной прямой, отрезок, интервал; оперировать на базовом уровне понятиями: утверждение, кой логики отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, причина, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример; находить пересечение и объединение двух множеств, представленных графически на числовой прямой; строить на числовой прямой подмножество числового множества, заданное простейшими условиями; распознавать ложные утверждения, ошибки в рассуждениях, в том числе с использованием контрпримеров. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать числовые множества на координатной прямой для описания реальных процессов и явлений; проводить логические рассуждения в ситуациях повседневной жизни Числа и Оперировать на базовом уровне понятиями: целое число, Оперировать понятиями: конечное множество, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, числовые множества на координатной прямой, отрезок, интервал, полуинтервал, промежуток с выколотой точкой, графическое представление множеств на координатной плоскости; оперировать понятиями: утверждение, отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, причина, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример; проверять принадлежность элемента множеству; находить пересечение и объединение множеств, в том числе представленных графически на числовой прямой и на координатной плоскости; проводить доказательные рассуждения для обоснования истинности утверждений. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать числовые множества на координатной прямой и на координатной плоскости для описания реальных процессов и явлений; проводить доказательные рассуждения в ситуациях повседневной жизни, при решении задач из других предметов Свободно оперировать понятиями: целое число, выражения делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, приближённое значение числа, часть, доля, отношение, процент, повышение и понижение на заданное число процентов, масштаб; оперировать на базовом уровне понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, градусная мера угла, величина угла, заданного точкой на тригонометрической окружности, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину; выполнять арифметические действия с целыми и рациональными числами; выполнять несложные преобразования числовых выражений, содержащих степени чисел, либо корни из чисел, либо логарифмы чисел; сравнивать рациональные числа между собой; оценивать и сравнивать с рациональными числами значения целых степеней чисел, корней натуральной степени из чисел, логарифмов чисел в простых случаях; изображать точками на числовой прямой целые и рациональные числа; изображать точками на числовой прямой целые степени чисел, корни натуральной степени из чисел, логарифмы чисел в простых случаях; выполнять несложные преобразования целых и дробнорациональных буквенных выражений; выражать в простейших случаях из равенства одну переменную через другие; вычислять в простых случаях значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах; делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, приближённое значение числа, часть, доля, отношение, процент, повышение и понижение на заданное число процентов, масштаб; приводить примеры чисел с заданными свойствами делимости; оперировать понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, радианная и градусная мера угла, величина угла, заданного точкой на тригонометрической окружности, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину, числа е и π; выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применяя при необходимости вычислительные устройства; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, корни, логарифмы и тригонометрические функции; находить значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах или радианах; использовать при решении задач табличные Уравнения и неравенства оценивать знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса конкретных углов. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: выполнять вычисления при решении задач практического характера; выполнять практические расчеты с использованием при необходимости справочных материалов и вычислительных устройств; соотносить реальные величины, характеристики объектов окружающего мира с их конкретными числовыми значениями; использовать методы округления, приближения и прикидки при решении практических задач повседневной жизни значения тригонометрических функций углов; выполнять перевод величины угла из радианной меры в градусную и обратно. Решать линейные уравнения и неравенства, квадратные уравнения; решать логарифмические уравнения вида log a (bx + c) = d и простейшие неравенства вида log a x < d; решать показательные уравнения, вида abx+c= d (где d можно представить в виде степени с основанием a) и простейшие неравенства вида ax < d (где d можно представить в виде степени с основанием a);. приводить несколько примеров корней простейшего тригонометрического уравнения вида: sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a, где a – табличное значение соответствующей тригонометрической функции. В повседневной жизни и при изучении других предметов: составлять и решать уравнения и системы уравнений при решении несложных практических задач Решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, неравенства и их системы; использовать методы решения уравнений: приведение к виду «произведение равно нулю» или «частное равно нулю», замена переменных; использовать метод интервалов для решения неравенств; использовать графический метод для приближенного решения уравнений и неравенств; изображать на тригонометрической окружности множество решений простейших В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: выполнять действия с числовыми данными при решении задач практического характера и задач из различных областей знаний, используя при необходимости справочные материалы и вычислительные устройства; оценивать, сравнивать и использовать при решении практических задач числовые значения реальных величин, конкретные числовые характеристики объектов окружающего мира Функции Оперировать на базовом уровне понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период; оперировать на базовом уровне понятиями: прямая и обратная пропорциональность линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции, тригонометрические функции; распознавать графики элементарных функций: прямой и тригонометрических уравнений и неравенств; выполнять отбор корней уравнений или решений неравенств в соответствии с дополнительными условиями и ограничениями. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: составлять и решать уравнения, системы уравнений и неравенства при решении задач других учебных предметов; использовать уравнения и неравенства для построения и исследования простейших математических моделей реальных ситуаций или прикладных задач; уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат, оценивать его правдоподобие в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи Оперировать понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период, четная и нечетная функции; оперировать понятиями: прямая и обратная пропорциональность, линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции, обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций; соотносить графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций с формулами, которыми они заданы; находить по графику приближённо значения функции в заданных точках; определять по графику свойства функции (нули, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, наибольшие и наименьшие значения и т.п.); строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведенному набору условий (промежутки возрастания / убывания, значение функции в заданной точке, точки экстремумов и т.д.). В повседневной жизни и при изучении других предметов: определять по графикам свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства и т.п.); интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации тригонометрические функции; определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики изученных функций; описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведенному набору условий (промежутки возрастания/убывания, значение функции в заданной точке, точки экстремумов, асимптоты, нули функции и т.д.); решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: определять по графикам и использовать для решения прикладных задач свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, асимптоты, период и т.п.); интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации; определять по графикам простейшие характеристики периодических процессов в биологии, экономике, музыке, радиосвязи и др. Оперировать на базовом уровне понятиями: производная Элементы математичес функции в точке, касательная к графику функции, производная функции; кого анализа определять значение производной функции в точке по изображению касательной к графику, проведенной в этой точке; решать несложные задачи на применение связи между промежутками монотонности и точками экстремума функции, с одной стороны, и промежутками знакопостоянства и нулями производной этой функции – с другой. В повседневной жизни и при изучении других предметов: пользуясь графиками, сравнивать скорости возрастания (роста, повышения, увеличения и т.п.) или скорости убывания (падения, снижения, уменьшения и т.п.) величин в реальных процессах; соотносить графики реальных процессов и зависимостей с их описаниями, включающими характеристики скорости изменения (быстрый рост, плавное понижение и т.п.); использовать графики реальных процессов для решения несложных прикладных задач, в том числе определяя по графику скорость хода процесса Статистика и теория вероятносте й, логика и комбинатори ка Оперировать на базовом уровне основными описательными характеристиками числового набора: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения; оперировать на базовом уровне понятиями: частота и вероятность события, случайный выбор, опыты с равновозможными элементарными событиями; вычислять вероятности событий на основе подсчета (амплитуда, период и т.п.) Оперировать понятиями: производная функции в точке, касательная к графику функции, производная функции; вычислять производную одночлена, многочлена, квадратного корня, производную суммы функций; вычислять производные элементарных функций и их комбинаций, используя справочные материалы; исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: решать прикладные задачи из биологии, физики, химии, экономики и других предметов, связанные с исследованием характеристик реальных процессов, нахождением наибольших и наименьших значений, скорости и ускорения и т.п.; интерпретировать полученные результаты Иметь представление о дискретных и непрерывных случайных величинах и распределениях, о независимости случайных величин; иметь представление о математическом ожидании и дисперсии случайных величин; иметь представление о нормальном числа исходов. В повседневной жизни и при изучении других предметов: оценивать и сравнивать в простых случаях вероятности событий в реальной жизни; читать, сопоставлять, сравнивать, интерпретировать в простых случаях реальные данные, представленные в виде таблиц, диаграмм, графиков Текстовые задачи Решать несложные текстовые задачи разных типов; анализировать условие задачи, при необходимости строить для ее решения математическую модель; понимать и использовать для решения задачи информацию, представленную в виде текстовой и символьной записи, схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков; действовать по алгоритму, содержащемуся в условии задачи; распределении и примерах нормально распределенных случайных величин; понимать суть закона больших чисел и выборочного метода измерения вероятностей; иметь представление об условной вероятности и о полной вероятности, применять их в решении задач; иметь представление о важных частных видах распределений и применять их в решении задач; иметь представление о корреляции случайных величин, о линейной регрессии. В повседневной жизни и при изучении других предметов: вычислять или оценивать вероятности событий в реальной жизни; выбирать подходящие методы представления и обработки данных; уметь решать несложные задачи на применение закона больших чисел в социологии, страховании, здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях Решать задачи разных типов, в том числе задачи повышенной трудности; выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы; строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения; решать задачи, требующие перебора вариантов, проверки условий, выбора оптимального результата; Геометрия использовать логические рассуждения при решении задачи; работать с избыточными условиями, выбирая из всей информации, данные, необходимые для решения задачи; осуществлять несложный перебор возможных решений, выбирая из них оптимальное по критериям, сформулированным в условии; анализировать и интерпретировать полученные решения в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; решать задачи на расчет стоимости покупок, услуг, поездок и т.п.; решать несложные задачи, связанные с долевым участием во владении фирмой, предприятием, недвижимостью; решать задачи на простые проценты (системы скидок, комиссии) и на вычисление сложных процентов в различных схемах вкладов, кредитов и ипотек; решать практические задачи, требующие использования отрицательных чисел: на определение температуры, на определение положения на временной оси (до нашей эры и после), на движение денежных средств (приход/расход), на определение глубины/высоты и т.п.; использовать понятие масштаба для нахождения расстояний и длин на картах, планах местности, планах помещений, выкройках, при работе на компьютере и т.п. В повседневной жизни и при изучении других предметов: решать несложные практические задачи, возникающие в ситуациях повседневной жизни Оперировать на базовом уровне понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей; анализировать и интерпретировать результаты в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; переводить при решении задачи информацию из одной формы в другую, используя при необходимости схемы, таблицы, графики, диаграммы; В повседневной жизни и при изучении других предметов: решать практические задачи и задачи из других предметов Оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей; распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб); изображать изучаемые фигуры от руки и с применением простых чертежных инструментов; делать (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объемных фигур: вид сверху, сбоку, снизу; извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках; применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур; находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников с применением формул; распознавать основные виды тел вращения (конус, цилиндр, сфера и шар); находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников и тел вращения с применением формул. В повседневной жизни и при изучении других предметов: соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями; использовать свойства пространственных геометрических фигур для решения типовых задач практического содержания; соотносить площади поверхностей тел одинаковой формы различного размера; соотносить объемы сосудов одинаковой формы различного размера; оценивать форму правильного многогранника после спилов, срезов и т.п. (определять количество вершин, ребер и граней полученных многогранников) Векторы и Оперировать на базовом уровне понятием декартовы координаты в координаты в пространстве; пространств находить координаты вершин куба и прямоугольного применять для решения задач геометрические факты, если условия применения заданы в явной форме; решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам; делать (выносные) плоские чертежи из рисунков объемных фигур, в том числе рисовать вид сверху, сбоку, строить сечения многогранников; извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве; формулировать свойства и признаки фигур; доказывать геометрические утверждения; владеть стандартной классификацией пространственных фигур (пирамиды, призмы, параллелепипеды); находить объемы и площади поверхностей геометрических тел с применением формул; вычислять расстояния и углы в пространстве. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из других областей знаний Оперировать понятиями декартовы координаты в пространстве, вектор, модуль вектора, равенство векторов, координаты е параллелепипеда История математики Методы математики Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей; понимать роль математики в развитии России Применять известные методы при решении стандартных математических задач; замечать и характеризовать математические закономерности в окружающей действительности; приводить примеры математических закономерностей в природе, в том числе характеризующих красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства вектора, угол между векторами, скалярное произведение векторов, коллинеарные векторы; находить расстояние между двумя точками, сумму векторов и произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение, раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам; задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат; решать простейшие задачи введением векторного базиса Представлять вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей; понимать роль математики в развитии России Использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение; применять основные методы решения математических задач; на основе математических закономерностей в природе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства; применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач Содержание учебного предмета Алгебра и начала анализа Повторение. Решение задач с использованием свойств чисел и систем счисления, делимости, долей и частей, процентов, модулей чисел. Решение задач с использованием свойств степеней и корней, многочленов, преобразований многочленов и дробно-рациональных выражений. Решение задач с использованием градусной меры угла. Модуль числа и его свойства. Решение задач на движение и совместную работу с помощью линейных и квадратных уравнений и их систем. Решение задач с помощью числовых неравенств и систем неравенств с одной переменной, с применением изображения числовых промежутков. Решение задач с использованием числовых функций и их графиков. Использование свойств и графиков линейных и квадратичных функций, обратной пропорциональности и функции y x . Графическое решение уравнений и неравенств. Тригонометрическая окружность, радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Основное тригонометрическое тождество и следствия из него. Значения тригонометрических функций для углов 0, 30, 45, 60, 90, 180, 270. ( 0, , , , рад. 6 4 3 2 Нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность. Наибольшее и наименьшее значение функции. Периодические функции. Четность и нечетность функций. Сложные функции. Тригонометрические функции y cos x, y sin x, y tgx . Функция y ctgx . Свойства и графики тригонометрических функций. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики. Преобразования графиков функций: сдвиг вдоль координатных осей, растяжение и сжатие, отражение относительно координатных осей. Графические методы решения уравнений и неравенств. Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Уравнения, системы уравнений с параметром. Производная функции в точке. Касательная к графику функции. Геометрический и физический смысл производной. Производные элементарных функций. Правила дифференцирования. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Понятие о непрерывных функциях. Точки экстремума (максимума и минимума). Исследование элементарных функций на точки экстремума, наибольшее и наименьшее значение с помощью производной. Построение графиков функций с помощью производных. Применение производной при решении задач. Первообразная. Первообразные элементарных функций. Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Определенный интеграл. Вычисление площадей плоских фигур и объемов тел вращения с помощью интеграла. Геометрия Повторение. Решение задач с применением свойств фигур на плоскости. Задачи на доказательство и построение контрпримеров. Использование в задачах простейших логических правил. Решение задач с использованием теорем о треугольниках, соотношений в прямоугольных треугольниках, фактов, связанных с четырехугольниками. Решение задач с использованием фактов, связанных с окружностями. Решение задач на измерения на плоскости, вычисление длин и площадей. Решение задач с помощью векторов и координат. Наглядная стереометрия. Фигуры и их изображения (куб, пирамида, призма). Теорема Пифагора в пространстве. Призма и пирамида. Правильная пирамида и правильная призма. Прямая пирамида. Элементы призмы и пирамиды. Тела вращения: цилиндр, конус, сфера и шар. Основные свойства прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса. Изображение тел вращения на плоскости. Представление об усеченном конусе, сечения конуса (параллельное основанию и проходящее через вершину), сечения цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечения шара. Развертка цилиндра и конуса. Простейшие комбинации многогранников и тел вращения между собой. Вычисление элементов пространственных фигур (ребра, диагонали, углы). Площадь поверхности прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса и шара. Понятие об объеме. Объем пирамиды и конуса, призмы и цилиндра. Объем шара. Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей и объемами подобных тел. Движения в пространстве: параллельный перенос, центральная симметрия, симметрия относительно плоскости, поворот. Свойства движений. Применение движений при решении задач. Векторы и координаты в пространстве. Сумма векторов, умножение вектора на число, угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы. Скалярное произведение векторов. Теорема о разложении вектора по трем некомпланарным векторам. Скалярное произведение векторов в координатах. Применение векторов при решении задач на нахождение расстояний, длин, площадей и объемов. Уравнение плоскости в пространстве. Уравнение сферы в пространстве. Формула для вычисления расстояния между точками в пространстве. Вероятность и статистика. Работа с данными Повторение. Решение задач на табличное и графическое представление данных. Использование свойств и характеристик числовых наборов: средних, наибольшего и наименьшего значения, размаха, дисперсии. Решение задач на определение частоты и вероятности событий. Вычисление вероятностей в опытах с равновозможными элементарными исходами. Решение задач с применением комбинаторики. Решение задач на вычисление вероятностей независимых событий, применение формулы сложения вероятностей. Решение задач с применением диаграмм Эйлера, дерева вероятностей, формулы Бернулли. Условная вероятность. Правило умножения вероятностей. Формула полной вероятности. Дискретные случайные величины и распределения. Независимые случайные величины. Распределение суммы и произведения независимых случайных величин. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. Математическое ожидание и дисперсия суммы случайных величин. Геометрическое распределение. Биномиальное распределение и его свойства. Непрерывные случайные величины. Понятие о плотности вероятности. Равномерное распределение. Показательное распределение, его параметры. Понятие о нормальном распределении. Параметры нормального распределения. Примеры случайных величин, подчиненных нормальному закону (погрешность измерений, рост человека). Неравенство Чебышева. Теорема Бернулли. Закон больших чисел. Выборочный метод измерения вероятностей. Роль закона больших чисел в науке, природе и обществе. Ковариация двух случайных величин. Понятие о коэффициенте корреляции. Совместные наблюдения двух случайных величин. Выборочный коэффициент корреляции. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы «Алгебра и начала анализа» № Наименование разделов и тем уроков Количество часов Повторение курса 10 класса 2 Тригонометрические функции 13 1. Область определения и множество значений тригонометрических функций 2. Область определения и множество значений тригонометрических функций. 3. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. 1 1 1 4. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. 1 5. Свойства функции Y=cosx и ее график. 1 6. Свойства функции y=cosx ее график. 1 7. Свойства функции y=sinx и ее график. 1 8. Свойства функции y=sinx и ее график. 1 9. Свойства функции y=tgx и ее график. 1 10. Свойства функции y=tgxи ее график 1 11. Обратные тригонометрические функции 1 12. Повторение по теме «Тригонометрические функции» 1 13. Контрольная работа по теме «Тригонометрические функции» 1 Производная и ее геометрический смысл 14 14. Производная 1 15. Производная 1 16. Производная степенной функции 1 17. Производная степенной функции 1 18. Правила дифференцирования 1 19. Правила дифференцирования 1 20. Правила дифференцирования 1 21. Правила дифференцирования 1 22. Производные некоторых элементарных функций 1 23. Геометрический смысл производной 1 24. Геометрический смысл производной 1 25. Геометрический смысл производной 1 26. Повторение по теме «Производная» 1 27. Контрольная работа по теме «Производная и ее геометрический смысл» 1 Применение производной к исследованию функций 16 28. Возрастание и убывание функции 1 29. Возрастание и убывание функции 1 30. Возрастание и убывание функции 1 31. Экстремумы функции 1 32. Экстремумы функции 1 33. Экстремумы функции 1 34. Применение производной к построению графиков функции. 1 35. Применение производной к построению графиков функции. 1 36. Применение производной к построению графиков функции. 1 37. Наибольшее и наименьшее значение функций. 1 38. Наибольшее и наименьшее значение функций. 1 39. Наибольшее и наименьшее значение функций. 1 40. Выпуклость графика функции, точки перегиба. 1 41. Выпуклость графика функции, точки перегиба 1 42. Повторение по теме «Исследование функций с помощью производной» 1 43. Контрольная работа по теме «Применение производной к исследованию функций» 1 Интеграл 13 44. Первообразная 1 45. Первообразная 1 46. Правила нахождения первообразных 1 47. Правила нахождения первообразных 1 48. Правила нахождения первообразных 1 49. Площадь криволинейной трапеции и интеграл 1 50. Площадь криволинейной трапеции и интеграл 1 51. Площадь криволинейной трапеции и интеграл 1 52. Вычисление интегралов 1 53. Вычисление интегралов 1 54. Вычисление площадей с помощью интегралов 1 55. Повторение по теме «Интеграл» 1 56. Контрольная работа по теме « Интеграл» 1 Элементы комбинаторики 10 57. Правило произведения 1 58. Перестановки 1 59. Размещения 1 60. Размещения 1 61. Сочетания и их свойства 1 62. Сочетания и их свойства 1 63. Бином Ньютона 1 64. Бином Ньютона 1 65. Повторение по теме «Элементы комбинаторики» 1 66. Контрольная работа по теме «Элементы комбинаторики» 1 Элементы теории вероятностей 11 67. События. 1 68. Комбинация событий. Противоположное событие 1 69. Вероятность события 1 70. Вероятность события 1 71. Сложение вероятностей 1 72. Сложение вероятностей 1 73. Независимые события. Умножение вероятностей 1 74. Статистическая вероятность 1 75. Статистическая вероятность 1 76. Урок обобщения и систематизации знаний 1 77. Контрольная работа по теме «Элементы теории вероятностей» 1 Статистика 8 78. Случайные величины 1 79. Случайные величины 1 80. Центральные тенденции 1 81. Центральные тенденции 1 82. Меры разброса 1 83. Меры разброса 1 84. Урок обобщения и систематизации знаний 1 85. Контрольная работа по теме « Статистика» 1 Итоговое повторение 15 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы «Геометрия» Тема раздела и уроков Количество часов Повторение 3 Параллельность прямых и плоскостей 1 Перпендикулярность прямых и плоскостей 1 Многогранники 1 Метод координат в пространстве 15 Прямоугольная система координат. Координаты вектора 1 Связь между координатами векторов и координатами точек. 1 Связь между координатами векторов и координатами точек. 1 Простейшие задачи в координатах. 1 Простейшие задачи в координатах. 1 Решение задач по теме «Координаты вектора». 1 Скалярное произведение векторов. 1 Скалярное произведение векторов. 1 Вычисление углов между прямыми и плоскостями. 1 Вычисление углов между прямыми и плоскостями. 1 Уравнение плоскости. 1 Центральная, осевая и зеркальная симметрии. 1 Параллельный перенос. Преобразование подобия. 1 Контрольная работа №1 по теме «Метод координат в пространстве». 1 Зачет №1 по теме «Метод координат в пространстве». 1 Тела вращения и площади их поверхностей 17 Цилиндр. 1 Площадь поверхности цилиндра. 1 Решение задач по теме «Цилиндр». 1 Решение задач по теме «Цилиндр». 1 Понятие конуса. 1 Площадь поверхности конуса. 1 Усеченный конус. 1 Усеченный конус. 1 Сфера и шар. Уравнение сферы. 1 Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. 1 Площадь сферы. 1 Взаимное расположение сферы и прямой 1 Сфера, вписанная в цилиндрическую и коническую поверхности. 1 Сечения цилиндрической и конической поверхностей. 1 Решение задач по теме «Сфера». 1 Контрольная работа №2 по теме «Цилиндр, конус, шар». 1 Зачет №2 по теме «Цилиндр, конус, шар». 1 Объемы тел 17 Объем прямоугольного параллелепипеда 1 Объем прямоугольного параллелепипеда 1 Объем прямоугольного параллелепипеда 1 Объем прямой призмы. 1 Объем цилиндра. 1 Объем цилиндра. 1 Объем наклонной призмы. 1 Объем пирамиды. 1 Объем пирамиды. 1 Объем конуса. 1 Объем конуса. 1 Решение задач по теме «Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса» 1 Объем шара . 1 Объем шара . Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. 1 Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. 1 Площадь сферы. 1 Площадь сферы. 1 Решение задач по темам «Объем шара» и «Площадь сферы». 1 Контрольная работа №3 по теме «Объемы тел» 1 Зачет №3 по теме «Объемы тел» 1 Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации 12 Параллельность прямых и плоскостей. 1 Параллельность прямых и плоскостей. 1 Перпендикулярность прямых и плоскостей. 1 Перпендикулярность прямых и плоскостей. 1 Теорема о трех перпендикулярах 1 Многогранники. 1 Многогранники. 1 Цилиндр, конус, шар. 1 Цилиндр, конус, шар. 1 Векторы в пространстве. 1 Векторы в пространстве. 1 Некоторые сведения из планиметрии. 1 Итого: 68 Приложение №1 к рабочей программе Календарно-тематическое планирование «Алгебра и начала анализа» 11 класс № Наименование разделов и тем уроков Количе ство часов Содержание Дата По плану Повторение курса 10 класса 2 Тригонометрические функции 13 86. Область определения и множество значений тригонометрических функций 87. Область определения и множество значений тригонометрических функций. 88. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. 89. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. 1 90. Свойства функции Y=cosx и ее график. 1 91. Свойства функции y=cosx ее график. 1 2.09 4.09 7.09 9.09 1 1 11.09 1 14.09 Преобразования графиков функций: сдвиг вдоль координатных осей, растяжение и сжатие, отражение 16.09 18.09 По факту 92. Свойства функции y=sinx и ее график. 1 93. Свойства функции y=sinx и ее график. 1 94. Свойства функции y=tgx и ее график. 1 95. Свойства функции y=tgxи ее график относительно координатных осей 21.09 23.09 25.09 1 Преобразования графиков функций: сдвиг вдоль координатных осей, растяжение и сжатие, отражение относительно координатных осей 96. Обратные тригонометрические функции 1 Сложные функции. 30.09 97. Повторение по теме «Тригонометрические функции» 1 Нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность. Наибольшее и наименьшее значение функции. 2.10 98. Контрольная работа по теме «Тригонометрические функции» 1 Производная и ее геометрический смысл 28.09 5.10 14 99. Производная 1 Производная функции в точке. Физический смысл производной 100. Производная 1 9.10 101. Производная степенной функции 1 12.10 102. Производная степенной функции 1 14.10 7.10 103. Правила дифференцирования 1 16.10 104. Правила дифференцирования 1 19.10 105. Правила дифференцирования 1 21.10 106. Правила дифференцирования 1 23.10 107. Производные некоторых элементарных функций 1 9.11 108. Геометрический смысл производной 1 109. Геометрический смысл производной 1 110. Геометрический смысл производной 1 111. Повторение по теме «Производная» 1 18.11 112. Контрольная работа по теме «Производная и ее геометрический смысл» 1 20.11 Применение производной к исследованию функций Касательная к графику функции. 11.11 13.11 Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. 16.11 16 113. Возрастание и убывание функции 1 Понятие о непрерывных функциях 114. Возрастание и убывание функции 1 25.11 115. Возрастание и убывание функции 1 27.11 116. Экстремумы функции 1 Точки экстремума (максимума и 23.11 30.11 минимума). 117. Экстремумы функции 1 2.12 118. Экстремумы функции 1 4.12 119. Применение производной к построению графиков функции. 1 120. Применение производной к построению графиков функции. 1 9.12 121. Применение производной к построению графиков функции. 1 11.12 122. Наибольшее и наименьшее значение функций. 1 Применение производной при решении задач. 14.12 123. Наибольшее и наименьшее значение функций. 1 16.12 124. Наибольшее и наименьшее значение функций. 1 Исследование элементарных функций на точки экстремума, наибольшее и наименьшее значение с помощью производной. 125. Выпуклость графика функции, точки перегиба. 1 21.12 126. Выпуклость графика функции, точки перегиба 1 23.12 127. Повторение по теме «Исследование функций с помощью производной» 1 25.12 Построение графиков функций с помощью производных. 7.12 18.12 128. Контрольная работа по теме «Применение производной к исследованию функций» Интеграл 1 11.01 13 129. Первообразная 1 13.01 130. Первообразная 1 15.01 131. Правила нахождения первообразных 1 132. Правила нахождения первообразных 1 Первообразные элементарных функций 18.01 20.01 133. Правила нахождения первообразных 22.01 134. Площадь криволинейной трапеции и интеграл 1 135. Площадь криволинейной трапеции и интеграл 1 Формула Ньютона-Лейбница. Определенный интеграл. 25.01 27.01 136. Площадь криволинейной трапеции и интеграл 29.01 137. Вычисление интегралов 1 1.02 138. Вычисление интегралов 1 3.02 139. Вычисление площадей с помощью интегралов 1 Вычисление площадей плоских фигур и объемов тел вращения с помощью интеграла. 5.02 140. Повторение по теме «Интеграл» 1 8.02 141. Контрольная работа по теме « Интеграл» 1 10.02 Элементы комбинаторики 10 142. Правило произведения 1 12.02 143. Перестановки 1 15.02 144. Размещения 1 17.02 145. Размещения 1 19.02 146. Сочетания и их свойства 1 22.02 147. Сочетания и их свойства 1 24.02 148. Бином Ньютона 1 26.02 149. Бином Ньютона 1 1.03 150. Повторение по теме «Элементы комбинаторики» 1 3.03 151. Контрольная работа по теме «Элементы комбинаторики» 1 5.03 Элементы теории вероятностей 152. События. 11 . 1 Решение задач на определение частоты 10.03 153. Комбинация событий. Противоположное событие 1 и вероятности событий. Вычисление 12.03 вероятностей в опытах с равновозможными элементарными исходами. Решение задач с применением комбинаторики. Решение задач на вычисление вероятностей независимых событий, применение формулы сложения вероятностей. Решение задач с применением диаграмм Эйлера, дерева вероятностей, формулы Бернулли. 154. Вероятность события 1 Условная вероятность. Биномиальное распределение и его свойства 15.03 155. Вероятность события 1 Формула полной вероятности. 17.03 156. Сложение вероятностей 1 19.03 157. Сложение вероятностей 1 158. Независимые события. Умножение вероятностей 1 159. Статистическая вероятность 1 Неравенство Чебышева . Теорема 31.03 Бернулли. Закон больших чисел. Биномиальное распределение и его 2.04 свойства. Выборочный метод 5.04 измерения вероятностей. Роль закона больших чисел в науке, природе и обществе. Ковариация двух случайных величин. Понятие о коэффициенте корреляции. Совместные наблюдения двух случайных величин. Выборочный коэффициент корреляции. Непрерывные случайные величины. Понятие о плотности вероятности. Равномерное распределение. 160. Статистическая вероятность 1 7.04 161. Урок обобщения и систематизации знаний 1 9.04 162. Контрольная работа по теме «Элементы теории вероятностей» 1 12.04 Статистика 163. Случайные величины 8 1 Решение задач на табличное и графическое представление данных. Использование свойств и характеристик числовых наборов: средних, наибольшего и наименьшего значения, размаха, дисперсии . Понятие о нормальном распределении. Параметры нормального распределения. Примеры случайных величин, подчиненных нормальному закону (погрешность измерений, рост человека). Дискретные случайные величины и распределения. Независимые случайные величины. Распределение суммы и произведения 14.04 независимых случайных величин 164. Случайные величины 1 165. Центральные тенденции 1 166. Центральные тенденции 1 167. Меры разброса 1 168. Меры разброса 1 26.04 169. Урок обобщения и систематизации знаний 1 28.04 170. Контрольная работа по теме « Статистика» 1 30.04 15 3.05, 5.05, 7.05, 12.05, 14.05, 17.05 19.05, 21.05 24.05, 26.05 28.05 Итоговое повторение Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. Математическое ожидание и дисперсия суммы случайных величин. Показательное распределение, его параметры 16.04 Геометрическое распределение. Решение задач на табличное и графическое представление данных. Использование свойств и характеристик числовых наборов: средних, наибольшего и наименьшего значения, размаха, 21.04 19.04 23.04 Календарно-тематическое планирование по геометрии 11 класс № урока Тема раздела и уроков Содержание Количест во часов Повторение Дата по плану 3 Параллельность прямых и плоскостей 1 1.09 Перпендикулярность прямых и плоскостей 1 3.09 Многогранники 1 8.09 Метод координат в пространстве Прямоугольная система координат. Координаты вектора . Коллинеарные компланарные векторы 15 и Связь между координатами векторов и координатами точек. 1 10.09 1 15.09 Связь между координатами векторов и координатами точек. Формула для вычисления расстояния между точками в пространстве 1 17.09 Простейшие задачи в координатах. Теорема о разложении вектора по трем некомпланарным векторам. 1 22.09 1 24.09 Простейшие задачи в координатах. по факту Решение задач по теме «Координаты вектора». 1 29.09 Скалярное произведение векторов. Салярное произведение векторов в координатах. 1 1.10 Скалярное произведение векторов. Применение векторов при решении задач на нахождение расстояний, длин, площадей и объемов 1 6.10 1 8.10 1 13.10 1 15.10 1 20.10 1 22.10 Контрольная работа №1 по теме «Метод координат в пространстве». 1 10.11 Зачет №1 по теме «Метод координат в пространстве». 1 12.11 Тела вращения и площади их поверхностей 17 Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Уравнение плоскости. Уравнение плоскости пространстве. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Свойства движений. Параллельный перенос. Преобразование подобия. Применение движений решении задач. Цилиндр. в при Изображение тел вращения на плоскости. Основные 1 17.11 свойства прямого кругового цилиндра. Развертка цилиндра Площадь поверхности цилиндра. Подобные пространстве. между поверхностей. тела в Соотношения площадями 1 19.11 Решение задач по теме «Цилиндр». Вычисление элементов пространственных фигур (ребра, диагонали, углы). 1 24.11 1 26.11 Решение задач по теме «Цилиндр». Понятие конуса. Изображение тел вращения на плоскости. Основные свойства прямого кругового конуса. Развертка конуса 1 1.12 Площадь поверхности конуса. Подобные пространстве. между поверхностей. тела в Соотношения площадями 1 3.12 Усеченный конус. Изображение тел вращения на плоскости. 1 8.12 1 10.12 Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Уравнение пространстве. сферы в 1 15.12 1 17.12 Площадь сферы. 1 22.12 Взаимное расположение сферы и прямой 1 24.12 Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. сечения шара Сфера, вписанная в цилиндрическую и коническую поверхности. Простейшие комбинации многогранников и тел вращения между собой 1 12.01 Сечения цилиндрической и конической поверхностей. сечения конуса (параллельное основанию и проходящее через вершину), сечения цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси) 1 14.01 Решение задач по теме «Сфера». Вычисление элементов пространственных фигур (ребра, диагонали, углы). 1 19.01 Контрольная работа №2 по теме «Цилиндр, конус, шар». 1 21.01 Зачет №2 по теме «Цилиндр, конус, шар». 1 26.01 Объемы тел . 17 Объем прямоугольного параллелепипеда Понятие об объеме. 1 28.01 Объем прямоугольного параллелепипеда Изображение тел вращения на плоскости. 1 2.02 1 4.02 Объем прямоугольного параллелепипеда Объем прямой призмы. Изображение тел вращения на плоскости. 1 9.02 Объем цилиндра. Тела вращения: цилиндр. Изображение тел вращения на плоскости. 1 11.02 Объем цилиндра. 1 16.02 Объем наклонной призмы. 1 18.02 1 25.02 1 2.03 1 4.03 1 9.03 Объем пирамиды. Изображение тел вращения на плоскости. Объем пирамиды. Объем конуса. Объем конуса. Тела вращения: конус. Изображение тел вращения на плоскости. Решение задач по теме «Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса» Подобные тела в пространстве. Соотношения между объемами подобных тел. 1 11.03 Объем шара . Тела вращения: шар. 1 16.03 Объем шара . 18.03 Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. 1 1.04 Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. 1 6.04 1 8.04 1 13.04 1 15.04 Контрольная работа №3 по теме «Объемы тел» 1 20.04 Зачет №3 по теме «Объемы тел» 1 22.04 Заключительное повторение при подготовке 12 Площадь сферы. Тела вращения: сфера Площадь сферы. Решение задач по темам «Объем шара» и «Площадь сферы». Подобные тела в пространстве. Соотношения между объемами подобных тел к итоговой аттестации Параллельность прямых и плоскостей. 1 27.04 Параллельность прямых и плоскостей. 1 29.04 Перпендикулярность прямых и плоскостей. 1 4.05 Перпендикулярность прямых и плоскостей. 1 6.05 Теорема о трех перпендикулярах 1 11.05 Многогранники. 1 13.05 Многогранники. 1 18.05 Цилиндр, конус, шар. 1 20.05 Цилиндр, конус, шар. 1 25.05 Векторы в пространстве. 1 27.05 Векторы в пространстве. 1 Некоторые сведения из планиметрии. 1 Итого: 68