РП по информатике 11 класс на 2022-2023

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета «информатика» в 11 классе
Личностные:
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
 приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного
назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования
информационных технологий;
 знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества;
 формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах
профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
 целенаправленные поиск и использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том
числе с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
 анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
 формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и
переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Метапредметные:
 формирование компьютерной грамотности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения
информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных
компьютерных инструментальных средств;
 осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных
энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
 целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств
компьютера и цифровой бытовой техники;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
3







умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
–
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
–
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
–
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел
и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы,
написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
–
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа
числовых и текстовых данных;
–
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных
областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
–
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной
специализации;
–
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой
памяти);
–
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать
числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для
публикации;
–
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных
задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
–
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
4

–
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые
запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу
данных;
–
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей
современных программных средств;
–
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
–
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами
действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при
составлении поисковых запросов;
–
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать,
складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
–
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
–
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать
знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
–
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при
решении задач анализа данных;
–
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку
программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ;
выполнять созданные программы;
–
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых
объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые
модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;
–
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее;
создавать учебные многотабличные базы данных;
–
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
–
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать
правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
–
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать
принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
5

1. Содержание учебного предмета
1. Компьютер и программное обеспечение
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.
Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной
системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами,
архиваторами и антивирусными программами. Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура
современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные
системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры.
Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции
развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО
и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с
использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция
программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской
Федерации в области программного обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение
специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение,
технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в
соответствии с целями его использования.
Практическая работа №1.1 «Виртуальные компьютерные музеи»
Практическая работа №1.2 «Сведения об архитектуре компьютера».
Практическая работа №1.3 «Сведения о логических разделах дисков».
Практическая работа №1.4 «Значки и ярлыки на рабочем столе».
2. Моделирование и формализация
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы,
таблицы, графики).
6

Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов.
Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной
деятельности.
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме.
Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в
форме блок-схемы.
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных
областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование
геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
3. Базы данных
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и
редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы
информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

2. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№

Тема

1

Компьютер как средство автоматизации информационных
процессов
Моделирование и формализация
Базы данных. Системы управления базами данных
Итоговое повторение
Всего:

2
3
4

Кол-во
часов
11
8
7
6
34

7

Приложение

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ
№
п/
п

Тема урока
a. Компьютер как средство

1

2.

3.

4.

ТБ в кабинете информатики. История развития вычислительной техники.
Практическая
работа
№1.1
«Виртуальные
компьютерные музеи»
Архитектура персонального компьютера.
Практическая работа №1.2 «Сведения об архитектуре
компьютера».

Элементы содержания
урока
автоматизации
История развития
вычислительной
техники.
Магистральномодульный принцип
построения компьютера.

Требования к уровню
подготовки обучающихся
информационных процессов11 ч
Знать
этапы
развития
вычислительной техники. Знать
поколения ЭВМ.

Дата
проведения
план
факт
01.09

Знать преимущества, которые дает
ММП. Знать виды шин и их
назначение. Иметь представление
о
направлении
развития
архитектуры процессоров.

08.9

Знать назначение и функции
операционных систем. Иметь
представление о многообразии
операционных систем.
Уметь
работать
в
среде
операционной
системы
на
пользовательском уровне.
Операционная система Linux. Практическая работа №1.4 Операционная система Знать элементы графического
«Значки и ярлыки на рабочем столе».
Linux.
Входное интерфейса
операционной
тестирование (Т0)
системы Linux.
Уметь работать в среде
операционной системы на
пользовательском уровне.

15.09

Операционные системы.
Основные
Практическая работа №1.3 «Сведения о логических характеристики
разделах дисков».
операционных систем.

22.09

8

5.

Защита от несанкционированного доступа к информации.

6.

Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и Физическая защита
антивирусные программы.
данных на дисках.
Вредоносные и
антивирусные
программы.
Компьютерные вирусы и защита от них.
Компьютерные вирусы и
Практическая работа №1.8 «Защита от компьютерных защита от них.
вирусов»

7.

Защита информации с
использованием паролей.
Биометрическая система
защиты.

8.

Сетевые черви и защита от них.
Практическая работа №1.9 «Защита от сетевых червей».

Сетевые черви и защита
от них.

9

Троянские программы и защита от них.
Троянские программы и
Практическая работа №1.10 «Защита от троянских защита от них.
программ»

Знать,
как
защищается
информация в компьютере с
использованием паролей. Знать
биометрические методы защиты
информации.
Уметь
идентифицировать человека по
характеристикам речи.
Иметь
представление
об
организации физической защиты
данных на дисках.
Знать
типы
вредоносных
программ.
Знать сущностные характеристики
компьютерных вирусов. Знать
классификацию
компьютерных
вирусов,
принципы
их
распространения
и
способы
защиты от них. Уметь лечить или
удалять файловые вирусы из
зараженных объектов.
Знать классификацию сетевых
червей,
принципы
их
распространения
и
способы
защиты
от
них.
Уметь
предотвращать
проникновение
сетевых червей на локальный
компьютер.
Знать классификацию троянских
программ,
принципы
их
распространения
и
способы
защиты
от
них.
Уметь
обнаруживать и обезвреживать

29.09

06.10

13.10

20.10

10.11

9

10. Хакерские утилиты и защита от них.
Практическая работа №1.11 «Защита от хакерских атак»

Хакерские утилиты и
защита от них.

троянские программы.
Знать классификацию хакерских
атак,
принципы
их
распространения
и
способы
защиты
от
них.
Уметь
обнаруживать и обезвреживать
хакерские атаки.

11. Контрольная работа №1 «Компьютер как средство
автоматизации информационных процессов»
b. Моделирование
и
12. Моделирование как метод познания. Системный подход в Моделирование как
моделировании.
метод познания.
Системный подход в
моделировании.

13.

14.

15.

16.

формализация (8) ч
Знать определение модели; что
такое информационная модель
Знать
назначение
и
виды
информационных
моделей,
описывающих реальные объекты
или процессы. Понимать, что
такое системный подход в науке и
практике
Формы представления моделей. Формализация. Основные Формы представления
Знать формы представления
этапы разработки и исследование моделей на компьютере. моделей. Формализация. моделей.
Основные этапы
Иметь представление о процессе
разработки и
формализации.
Знать
этапы
исследование моделей на информационного моделирования
компьютере.
на компьютере
Исследование физических моделей.
Исследование
Уметь проводить эксперимент в
физических моделей.
виртуальной компьютерной
лаборатории
Исследование астрономических моделей.
Исследование
Уметь проводить эксперимент в
астрономических
виртуальной
компьютерной
моделей.
лаборатории
Исследование алгебраических моделей.
Исследование
Уметь проводить эксперимент в

17.11

24.11

01.12

08.12

15.12

22.12

12.01
10

алгебраических моделей.
17. Исследование геометрических моделей.
18. Исследование химических и биологических моделей.
c. Базы данных.
19. Контрольная работа №2
«Моделирование и формализация»

виртуальной
компьютерной
лаборатории
Исследование
Уметь проводить эксперимент в
геометрических моделей. виртуальной
компьютерной
лаборатории
Исследование
Уметь проводить эксперимент в
химических и
виртуальной
компьютерной
биологических моделей. лаборатории
Системы управления
базами данных (7) ч
Промежуточное
тестирование (Тп)

20. Табличные базы данных. Система управления базами Табличные базы данных. Знать, что такое база данных,
данных.
Система
управления основные понятия реляционных
базами данных.
БД: запись, поле, тип поля,
главный ключ. Знать определение
и назначение СУБД
21. Практическая работа №3.1 «Создание табличной базы Практическая работа
Уметь
создавать
структуру
данных».
№1 «Создание табличтабличной базы данных; вводить и
ной базы данных».
редактировать данные различных
типов.
22. Использование формы для просмотра и редактирования Использование формы
Знать
разницу
между
записей в табличной базе данных.
для просмотра и
представлением
данных
с
Практическая работа №3.2. «Создание формы в редактирования записей помощью таблицы и формы.
табличной базе данных».
в табличной БД.
Уметь создавать формы для
табличных баз данных.
23. Поиск записей в табличной базе данных с помощью Поиск записей в
Уметь осуществлять поиск инфорфильтров и запросов.
табличной базе данных с мации в базе данных с помощью
Практическая работа №3.3 «Поиск записей в табличной помощью фильтров и
фильтров и запросов. Уметь
базе данных с помощью фильтров и запросов».
запросов.
формировать запросы на поиск
данных.
24. Сортировка записей в табличной базе данных
Сортировка записей в Уметь осуществлять сортировку

19.01

26.01

02.02

09.02

16.02

02.03

09.03

16.03
11

Практическая работа №3.4. «Сортировка записей в
табличной базе данных».
Практическая работа №3.5. «Создание отчётов в
табличной базе данных».
25. Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных.
Практическая работа №3.6. «Создание генеалогического
древа семьи».
26. Контрольная работа №3
«Базы данных. Системы управления базами данных»
27. Право в Интернете. Этика в Интернете.

28. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
d. Итоговое
29. Повторение по теме «Информация. Кодирование
информации. Устройство компьютера и программное
обеспечение»

30. Повторение по теме
мирование»

«Алгоритмизация и програм-

табличной базе данных. записей в табличной базе данных.
Создание
отчётов
в Уметь
создавать
отчеты
в
табличной базе данных
табличной базе данных.
Иерархическая модель Знать характерные особенности
данных. Сетевая модель иерархической модели данных.
данных.
Знать характерные особенности
сетевой модели данных.

06.04

13.04
Право
в
Интернете. Знать
правовые
нормы
Этика в Интернете.
информационной
деятельности
человека. Знать этические правила
при общении по электронной
почте, в чатах и форумах.
Перспективы развития Иметь
представление
о
информационных и ком- перспективах
развития
муникационных
информационных
и
технологий.
коммуникационных технологий.
повторение
Информация.
Ко- Знать
единицы
измерения
дирование информации. информации. Уметь определять
Устройство компьютера количество информации. Знать
и
программное принципы кодирования текстовой,
обеспечение
графической, звуковой, числовой
информации. Знать устройство
компьютера.
Знать
виды
программного обеспечения.
Алгоритмизация и
Знать основные алгоритмические
программирование
структуры. Уметь формально
исполнять алгоритм. Знать основы
языка программирования Pascal

20.04

27.04

04.05

11.05

12

31. Повторение по теме «Основы логики. Логические основы Основы логики.
компьютера»
Логические основы
компьютера
32- Повторение по теме «Информационные технологии. Информационные
33. Коммуникационные технологии»
технологии. Коммуникационные
технологии
34. Итоговое тестирование за курс 11 класса
Итоговое тестирование

Уметь
строить
таблицы
истинности
логических
выражений.
Знать
технологии
обработки
текстовой, графической, числовой
информации.
Знать
способы
подключения к Интернету.

18.05

25.05

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».