РП по географии 10 класс на 2022-2023

Планируемые результаты освоения учебного предмета «географии»
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других
людей, умение оказывать первую помощь.
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать
и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность
и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических
процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового
географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем.

Выпускник научится:
 выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
 ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать

качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или
противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
 представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
 использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление
географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации
географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических
различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление
простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической
информации;
 проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра,
абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
 различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на
основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
 использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами,
процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
 оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки
зрения концепции устойчивого развития;
 различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
 использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач;
 описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
 различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных
регионов и стран;
 устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и
отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
 объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
 приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
Выпускник получит возможность научиться:
 создавать простейшие географические карты различного содержания;
 моделировать географические объекты и явления;
 работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
 подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в быту и окружающей среде;
 приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем
человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
 воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах
массовой информации;
 составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в географической оболочке;
 сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
 оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
 объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социальноэкономическими факторами;



Содержание учебного предмета
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные
территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика.
«Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения.
Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги
этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения
населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой
структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные
отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной

и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация
крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое
сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России
со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества.
Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных
проблем.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.

Раздел

Темы уроков

Раздел I. Введение. Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема.
Важнейшие явления и процессы в окружающей среде.
Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы.
Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения
природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Природные и
антропогенные воздействия.
Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей
среды.
Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые
природные территории и объекты Всемирного природного и
культурного наследия.
Раздел II. Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира.
Закономерности развития природы. Современная

Целевые ориентиры результатов воспитания на
уровне
основного общего образования
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую принадлежность (идентичность) в
поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому,
настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской
государственности на основе исторического
просвещения, российского национального
исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным
символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению
обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод при уважении
прав и свобод, законных интересов других людей.

Количество
часов
6
1
1

1

1
1
1

5
1

политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран
мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика
населения. Демографическая политика. Размещение и
плотность населения.
Состав и структура населения (половозрастной, этнический,
религиозный состав, городское и сельское население).
Основные очаги этнических и конфессиональных
конфликтов. География рынка труда и занятости.
Миграция населения. Закономерности расселения населения.
Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда.
Отраслевая и территориальная структура мирового
хозяйства. Изменение отраслевой структуры.
География основных отраслей производственной и
непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг.
Международные отношения. Географические аспекты
глобализации.
Раздел III. Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и
регионов мира.
Особенности экономико-географического положения,
природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современных проблем развития крупных регионов
и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки,
Австралии и Африки.
Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики.
Международная специализация крупнейших стран и
регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных
видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового
хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в
единое мировое сообщество. Международные организации
(региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве.
География экономических, политических, культурных и

Выражающий неприятие любой дискриминации
граждан, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса,
общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в
социально значимой деятельности, в том числе
гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую
принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и
культурному наследию своего и других народов
России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной
стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка,
истории и культуры своего края, своего народа,
других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины
— России в науке, искусстве, спорте, технологиях,
боевые подвиги и трудовые достижения героев и
защитников Отечества в прошлом и
современности.
Принимающий участие в мероприятиях
патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную
культуру своего народа, ориентированный на
духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё
поведение и поступки, поведение и поступки

1

1

1

1

6

1

1

1

1

научных связей России со странами мира.
Особенности и проблемы интеграции России в мировое
сообщество. Географические аспекты решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач
развития России.
Раздел IV. Роль географии в решении глобальных проблем
человечества
Географическая наука и географическое мышление.
Карта – язык географии, для выявления закономерностей и
тенденции, получения нового географического знаниях о
социально-экономических и экологических процессах и
явлениях. Географические аспекты глобальных проблем
человечества.
Роль географии в решении глобальных проблем
современности.
Международное сотрудничество как инструмент решения
глобальных проблем. Применение географических знаний
для оценки явлений и процессов а также оценивания уровня
безопасности окружающей среды и адаптация к её
изменению.

других людей с позиций традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и норм с учётом
осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и
ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства,
значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским
традиционным семейным ценностям, институту
брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку,
русскому языку и литературе как части духовной
культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного
и мирового искусства, народных традиций и
народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную
восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных
норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных
видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование

1

6
1

1

1

1

культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий
правила безопасности, безопасного поведения, в
том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярную физическую
активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей), понимание
их последствий, вреда для физического и
психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное
состояние (своё и других людей), стремящийся
управлять собственным эмоциональным
состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся
социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда
других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения
труду, накопления навыков трудовой деятельности
на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском
обществе.
Участвующий в решении практических трудовых

дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и
построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных
и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер
экологических проблем, путей их решения,
значение экологической культуры человека,
общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий,
приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний
естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны природы, планирования
своих поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности
экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных
предметных областях с учётом индивидуальных
интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему
научных представлений о закономерностях
развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной
средой.
Развивающий навыки использования различных

средств познания, накопления знаний о мире
(языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения,
накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности.

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по географии 10 класс
№
п/п

Темы уроков

Раздел I Современная политическая карта мира.
Введение.
1
Многообразие стран современного мира.
2
Международные отношения и политическая картина
мира
Практическая работа №1
Составление таблицы ”Государственный строй
отдельных стран мира
3
Государственный строй стран мира. Формы
государственного правления

4

Функциональная грамотность

Колич
ест.
План
часов
6

Анализировать, интерпретировать данные и
делать соответствующие выводы
Вспомнить и применить соответствующие
естественнонаучные знания
Выявлять связь между прочитанным и
современной реальностью
Находить и извлекать несколько единиц
информации, расположенных в разных
фрагментах текста
Понимать смысловую структуру текста
(определять тему, главную мысль/идею,
назначение текста)

Политическая география и геополитика.
Практическая работа №2
Составление политико-географических
комментариев к событиям, происходящим на
политической карте мира. Характеристика
политико-географического положения страны, его
изменений во времени
Раздел II. Природа и человек в современном мире (6 часов)

1
1

06.09
13.09

1

20.09

1

27.09

Дата
Факт

5
6

7
8

9
10
11

12
13
14
15
16

Взаимодействие природы и общества.
Мировые природные ресурсы
Практическая работа №3.
Оценка обеспеченности разных регионов и стран
основными видами природных ресурсов.
Минеральные земельные водные и биологические
ресурсы
Ресурсы Мирового океана, космические и
рекреационные ресурсы

1
1

04.10
11.10

1

18.10

Анализировать, интерпретировать данные и
делать соответствующие выводы
Вспомнить и применить соответствующие
естественнонаучные знания
Выявлять связь между прочитанным и
современной реальностью
Находить и извлекать несколько единиц
информации, расположенных в разных
фрагментах текста
Понимать смысловую структуру текста
(определять тему, главную мысль/идею,
назначение текста)

1

01.11

Загрязнение и охрана окружающей среды
Географическое ресурсоведение и геоэкология
Раздел III. География населения мира (5 часов)
Численность и воспроизводство населения мира.
Практическая работа 4.
Оценка основных показателей уровня и качества
жизни населения. Анализ карт населения.
Структура населения
Размещение и миграции населения мира.
Городское и сельское население. Урбанизация.
Контроль знаний по теме «Население мира»
Раздел IV. Научно-техническая революция. 6 часов
Анализировать, интерпретировать данные и
Научно-техническая революция. Характерные черты и
делать соответствующие выводы
составные части

1
1

08.11
15.11

1

22.11

1
1
1
1

29.11
06.12
13.12
20.12

1

27.12

Вспомнить и применить соответствующие
естественнонаучные знания
Выявлять связь между прочитанным и
современной реальностью
Находить и извлекать несколько единиц
информации, расположенных в разных

фрагментах текста
Понимать смысловую структуру текста
(определять тему, главную мысль/идею,
назначение текста)

17
18
19

20
21

22
23
24
25

Мировое хозяйство и международное географическое
разделение труда
Отраслевая и территориальная структура мирового
хозяйства
Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства

1

10.01

1

17.01

1

24.01

Воздействие НТР на территориальную структуру
хозяйства
Факторы
размещения
производительных
сил.
Обобщение знаний
Раздел V. География отраслей мирового хозяйства 10 часов
География промышленности. Топливно-энергетический
комплекс мира. Электроэнергетика мира
Горнодобывающая промышленность. Черная
металлургия Цветная металлургия
Машиностроение мира
Анализировать, интерпретировать данные и
Химическая, лесная промышленность мира
делать соответствующие выводы
Промышленность и окружающая среда

1

31.01

1

07.02

Сельское хозяйство мира
Зелёная революция. Растениеводство
Сельское хозяйство мира. Животноводство
География транспорта мира.
Международные экономические отношения.

14.02
1
1

21.02

1
1

28.02
07.03

1
1
1
1
1

14.03
21.03
04.04
11.04
18.04

Вспомнить и применить соответствующие
естественнонаучные знания
Выявлять связь между прочитанным и
современной реальностью
Находить и извлекать несколько единиц
информации, расположенных в разных
фрагментах текста
Понимать смысловую структуру текста
(определять тему, главную мысль/идею,
назначение текста)

26
27
28
29
30

31

32

33
34

Обобщение теме «География отраслей мирового
хозяйства».
Глобальные проблемы человечества. 4 часа
Глобальные проблемы человечества: экологическая,
энергетическая и сырьевая, проблема использования
Мирового океана.

Взаимодействие глобальных проблем человечества
Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Стратегия
устойчивого развития

Анализировать, интерпретировать данные и
делать соответствующие выводы
Вспомнить и применить соответствующие
естественнонаучные знания
Выявлять связь между прочитанным и
современной реальностью
Находить и извлекать несколько единиц
информации, расположенных в разных
фрагментах текста
Понимать смысловую структуру текста
(определять тему, главную мысль/идею,
назначение текста)

1

25.04

1

02.05

1
1

16.05
23.05

Приложение№2
Практическая часть
№

Четв. Тема

1

1

2

1

3

3

4

3

Практическая работа №1
Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира
Практическая работа №2
Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте
мира. Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени
Практическая работа №3.
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов
Практическая работа 4.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

Колич.час.
1
2

2
3

Практическая работа №1
Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира
Зад 1
.Используя учебник и дополнительную литературу, «Визитную карточку стран» на форзаце учебника заполните таблицу,
приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством.
По форме правления
По форме административнотерриториального деления
республики
монархии
унитарные
федерации
абсолютная
теократичекая
конституционная

Практическая работа №2
Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте мира. Характеристика политикогеографического положения страны, его изменений во времени
Задание Анализ политико-географического положения одной из стран мира. (Каждый ученик выбирает самостоятельно страну)
План описания:
- политико-географического положения страны:
Общие сведения о стране (размеры страны, социально-экономический тип, столица).
Положение страны на материке.
Вид страны по географическому положению.
Участие страны в международных военных, экономических и политических организациях.
С какими странами и где граничит страна.
Участие стран-соседей в международных организациях.
Выделение среди соседних стран союзных, враждебных и нейтральных государств.
Какими морями (океанами) и где омывается страна.
Выход страны к важнейшим линиям международных коммуникаций.
”Горячие точки”, угрожающие безопасности страны.
Вывод о политико-географическом положении страны.
Практическая работа №3.
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Цель: Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:
Вариант 1:
1. Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны с помощью карт атласа и материалов учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;

г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с
помощью карт атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.
Вариант 2:
1.
2.
3.
4.

Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
Занесите результаты в таблицу.
Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран
Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными,
земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
Страна

Виды ресурсов
Минеральные

Земельные

Водные

Лесные

Россия
Япония
США
Практическая работа 4.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.
Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью оценки уровня
и качества жизни населения в разных странах и определения влияния этих факторов на среднюю продолжительность жизни населения.
Ход работы: Используя материал учебника и справочные материалы, заполните таблицу:
Страна
Уровень социальноНаличие\отсутствие экологических
Средняя
экономического развития
проблем
продолжительность
(размер ВВП на душу
жизни
населения)
Япония
Швеция
Россия
Индия

Руанда
- Сделайте сравнительный анализ данных, внесенных вами в таблицу.
- Сделайте вывод о взаимосвязи уровня социально-экономического развития страны и качества жизни населения
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Оценка
«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

Оценка

Критерии оценивания
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для
выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и
самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися.
Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность
конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или
стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к
учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического
материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных
и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много
времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического
материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими
материала ми, географическими инструментами.
Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы.
Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной
целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство
и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки
учащегося.
Выставляется в том случае, когда обучающиеся не приступили к выполнению этой работы.
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за
плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Критерии оценивания

«5»

«4»
«3»
«2»
«1»

правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной
последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или
объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности;
аккуратное оформление результатов работы
правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других
источников знаний, в оформлении результатов
правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов;
неаккуратное оформление результатов.
неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в
выполнении задания и в оформлении результатов.
полное неумение использовать карту и источники знаний


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».