РП по биологии 10 класс на 2022-2023

1

1. Планируемые результаты освоения предмета биология базовый уровень
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных
явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид,
экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению
биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе
биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь
строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы
дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать
наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических
факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для
использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
2

представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных
данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную,
эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления
(мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы
наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека
для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

2.Содержание курса «Общая биология» 10 класс (базовый уровень)
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль
биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые
кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

3

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот
и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и
реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в
клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм
Организм – единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма
(онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических
веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория
наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
«Общая биология» 10 класс (базовый уровень)
№ п/п
1
2

Название
раздела
Введение.

часы Основные виды деятельности

Раздел I Клетка –
единица живого:
Тема 1. Химический
состав клетки
Тема 2. Структура и

17:

1

4
5

Повторяют систему живых организмов, характеризуют царства живой природы и науки, изучающие
отдельные царства, определяют практическое значение биологии в современном мире
Определяют единство элементного состава как одно из свойств живого, распределяют химические
элементы по группам в зависимости от количественного представительства в организме,
характеризуют роль отдельных элементов Дают определение и приводят классификацию
органических веществ, классифицируют липиды, приводят их химические особенности и
определяют биологическую роль липидов Определяют углеводы как класс органических
4

функции клетки
Тема 3. Обеспечение
клеток энергией
Тема 4. Наследственная
информация и
реализация ее в клетке

3

4

3
5

Раздел II Размножение
и развитие организмов:
Тема 5. Размножение
организмов
Тема 6.
Индивидуальное
развитие организмов

6:

Раздел III Основы
генетики и селекции:
Тема 7.Основные
закономерности
явлений
наследственности
Тема 8.Закономерности
изменчивости

11:

3

2

5

4

соединений, классифицируют углеводы по строению, выясняют биологическую роль углеводов,
характеризуют белки с химической и биологической
точек зрения Дают определение нуклеиновым кислотам как химическим соединениям и носителям
наследственной информации, определяют особенности строения нуклеиновых кислот, их
классификацию и
биологическую роль Приводят общий план строения эукариотической клетки, дают определение
органоидам и включениям, классифицируют органоиды в зависимости от особенностей их строения
и определяют роль каждого органоида в клетке Определяют генетический код и характеризуют его
свойства, описывают этапы реализации наследственной информации в клетке, учатся решать задачи
по
молекулярной биологии Характеризуют вирусы как неклеточную форму жизни, определяют
особенности строения и жизнедеятельности вирусов; описывают жизненный цикл вируса
иммунодефицита человека Характеризуют обмен веществ как одно из свойств живого, определяют
роль АТФ в организме, записывают основное энергетическое уравнение, описывают этапы
энергетического обмена
Характеризуют организм как один из уровней организации живого, классифицируют организмы по
количеству клеток и степени связи между ними Характеризуют рост и развитие как проявление
жизни, классифицируют типы клеточного деления, определяют жизненный цикл клетки и
митотический
цикл, описывают этапы митотического цикла, выявляют значение митоза Определяют размножение
как свойство живого, выделяют способы размножения и характеризуют каждый из них, выявляют
особенности и значение бесполого и полового способов размножения Дают определение онтогенеза,
определяют его этапы и описывают процессы, происходящие на каждом этапе.
Определяют генетику как один из разделов биологии, выявляют роль генетики в развитии биологии,
характеризуют наследственность и изменчивость как
свойства живого, выясняют роль Менделя в развитии генетики. Характеризуют особенности
моногибридного скрещивания, первый и второй законы Менделя, закон чистоты гамет,
учатся решать задачи на первый и второй законы Менделя Характеризуют третий закон Менделя,
дают определение анализирующему скрещиванию и определяют его значение, учатся решать задачи
на дигибридное скрещивание Характеризуют положения хромосомной теории наследственности и
учатся решать задачи на сцепленное наследование Дают определение пола, знакомятся с
5

Тема 9.Генетика и
селекция

Итого

2

хромосомным определением пола, характеризуют аутосомы и половые хромосомы, гетерогаметный
и гомогаметный пол, учатся решать задачи на сцепленное с полом наследование Дают определение
изменчивости, классифицируют виды изменчивости и выявляют их особенности Определяют
селекцию как науку, выявляют ее значение для человека, дают определение сорту, породе и штамму,
знакомятся с центрами происхождения культурных растений и ролью Н. И. Вавилова в развитии
генетики и селекции, описывают основные методы селекции Дают определение биотехнологии,
знакомятся с ее разделами и основными направлениями ее развития, а также с этическими аспектами
развития биотехнологии

34

6

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по курсу «Общая биология» 10 класс
№
п\п

Разделы\Темы +содержание

1.

Введение. Биология как комплекс наук о живой природе. Входящий
контроль. Инструктаж по ТБ Методы научного познания,
используемые в биологии. Современные направления в биологии.
Роль биологии в формировании современной научной картины мира,
практическое значение биологических знаний.

часы

дата
план

факт

1

Биологические системы как предмет изучения биологии.

1
2
3
4
5

6
7

Раздел I. Клетка- единица живого.

17

Глава 1. Химический состав клетки

4

Неорганические соединения клетки, их значение. Углеводы и
липиды их значение.
Свойства и функции белков. Л.р. № 1 «Активность ферментов
каталазы в животных и растительных тканях»
Нуклеиновые кислоты Нанотехнологии в биологии
АТФ и другие органические соединения клетки
Глава 2. Структура и функции клетки
Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении
современной естественно-научной картины мира. Цитология,
методы цитологии Плазмолемма. Пиноцитоз. Фагоцитоз.
Цитоплазма. Немембранные органоиды клетки. Л.р. № 2
«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
Мембранные органоиды клетки.

1
1
1
1
5
1

1
1
7

Ядро. Прокариоты и эукариоты.
Клетки прокариот и эукариот Л.р.3 «Строение растительной,
животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом»
Глава 3. Обеспечение клеток энергией
Обмен веществ. Фотосинтез.
Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических
веществ без участия кислорода.
Биологическое окисление при участии кислорода.
Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке
Генетическая информация. Удвоение ДНК Хранение, передача и
реализация наследственной информации в клетке. Генетический
код. Ген, геном.
Биосинтез белков
Регуляция работы генов у прокариот и эукариот.
Вирусы. Неклеточная форма жизни. меры профилактики вирусных
заболеваний.
Генная и клеточная инженерия Влияние наркогенных веществ на
процессы в клетке Итоговый тест №1 по разделу Клеткаединица живого.
Раздел II. Размножение и развитие организма

1
1

Глава 5. Размножение организмов

3

1

Бесполое и половое размножение Способы размножения у
растений и животных. Соматические и половые клетки.

1

2

Деление клетки. Митоз и его значение. Клеточный цикл: интерфаза
и деление.
Мейоз и его значение. Образование половых клеток.
Глава 6. Индивидуальное развитие организмов.
Зародышевое развитие организмов. Организм – единое целое.

1

8
9

10
11
12
13

14
15
16
17

3.

3
4

3
1
1
1
5
1

1
1
1
1

6

1
3
1
8

5

6
4.
1

2
3
4
5
6
7
8
9

Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека;
последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на
эмбриональное развитие человека.
Постэмбриональное развитие. Жизнедеятельность организма.
Регуляция функций организма, гомеостаз.

1

Развитие взрослого организма.
Раздел III. Основы генетики и селекции
Глава 7. Основные закономерности наследственности.
Моногибридное скрещивание. Генетика, методы генетики.
Генетическая терминология и символика .Первый и второй законы
Г.Менделя
Генотип и фенотип.
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. П.р.
«Решение генетических задач»
Сцепленное наследование генов. Взаимодействие генов
Хромосомная теория наследственности
Отношения ген-признак
Взаимодействие фенотипа и среды при формировании признака.
Глава 8. Основные закономерности изменчивости
Модификационная изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Генотип и среда.
Мутационная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье
человека.
Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение
некоторых наследственных болезней человека Генетика человека.
Этические аспекты в области медицинской генетики. Итоговый тест
№2 по разделу Размножение и развитие организма

1
12
6
1

Глава 9. Генетика и селекция

2

1
1
1
1
1
3
1
1
1

9

10

Одомашнивание как начальный этап селекции. Доместикация и
селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и
перспективы развития. Биобезопасность.

1

11

Методы селекции. Успехи селекции Л.р. № 4«Фенотипы местных
сортов растений»
Итого

1
34

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».