ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предметного курса «Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку» для 9 класса разработана на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Цель изучения дисциплины
- подготовить девятиклассников к успешному выполнению заданий итогового собеседования по русскому языку: научить создавать монологические
высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной
информации.
Программно-методическое обеспечение
1.Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/
2.Решу ОГЭ.Образовательный портал для подготовки к экзаменам. https://rus-oge.sdamgia.ru/
МЕСТО ПРЕДМЕТНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса отводится 17 часов из расчета 1 час в неделю в первом полугодии
Формы контроля
Проведение пробного собеседования по русскому языку.
Планируемые результаты изучения курса
В результате учащийся должен
-уметь создавать монологические высказывания на разные темы,
- принимать участие в диалоге,
- выразительно читать текст вслух,
- пересказывать текст с привлечением дополнительной информации (цитаты).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Выполнение испытуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу
обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь).
Содержание учебного предмета
Содержание данного курса ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у обучающихся основной общеобразовательной школы
жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:
-извлекать информацию при аудировании и чтении;
-адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;
2
-создавать в устной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;
-соблюдать в речи основные языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические).
Устное собеседование по русскому языку в 9 классе состоит из 4 заданий:
Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Все задания представляют собой задания открытого типа с развѐрнутым ответом.
Работа построена с учѐтом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трѐх предложенных тем монолога и диалога (беседы)
.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом создавалась с учѐтом требований теории и практики педагогических измерений и
отечественных традиций преподавания русского языка.
Все задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом
речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно это общеучебное умение необходимо
школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем
культуры человека. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню
развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и
позиции.
Содержание курса
1.Введение. Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2. Задание1.Критерии оценивания чтения вслух.
Признаки выразительного чтения. Правильность чтения. Знаки препинания.
3. Задание 2. Критерии оценивания пересказа текста с включением приведенного высказывания (цитаты). Критерии оценивания правильности речи.
4. Задание 3.Критерии оценивания монологического высказывания. Составление монологического высказывания различных типов речи.
5. Задание 4. Критерии оценивания диалога. Составление диалога (по выбору учащегося).
6.Проведение пробного устного собеседования.
Учебно-тематический план.
Название тем, разделов
Всего часов
Теоретическая
часть
Практическая часть
В рабочей программе
Теоретическая
часть
Практическая часть
3
Введение.
Задание1.Чтение текста.
Задание 2.Пересказ текста с
включением приведенного
высказывания (цитаты).
Задание 3.Составление
монологического высказывания.
Задание 4. Составление диалога.
Проведение пробного устного
собеседования.
1
2
1
1
2
1
2
1
1
2
3
3
3
3
1
2
1
1
2
1к
ИТОГО:
8
9
8
9
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Дата
Тема
по
Колво
часов
Вид деятельности
Структура работы. Знакомство с
демонстрационным вариантом .
Критерии оценивания чтения вслух.
Признаки выразительного чтения.
Правильность чтения. Знаки препинания.
1
Лекция.
1
Составление памятки к выразительному чтению научнопопулярного текста.
Отработка навыка выразительного чтения.
Критерии оценивания пересказа текста с
включением приведенного высказывания.
Критерии оценивания правильности речи.
Практикум по пересказу научнопопулярного текста с включением
приведенного высказывания
1
1
Работа над текстами разных типов
Лекция.
1
Сам. работа
фактиче
ски
плану
1.
2.
3.
4.
5.
4
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Практикум по выразительному чтению и
пересказу научно-популярного текста с
включением приведенного высказывания
Критерии оценивания монологического
высказывания. Функционально-смысловые
типы речи. Синтаксические конструкции для
описания.
Практикум по составлению
монологического высказывания (описание
фотографии).
Схема построения и синтаксические
конструкции повествовательного текста.
Практикум по составлению
монологического высказывания
(повествование).
Схема построения текста-рассуждения.
Синтаксические конструкции рассуждения.
Составление монологического высказывания
(рассуждение).
Критерии оценивания диалога. Речевые
клише. Составление диалога (по выбору
учащегося) и отработка умения вести
диалог.
Практикум. Отработка умения вести диалог
на заданную тему.
Практикум. Работа по составлению диалога.
Резерв
Резерв
1
Лекция. Практикум
1
Упражнения для развития монологической речи
1
Сам. работа
1
Лекция. Практикум
1
Лекция. Практикум
1
Словарная работа по темам
1
Создание текстов
1
Взаимооценка по критериям
1
Взаимооценка по критериям
1
1
1
Алгоритмы построения текстов разных типов речи
5