ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного
общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности
подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе
внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.«Финансовая
грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–8 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на
68 часов: 34 часа в 5–6 классах, 34 часа — в 7-8 классах.
Место курса в образовательной системе:
• курс может быть включѐн в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научнопознавательному направлению;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования
детей, где она является основной (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утверждѐнный Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях,
имеющих соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной
на приобретѐнных знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения.
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а
также способов поиска и изучения информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебноисследовательской и
проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология,
география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики,
работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным
средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки
ребѐнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного,профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчѐтами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска,
анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА
5 – 6 класс
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в
повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): определять цели развития собственной финансовой
грамотности и планировать способы их достижения;¸ осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми
(учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;¸ выдвигать версии
решения проблем экономики семьи,
экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;¸ находить актуальную
финансовую информацию в сети Интернет;¸ обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;¸ приводить
примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях¸ актуализировать
имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ¸ объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние
человека;¸ понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии,
грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;¸ обосновывать свою оценку финансового поведения людей в
конкретных ситуациях;¸ описывать обязательные знания и умения, необходимые
для приобретения финансовой грамотности.
Темы занятий
1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
2. От чего зависит благосостояние семьи.
3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.
4. Учимся оценивать своѐ финансовое поведение.
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры,монеты,
фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия,стипендия,
пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления,товары
длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от
грамотности принимаемых в семье финансовых решений.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):¸ называть основные источники доходов семьи;¸
составлять задачи, требующие денежных расчѐтов;¸ считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его
сбалансированности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):¸ объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;¸
описывать свойства предмета, играющего роль денег;¸ объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;¸ называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;¸ называть регулярные и нерегулярные
источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учѐтом региона проживания;¸ объяснять, как
формируется семейный бюджет;¸ подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги
(товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);¸ подсчитывать в общих расходах
семьи долю расходов на обязательные платежи;¸ объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного
бюджета.
Темы занятий
5. Деньги: что это такое.
6. Учебные мини-проекты «Деньги».
7. Из чего складываются доходы семьи.
8. Учимся считать семейные доходы.
9. Исследуем доходы семьи.
10. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
11. Как появляются расходы семьи.
12. Учимся считать семейные расходы.
13. Исследуем расходы семьи.
14. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
15. Как сформировать семейный бюджет.
16. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».
17. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
18. Обобщение результатов изучения модуля 1.
19. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».
МОДУЛЬ 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форсмажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;
• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):¸ анализировать финансовые последствия особых
жизненных ситуаций для семьи;¸ соотносить вид страхования и его цель;¸ рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля,
жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;¸ находить актуальную информацию о страховых компаниях и их
услугах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):¸ описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; ¸ объяснять, как
сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; ¸ объяснять, что такое страхование и для чего оно
необходимо;¸ описывать виды страхования;¸ приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;¸
высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
Темы занятий
20. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от
этого защититься.
21. Что такое страхование и для чего оно необходимо.
22. Что и как можно страховать.
23. Ролевая игра «Страхование».
24. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
25. Как определить надѐжность страховых компаний.
26. Как работает страховая компания.
27. Учебные мини-проекты «Страхование».
28. Обобщение результатов изучения модуля 2.
29. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества
и как человек может от этого защититься».
Резервные часы – 5 ч.
7 – 8 класс
Модуль 3. ЧЕЛОВЕК и государство:как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное
пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;
• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):¸ различать прямые и косвенные налоги;¸ считать
сумму налога;¸ проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;¸ высчитывать долю
годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
◊ находить нужную информацию на социальных порталах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):¸ объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;¸
называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные на-
логи);¸ приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину;¸ перечислять условия получения
различных видов социальных пособий в Российской Федерации;¸ называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;¸
приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; ¸ высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Темы занятий
1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
2. Что такое налоги и почему их надо платить.
3. Какие бывают налоги.
4. Учимся считать налоги.
5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
6. Сравниваем налоги граждан разных стран.
7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
8. Как работает налоговая служба.
9. Учебные мини-проекты «Налоги».
10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.
11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
15. Обобщение результатов изучения модуля 3.
16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
МОДУЛЬ 4. услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог,
бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Личностные характеристики и установки:
• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных
жизненных ситуаций;
• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несѐт потребитель этих услуг;
• осознание факта: ответственность за все финансовые риски несѐт владелец бизнеса;
• понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
• понимание, что всѐ в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете
семьи.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):¸ отличать инвестирование от сбережения и
кредитования;¸ знать свои основные права и обязанности как потребителя;¸ находить актуальную информацию об услугах банков;¸
пользоваться пластиковой картой в банкомате;¸ считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;¸ планировать (4—5 шагов)
свою самостоятельную деятельность;_сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;¸ находить и анализировать
информацию о курсе валют;¸ проводить простые расчѐты с использованием валютного курса.
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):¸ перечислять основные банковские услуги (сбережения,вклад,
кредит, инвестиции);¸ объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи;¸
объяснять, чем труд наѐмного работника отличается от труда бизнесмена;
называть необходимые условия для открытия своей фирмы;¸ объяснять причины существования различных валют;
называть основные мировые валюты и страны их использования;¸ объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.
Темы занятий
17. Для чего нужны банки.
18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
19. Какие бывают вклады.
20. Что такое кредиты и надо ли их брать.
21. Изучаем сайт Центрального банка РФ.
22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
24. Как работает банк.
25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
26. Что мы знаем о бизнесе.
27. Как открыть фирму.
28. Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
29. Ролевая игра «Открываем фирму».
30. Что такое валюта и для чего она нужна.
31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
32. Обобщение результатов изучения модуля 4.
33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций
и собственный бизнес».
34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА
Согласно ФГОС ООО, устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися программ среднего общего образования:
личностным, метапредметным и предметным
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая
грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении,понимание
финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своѐ финансовое поведение, планирование собственного бюджета,
предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса,
каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать
обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к еѐ развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой
информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и
интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по
найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания,
об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах
для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым
поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчѐты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и
расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчѐты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные,
простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и
обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на
основе определѐнной проблемы экономики семьи,экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приѐмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов,
решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение,
описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в
семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности
умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая
грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность,обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная
ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения,бизнес, валюта,
валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и
последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приѐмов работы с простой финансовой и статистической информацией, еѐ осмысление, проведение простых финансовых
расчѐтов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на
простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
5 – 6 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
1
Введение в курс
«Финансовая
грамотность»
2
Доходы
и
расходы семьи
3
4
Риски потери
денег и
имущества и как
человек может от
этого защититься
Резервные часы
Всего
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
4
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/participateSinglePage/a23009b1922a-4bd6-8eae-7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
15
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/participateSinglePage/3a5e9048d29a-48a2-b430-23c5453d4645/00000000-0000-0000-000000000000000
10
https://doligra.ru/all
5
34
7 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
1
Человек и
государство: как
они
взаимодействуют
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
16
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/participateSinglePage/a23009b1922a-4bd6-8eae-7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
2
Услуги
финансовых
организаций
и собственный
бизнес
17
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/participateSinglePage/3a5e9048d29a-48a2-b430-23c5453d4645/00000000-0000-0000-000000000000000
3
Заключение
1
https://doligra.ru/all
Итого
34
0
0
Приложение 1 к рабочей программе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Количество часов
№
п/п
1
Тема урока
Почему важно развивать
свою финансовую
грамотность
2
От чего зависит
благосостояние семьи
3
Учимся оценивать
финансовое
поведение людей
4
Учимся оценивать своѐ
финансовое поведение
Всего
Контро
льные
работы
Практи
ческие
работы
Дата
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
План
4.09
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
11.09
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
18.09
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
25.09
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000-
Факт
000000000000
5
Учебные мини-проекты
«Деньги»
7
Из чего складываются
доходы
семьи
9
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
2.10
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
9.10
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
16.10
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
23.10
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
6.11
Учимся оценивать
финансовое
поведение людей
6
8
1
Учимся считать
семейные доходы
Исследуем доходы семьи
10
11
12
13
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
13.11
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
20.11
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
27.11
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
4.12
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
11.12
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000-
18.12
Учебные мини-проекты
«Доходы
семьи»
Как появляются расходы
семьи
Учимся считать
семейные расходы
Исследуем расходы
семьи
14
Учебные мини-проекты
«Расходы семьи»
15
Как сформировать
семейный
бюджет
000000000000
16
17
18
Ролевая игра «Семейный
совет
по составлению
бюджета»
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
25.12
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
15.01
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
22.01
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
29.01
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
5.02
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae-
12.02
Учебные мини-проекты
«Семейный бюджет»
Обобщение результатов
изучения модуля 1
19
Презентация портфолио
«Доходы и расходы
семьи»
20
Почему возникают риски
потери денег и
имущества и как от этого
защититься
21
Что такое страхование и
для чего оно необходимо
7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
22
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
19.02
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
26.02
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
5.03
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
12.03
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
19.03
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
2.04
Что и как можно
страховать
23
Ролевая игра
«Страхование»
24
Исследуем, что
застраховано
в семье и сколько это
стоит
25
1
Как определить
надѐжность
страховых компаний
26
Как работает страховая
компания
27
Учебные мини-проекты
«Страхование»
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
1
28
Обобщение результатов
изучения модуля 2
29
Презентация портфолио
«Риски потери денег и
имущества и как
человек может от этого
защититься»
30 34
Резервные часы
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticWorks/partic
ipateSinglePage/a23009b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-0000-0000000000000000
1
9.04
16.04
https://doligra.ru/all
5
23.04
30.04
7.05
14.05
21.05
6 класс
Количество часов
№
п/п
1
2
Тема урока
Почему важно
развивать свою
финансовую
грамотность
От чего зависит
благосостояние семьи
3
Учимся оценивать
финансовое
поведение людей
4
Учимся оценивать
своѐ финансовое
поведение
Всего
Контро
льные
работы
Дата
Практи
ческие
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae-
План
Факт
7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
5
6
7
8
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
Учимся оценивать
финансовое
поведение людей
Учебные минипроекты «Деньги»
Из чего складываются
доходы
семьи
Учимся считать
семейные доходы
9
10
11
12
13
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-0000-
Исследуем доходы
семьи
Учебные минипроекты «Доходы
семьи»
Как появляются
расходы семьи
Учимся считать
семейные расходы
Исследуем расходы
семьи
0000-0000-000000000000
14
15
16
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae-
Учебные минипроекты «Расходы
семьи»
Как сформировать
семейный
бюджет
Ролевая игра
«Семейный совет
по составлению
бюджета»
17
Учебные минипроекты «Семейный
бюджет»
18
Обобщение
результатов изучения
модуля 1
7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
19
20
21
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
Презентация
портфолио «Доходы и
расходы семьи»
Почему возникают
риски потери денег и
имущества и как от
этого защититься
Что такое страхование
и для чего оно
необходимо
22
Что и как можно
страховать
23
Ролевая игра
«Страхование»
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
24
25
26
27
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
Исследуем, что
застраховано
в семье и сколько это
стоит
Как определить
надѐжность
страховых компаний
Как работает
страховая компания
Учебные минипроекты
«Страхование»
1
28
Обобщение
результатов изучения
модуля 2
29
Презентация
портфолио «Риски
потери денег и
имущества и как
человек может от
этого защититься»
30 34
Резервные часы
https://fg.resh.edu.ru/diagnosticW
orks/participateSinglePage/a2300
9b1-922a-4bd6-8eae7fede8e217c5/00000000-00000000-0000-000000000000
1
https://doligra.ru/all
5
0
0
7 класс
Количество часов
№
п/п
1
2
Тема урока
Могут ли люди быть
финансово независимыми от
государства
Что такое налоги и почему их
надо платить
Всего
1
1
3
Какие бывают налоги
1
4
Учимся считать налоги
Ролевая игра «Считаем налоги
семьи»
Сравниваем налоги граждан
разных стран
Исследуем, какие налоги
платит семья и что получает от
государства
Как работает налоговая
служба
Учебные мини-проекты
«Налоги»
Что такое социальные пособия
и какие они бывают
Учимся находить информацию
на сайте Фонда социального
1
5
6
7
8
9
10
11
1
1
1
1
1
1
1
Контроль
ные
работы
Практичес
кие
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Дата
План
Факт
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
страхования РФ
Ролевая игра «Оформляем
социальное пособие»
Исследуем, какие социальные
пособия получают люди
Учебные мини-проекты
«Социальные пособия»
Обобщение результатов
изучения модуля 3
Презентация портфолио
«Человек и государство: как
они взаимодействуют»
Для чего нужны банки
Почему хранить сбережения
в банке выгоднее, чем дома
Какие бывают вклады
Что такое кредиты и надо ли
их брать
Изучаем сайт Центрального
банка РФ
Исследуем, какими
банковскими услугами
пользуется семья
Как избежать финансовых
потерь и увеличить доходы
Как работает банк
Учебные мини-проекты
«Банковские услуги для
семьи»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
Что мы знаем о бизнесе
1
27
Как открыть фирму
Для чего нужны бизнесинкубаторы
Ролевая игра «Открываем
фирму»
Что такое валюта и для чего
она нужна
Учимся находить информацию
о курсах валют и их
изменениях
Обобщение результатов
изучения модуля 4
Презентация портфолио
«Услуги финансовых
организаций и собственный
бизнес»
Обобщение результатов изучения курса «Финансовая
грамотность»
1
Итого
34
28
29
30
31
32
33
34
№
п/п
1
1
1
1
1
1
1
0
0
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Количество часов
Наименование разделов и тем программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Управление денежными средствами семьи
9
1. http://ecsocman.hse.ru –
Федеральный образовательный
портал «Экономика. Социология.
Менеджмент».
2. https://www.hse.ru/stat.html –
Статистический портал Высшей школы экономики.
2
Способы повышения семейного благосостояния
6
3. https://www.moex.com –
Московская биржа.
4. https://www.ramu.ru – портал
«Российская ассоциация маркетинговых услуг»
3
Риски в мире денег
6
4
Семья и финансовые организации: как
сотрудничать без проблем
8
4
Человек и государство: как они
взаимодействуют
5
ИТОГО
34
5. https://www.rbc.ru –
информационное агентство
«РосБизнесКонсалтинг
».
6. http://tpprf.ru – Торговопромышленная палата РФ
7. www.7budget.ru – сайт журнала
«Семейный бюджет».
8. www.cbr.ru – Центральный банк
Российской Федерации.
9. www.cefir.ru – сайт Центра
экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).
10. www.cfin.ru – сайт
«Корпоративный менеджмент».
11. www.economicus.ru –
Справочный портал по экономике.
Приложение 1 к рабочей программе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№
п/
п
Количество
часов
Тема урока
Всего
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи
Тема 1. Происхождение денег
2
1
Деньги: что это такое
1
2
Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы
вашей семьи
Тема 2. Источники денежных средств семьи
2
3
Какие бывают источники доходов
1
4
От чего зависят личные и семейные доходы
1
Тема 3. Контроль семейных расходов
2
5
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать
1
6
Учебные мини-проекты «Контролируем
семейные расходы»
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
9 часов
Дата
План
Факт
Тема 4. Построение семейного бюджета
2
7
Что такое семейный бюджет и как его построить
1
8
Как оптимизировать семейный бюджет
1
9
Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый
1
контроль
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния
10
11
12
13
14
15
16
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов
с использованием услуг финансовых организаций
Для чего нужны финансовые организации
Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых
организаций
Тема 6. Финансовое планирование
как способ повышения финансового благосостояния
Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование
Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных
этапах
Представление проектов
Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий,
тестовый контроль
Модуль 3. Риски в мире денег
6часов
2
1
1
2
1
1
1
1
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
3
Особые жизненные ситуации: рождение ребѐнка, потеря кормильца
1
6 часов
17
18
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и
техногенные катастрофы
Чем поможет страхование
1
1
Тема 8. Финансовые риски
2
19
Какие бывают финансовые риски
1
20
Что такое финансовые пирамиды
1
21
Представление проектов, выполнение тренировочных заданий,
1
тестовый контроль
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем 8 часов
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи
2
22
Что такое банк и чем он может быть полезен
1
23
Польза и риски банковских карт
1
Тема 10. Собственный бизнес
2
24
Что такое бизнес
1
25
Как создать своѐ дело
Тема 11. Валюта в современном мире
2
26
Что такое валютный рынок и как он устроен
1
27
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте
1
28
Представление проектов
29
Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий,
1
тестовый контроль
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
5 часов
1
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи
2
30
Что такое налоги и зачем их платить
1
31
Какие налоги мы платим
1
32
Тема 13. Пенсионное обеспечениеи финансовое благополучие в
старости
Что такое пенсия и как сделать еѐ достойной
33
Представление проектов
1
34
Итоговый контроль знаний
1
2
Приложение 2 к рабочей программе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебное издание: Липсиц Игорь Владимирович; Вигдорчик Елена Александровна
Финансовая грамотность Материалы для учащихся. 5–7 классы Издательство «ВАКО» 129085, Москва, пр-т Мира, д. 101, оф. 518.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся разумному
финансовому поведению).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. К66 Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы
общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
2. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».
3. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
4. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».
5. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
6. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.
7. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
8. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
9. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих
предпринимателей».
10. www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального
образования.
11. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
12. www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».
13. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование жизни».
14. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».
15. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всѐм на свете. Музей фактов».
16. www.o-strahovanie.ru — сайт «Всѐ о страховании».
17. www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.
18. www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринимательства.
19. www.subsidii.net — портал «Всѐ о пособиях».
20. www.taxru.com — сайт «Налоги России».
21. www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зарплата».
22. www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com
23. вашифинансы.рф — проект Минфина России «Дружи с финансами»