Пояснительная записка к учебному плану
МАОУ Южно-Дубровинская средняя общеобразовательная школа, включая
структурные подразделения, реализующей адаптированную программу основного
общего образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)(вариант 2)
на 2025-2026 учебный год
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) муниципального автономного общеобразовательного учреждения ЮжноДубровинская
средняя
общеобразовательная
школа
на
2025/2026
учебный
год
сформирован в соответствии с Уставом МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и
нормативными документами, регламентирующими организацию учебно-воспитательного
процесса детей с ограниченными возможностями:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ;
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
(в редакции от 3-.08.2024 №10);
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 (с изменениями 17.03.2025 №2);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)"(ред. от 08.11.2022);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(ред. 17.07.2024).
В МАОУ Южно-Дубровинской средней общеобразовательной школе на этапе основного
общего образования обучается 1 человек по адаптированной образовательной программе
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 в 9 классе
условиях общеобразовательного класса.
в
Специфической формой
организации
учебных
занятий
являются
коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия, психологические
занятия, занятия с дефектологом.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, развитию
психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы как в первую,
так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15 - 25 мин.
Группы комплектуются
двигательных
и
других
с
учетом
нарушений,
а
однородности и выраженности речевых,
занятия
физической культурой
и
в
соответствии с медицинскими рекомендациями.
Факультативные занятия
для
получения
ими
проводятся
дополнительных
с небольшими группами обучающихся
жизненно
необходимых знаний и умений,
дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в
современном обществе и быту. Обучающиеся посещают следующие индивидуальногрупповые занятия:
Занятия
Классы
ФИО, должность
Логопедические занятия
9 по расписанию
учитель-логопед
Психологические занятие
9 по расписанию
педагог-психолог
Дефектологические занятия
9 по расписанию
Учитель предметник
Так как в МАОУ Южно-Дубровинской СОШ отсутствует дефектолог, то его
функции выполняет учитель-предметник.
Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов
в неделю, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития
обучающихся, с характером протекания заболевания.
Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской средней общеобразовательной
школы, включая структурные подразделения, реализующей адаптированную
программу начального общего образования для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2, в условиях
общеобразовательного класса на 2025-2026 учебный год
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся IX класс.
Предметные
области
Учебные
предметы
Количество
часов
Классы
IX
Речь и альтернативная коммуникация
3
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
Математические представления
2
3. Окружающий
мир
Окружающий природный мир
2
Человек
-
Домоводство
5
Окружающий социальный мир
3
Музыка и движение
2
Изобразительная деятельность
-
5.
Физическая
культура
Адаптивная физкультура
2
6. Технология
Труд (технология)
5
4. Искусство
Итого
24
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
6
1. Сенсорное развитие
1
2. Предметно-практические действия
2
3. Двигательное развитие
2
4. Альтернативная коммуникация
1
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
30
Внеурочная деятельность, в том числе
10
Коррекционные курсы:
4
1. Сенсорное развитие
1
2. Предметно-практические действия
1
3. Двигательное развитие
1
4. Альтернативная коммуникация
1
Внеурочная деятельность (по направлениям)
6
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (Вариант II)
9 КЛАССА МАОУ ЮЖНО-ДУБРОВИНСКОЙ СОШ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности формируется с учётом особенностей развития и
особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
План внеурочной деятельности образовательной организации является
обязательной частью организационного раздела АООП МАОУ Южно-Дубровинской
СОШ, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью
содержательного раздела АООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
1) поддержка всех видов деятельности обучающихся в достижении планируемых
личностных результатов освоения программы общего образования, развитии их
жизненной компетенции;
2) развитие навыков общения и коммуникации с окружающими;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни в доступных для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития пределах;
4) расширение представлений об окружающем мире, повышение познавательной
активности обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
участников;
5) развитие навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками,
становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде;
6) формирование культуры поведения.
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие
обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую
поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным
условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная
направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания МАОУ ЮжноДубровинской СОШ».
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются
через реализацию модели плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и
воспитательных мероприятий.
Модель плана
внеурочной деятельности
Содержательное наполнение
Преобладание
учебно-познавательной
деятельности
Преобладание
педагогической
поддержки обучающихся
Преобладание
деятельности
ученических
сообществ
и воспитательных
мероприятий
занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных
учебных предметов;
занятия обучающихся по формированию функциональной
грамотности;
занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими
проектно-исследовательскую деятельность;
профориентационные занятия обучающихся;
дополнительные занятия обучающихся, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы;
дополнительные занятия обучающихся, испытывающих
трудности в освоении языков обучения;
специальные занятия обучающихся, испытывающих
затруднения в социальной коммуникации;
специальные занятия обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими
деятельность детских общественных объединений и органов
ученического самоуправления;
занятия обучающихся в рамках циклов специально
организованных внеурочных занятий, посвященных
актуальным социальным, нравственным проблемам
современного мира;
занятия обучающихся в социально ориентированных
объединениях:
экологических, волонтерских, трудовых и т.п.
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
начального общего, основного общего
и среднего общего образования при
формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации
предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник,
первый урок в 8-9 классах). Методические материалы для организации цикла
еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации по
его проведению, интерактивный контент, разрабатываются на федеральном уровне для
обучающихся 8-9 классов и размещены на портале «Единое содержание общего
образования» (www.edsoo.ru) в разделе «Внеурочная деятельность»;
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
- часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе
организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных
клубах);
- часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение социальных
интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности
социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных
объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с
обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности.
План внеурочной деятельности ООО (Вариант II)
МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2024-2025 учебный год
План внеурочной деятельности для обучающихся основного общего образования
определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности (170 часов) с учетом интересов обучающихся, этнокультурных,
региональных особенностей, возможностей образовательного учреждения и социальных
запросов родителей.
Направления внеурочной деятельности
Наименование программы\формы
организации внеурочной
деятельности
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно-просветительские занятия
«Разговоры о важном»\ тематические
патриотической, нравственной и
классные часы
экологической направленности «Разговоры о
важном»
Вариативная часть
Занятия, направленные на удовлетворение
Спортивные секции, Дни здоровья,
интересов и потребностей, обучающихся в
спортивные соревнования, ГТО
творческом и физическом развитии (в том
Коллективные творческие дела,
числе организация занятий в школьных
проекты социально-значимой
театрах, школьных музеях, школьных
деятельности, конкурсы, фестивали
спортивных клубах)
Рабочая программа воспитания,
модуль «Ключевые общешкольные
дела»
Деятельность детских общественных
объединений в рамках деятельности
«РДДМ»
ИТОГО:
Итого за год
Количество
часов в
неделю
9
класс
1
1
1
1
1
5
170
Внеурочная деятельность реализуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности:
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим её людям, её уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия « Разговоры о
важном» должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней
позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или)
беседа с обучающимися. Реализуется через тематические классные часы «Разговоры о
важном» 1 час в неделю в 9 классе.
Деятельность, направленная на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, реализуется через спортивные
секции, Дни здоровья, спортивные соревнования, ГТО – 1 час в неделю в 9 классе, через
коллективные творческие дела, проекты социально-значимой деятельности, конкурсы,
фестивали» - 1 час в неделю в 9 классе.
Деятельность, направленная на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально
ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов
ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса
мероприятий воспитательной направленности. Реализуется через рабочую программу
воспитания, модуль «Ключевые общешкольные дела» 1 час в неделю в 9 классе,
объединение в рамках деятельности «РДДМ» - 1 час в неделю в 9 классе.
Содержание и виды деятельности обучающихся по всем направлениям плана
адаптируется с учетом их особенностей и особых образовательных потребностей,
реализуются в доступном для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития форме.