РП по окружающий социальный мир 8 класса на 2025-2026 уч.год (1)

Рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий социальный мир»
обучающийся 8 класса
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью)
ФГОС О УО вариант II)
на 2025-2026 учебный год









Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Окружающий социальный мир» для обучающейся с тяжелой умственной отсталостью составлена в
соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от N 99- ФЗ,
от N 203-ФЗ);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Постановление Главного государственного санитарного врача от г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе
с СанПин "Санитарные правила и нормы… » (Зарегистрировано в Минюсте России №62296);
Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Учебно- методический комплекс
Для учителя:
1. Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс, М.: Просвещение, 2016
2. Самая нужная книга для самых маленьких, Минск, Харвест 2015
3. Что такое время, Запесочная Е. – М.: Дрофа Плюс 2015
4. Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для уч-ся нач. классов, М: Просвещение, 2014
5. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. Великан на поляне,2013
6. Оглу Е.Н. Природоведение и экология/ Е.Н. Дерим Оглу, Н.А. Фролова, -С-П.: Специальная литература 2009




7. Времена года, месяцы, дни недели, - Санкт – Петербург 2014
Для обучающейся:
Картинки, фотографии с изображением дома, внутри дома, города.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом Прохоровской ООШ СП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2025-2026 учебный год предмет
«Окружающий социальный мир» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью изучается в 8 классе 1 час в неделю, 34 часа в год.
Общая характеристика предмета
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в
нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети
с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный
мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в
жизнь общества.
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Школа», «Предметы быта», «Город»,
«Транспорт», «Традиции и обычаи».
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых
правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих
предметов, действия с ними).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения:

1. осознание себя, своего «Я»,
осознание своей принадлежности к определенному полу,
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2. развитие адекватных представлений об окружающем мире, овладение социально-бытовыми умениями необходимыми в повседневной жизни
дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела;
3. умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
4. владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;













Предметные результаты освоения:
«Квартира, дом, двор».
 Узнавание частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
 Узнавание типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом).
 Узнавание частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки
автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон).
 Соблюдение правил безопасности и поведения во дворе.
«Населенный пункт».
 Узнавание элементов городской инфраструктуры: улицы.
 Узнавание элементов городской инфраструктуры: парки.
 Узнавание назначения зданий: кафе.
 Узнавание назначения зданий: больница.
 Узнавание назначения зданий: магазин
 Различение назначения зданий (кафе, больница, магазин).
БУД:
Личностные учебные действия:
- подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде, взаимодействию с учителем;
- самостоятельность или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия:
- готовность к нахождению и обучению в среде, к коммуникативному взаимодействию с учителем;
- сигнализирование учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание).
Регулятивные учебные действия:
- формирование учебного поведения при выполнении задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные учебные действия:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;





- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание);
- пользоваться знаками, символами, пиктограммами;
- пользоваться по назначению учебными предметами.
Виды деятельности на уроке:
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию;
- деятельность осуществляется по образцу;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания обучающегося учителем к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность обучающегося.
Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.
Формы и средства контроля
Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий. Результаты
контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучающейся. Оценивание знаний, умений, навыков по учебным
предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании
обучающегося с применением индивидуального подхода.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков, учащихся по предметам:
Оценка «5» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания самостоятельно;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию.
Оценка «4» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания по словесной инструкции с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по образцу с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по подражанию с оказанием незначительной помощи.
Оценка «3» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания по словесной инструкции после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по образцу после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по подражанию после оказания значительной помощи.
Оценка «2» не выставляется.
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающейся с умеренной умственной отсталостью строго индивидуальны. Система
коррекционной работы направлена на личностное развитие, развитие потенциальных возможностей и способностей.

Используемые педагогические технологии: игровые,
ориентированные, компенсирующего обучения.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

здоровьесберегающие,

информационно-коммуникационные,

личностно-

Сетка часов
Предмет
Количество часов
Количество
Количество часов
в неделю
часов по четвертям
за год
четвертям
I
II
III
IV
«Окружающий социальный мир»
1
8
8
11
7
34
Содержание учебного курса
"Квартира, дом, двор". Узнавание частей дома (стена). Узнавание частей дома (потолок). Узнавание частей дома (пол). Различение
частей дома (стена). Различение частей дома (потолок). Различение частей дома (пол). Различение частей дома (пол, потолок, стена).
Узнавание дома (дом, магазин). Различение дома (дом, магазин). Узнавание дома, дачи (одноэтажного дома). Различение дома, дачи
(одноэтажного дома). Узнавание помещений квартиры (комната спальная). Узнавание помещений квартиры (кухня). Узнавание помещений
квартиры (ванная комната). Различение помещений квартиры (комната спальная, кухня, ванная комната).
"Населенный пункт". Узнавание элементов городской инфраструктуры: улицы. Узнавание элементов городской инфраструктуры:
парки. Узнавание назначения зданий: кафе. Узнавание назначения зданий: больница. Узнавание назначения зданий: магазин Различение
назначения зданий (кафе, больница, магазин).
Формы деятельности на уроке: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, обучающая игра, предметно-действенное обучение.
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Учебные
Дата
разделов
часы
проведения
и тем
1
2
3
4
5
6
7

1 четверть - 8 часов
Узнавание частей дома (стена).
Узнавание частей дома (стена).
Узнавание частей дома (потолок).
Узнавание частей дома (потолок).
Узнавание частей дома (пол).
Различение частей дома (стена).
Различение частей дома (потолок).

1
1
1
1
1
1
1

8
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

1
2
3
4
5

Повторение. Различение частей дома (пол, потолок, стена).
II четверть – 8 часов
Узнавание дома (дом, магазин).
Узнавание дома (дом, магазин).
Различение дома (дом, магазин).
Узнавание дома, частного дома (одноэтажного дома).
Узнавание дома, дачи (одноэтажного дома).
Различение дома, дачи (одноэтажного дома).
Различение дома, дачи (одноэтажного дома).
Повторение. Различение дома, магазина
III четверть – 11 часов
Узнавание помещений квартиры (комната спальная).
Узнавание помещений квартиры (комната спальная).
Узнавание помещений квартиры (кухня).
Узнавание помещений квартиры (кухня).
Узнавание помещений квартиры (ванная комната).
Узнавание помещений квартиры (ванная комната).
Различение помещений квартиры (комната спальная, кухня, ванная комната).
Узнавание элементов городской инфраструктуры: улицы.
Узнавание элементов городской инфраструктуры: улицы.
Узнавание элементов городской инфраструктуры: парки.
Повторение. Узнавание помещений квартиры, элементов городской
инфраструктуры.
IV четверть – 7 часов
Узнавание назначения зданий: кафе.
Узнавание назначения зданий: кафе.
Узнавание назначения зданий: больница.
Узнавание назначения зданий: больница.
Узнавание назначения зданий: магазин

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

6
7

Узнавание назначения зданий: магазин
Повторение. Различение назначения зданий (кафе, больница, магазин).
Итого

1
1
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».