Рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий природный мир»
обучающейся 8 класса
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью)
ФГОС О УО вариант II)
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Окружающий природный мир» для обучающейся с тяжелой умственной отсталостью составлена в
соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от N 99- ФЗ,
от N 203-ФЗ);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Постановление Главного государственного санитарного врача от г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе
с СанПин "Санитарные правила и нормы… » (Зарегистрировано в Минюсте России №62296);
Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);
Приказ Министерства образования и науки РФ от г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Учебно-методический комплекс
Для учителя:
1. Матвеева Н.Б. Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О. Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях.
Для обучающейся:
Фотографии , картинки природы, природных объектов, животных.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом Прохоровской ООШ СП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2025-2026 учебный год предмет
«Окружающий природный мир» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью изучается в 8 классе 0,5 часа в неделю, 17 часов в
год.
Общая характеристика предмета
Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном
мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся
представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Так как дети затрудняются, а чаще и вовсе не отождествляют изображения с реальной действительностью, занятия проводятся поэтапно: от
изучения конкретных предметов, реальных жизненных ситуаций до их изображений.
Занятия проводятся в форме игры, беседы, наблюдения.
Ознакомление с окружающим природным миром обогащает чувственный опыт ребёнка. Обогащение чувственного опыта неразрывно
связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.
Цель программы:
Развитие элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире для успешной социальной реабилитации и
адаптации.
Задачи программы:
Уточнение и обогащение знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
Формирование элементарных представлений и взаимоотношений в мире людей;
Узнавание и называние конкретных предметов;
Узнавание предметов, изображений на рисунках;
Работа с простой (ситуативной) картинкой; связные высказывания по картинке;
Работа с простой картинкой, требующей установления несложных связей; связных высказываний по картинке;
Чтение детям доступных по теме рассказов, сказок, беседа по содержанию прочитанного, пересказ по вопросам.
Коррекционные задачи:
Активизация речевой и познавательной деятельности;
Развитие чувственного познания;
Побуждение к самостоятельному высказыванию;
Формирование адекватного восприятия окружающего мира;
Развитие интереса и бережное отношение к природе, желание помогать в уходе за животными и растениями; бережному отношению к
своему здоровью.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета
осознание себя,
осознание своей принадлежности к определенному полу,
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
развитие адекватных представлений об окружающем мире, овладение социально-бытовыми умениями необходимыми в повседневной жизни
дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела;
умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
первоначальное осмысление социального окружения;
развитие самостоятельности;
овладение общепринятыми навыками поведения;
наличие интереса к практической деятельности.
Предметные планируемые результаты освоения:
1. Представления об явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
- интерес к объектам и явлениям неживой природы;
- представления об объектах неживой природы (вода, огонь, лес, река, водоемы);
- представления о временах года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
2. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
- интерес к объектам живой природы;
- представления о животном и растительном мире (растения, животные);
- опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
3. Элементарные представления о течении времени:
- умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года.
- представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
БУД:
Личностные учебные действия:
- подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде, взаимодействию с учителем;
- самостоятельность или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия:
- готовность к нахождению и обучению в среде, к коммуникативному взаимодействию с учителем;
- сигнализирование учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание).
Регулятивные учебные действия:
- формирование учебного поведения при выполнении задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные учебные действия:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание);
- пользоваться знаками, символами, пиктограммами;
- пользоваться по назначению учебными предметами.
Виды деятельности на уроке:
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию;
- деятельность осуществляется по образцу;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания обучающегося учителем к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность обучающегося.
Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.
Формы и средства контроля
Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий. Результаты
контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучащейся. Оценивание знаний, умений, навыков по учебным
предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании
обучающегося с применением индивидуального подхода.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков, учащихся по предметам:
Оценка «5» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания самостоятельно;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию.
Оценка «4» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания по словесной инструкции с оказанием незначительной
помощи;
- выполняет задания по образцу с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по подражанию с оказанием незначительной помощи.
Оценка «3» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания по словесной инструкции после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по образцу после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по подражанию после оказания значительной помощи.
Оценка «2» не выставляется.
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающейся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью строго индивидуальны.
Система коррекционной работы направлена на личностное развитие, развитие потенциальных возможностей и способностей.
Используемые педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностноориентированные, компенсирующего обучения.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Сетка часов
Предмет
Количество часов
Количество
Количество часов
в неделю
часов по четвертям
за год
четвертям
I
II
III
IV
«Окружающий природный мир»
1
4
4
7
3
17
Содержание учебного предмета
"Растительный мир". Узнавание растений (дерево). Узнавание растений (куст). Узнавание растений (трава). Различение растений
(дерево). Различение растений (куст). Различение растений (трава). Различение растений (дерево, куст, трава). Узнавание частей растений
(корень). Узнавание частей растений (стебель). Узнавание частей растений (лист). Различение частей растений (корень). Различение частей
растений (стебель). Различение частей растений (лист). Различение частей растений (корень, стебель, лист).
"Животный мир". Узнавание домашнего животного (кошка, собака). Узнавание дикого животного (медведь, лиса). Различение
домашнего и дикого животного. Узнавание строения домашнего животного (голова). Узнавание строения домашнего животного (туловище).
Узнавание строения домашнего животного (лапы). Различение строения домашнего животного (голова, туловище, лапы).
Формы деятельности на уроке: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, обучающая игра, предметно-действенное обучение.
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Учебные
Дата
разделов
и тем
часы
1 четверть - 4 час
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
Узнавание растений (дерево).
Узнавание растений (куст).
Узнавание растений (трава).
Повторение. Узнавание растений (дерево, куст).
II четверть – 4 часа
Различение растений (трава, куст).
Различение растений (дерево, куст, трава).
Узнавание частей растений (корень, стебель).
Повторение. Узнавание частей растений (корень, стебель)
III четверть – 7 часов
Узнавание частей растений (лист).
Различение частей растений (корень, стебель).
Различение частей растений (лист).
Различение частей растений (корень, стебель, лист).
Узнавание домашнего животного (кошка, собака).
Узнавание дикого животного (медведь, лиса).
Повторение. Различение домашнего и дикого животного.
IV четверть – 7 часов
Узнавание строения домашнего животного (голова).
Узнавание строения домашнего животного (туловище, лапы).
Повторение. Различение строения домашнего животного (голова, туловище,
лапы).
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17 часов
проведения