Рабочая программа
по учебному предмету
«Труд (технология)»
обучающийся 8 класса
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью)
ФГОС О УО (вариант II)
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Профильный труд» для обучающейся с тяжелой умственной отсталостью составлена в соответствии со
следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от N 99- ФЗ,
от N 203-ФЗ);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Постановление Главного государственного санитарного врача от г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе
с СанПин "Санитарные правила и нормы… » (Зарегистрировано в Минюсте России №62296);
Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);
Приказ Министерства образования и науки РФ от г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Учебно–методический комплекс
Для учителя
1. Кузнецова Л.А. Технология ручной труд. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы.
2. Кузнецова Л.А. Технология ручной труд З класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы.
Для обучающейся:
Фотографии, картинки предметов, используемых в жизни человека.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом Прохоровской ООШ СП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ для обучающихся на 2025-2026 учебный год
предмет «Труд (технология)» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью изучается в 8 классе 1 час в неделю, 34 часа в год.
Актуальность курса
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и
оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями и т.д.
Основные задачи реализации содержания программы по предмету «Профильный труд»:
- овладение предметными действиями как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и
трудовой деятельности,
- умение выполнять простые действия с предметами и материалами;
- умение соблюдать очередность при выполнении трудовых заданий, предметно-практических действий и других действий,
- формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего
жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Обучение труду основано на умениях и навыках, сформированных у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности,
и нацелено на изготовление учащимися доступных продуктов труда. Важно также формирование мотивации трудовой деятельности,
развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей
знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе
трудового процесса.
Программа по профильному труду представлена следующими разделами: «Шитье», «Растениеводство».
Планируемые результаты изучения предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования —
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социально - культурным опытом.
Личностные результаты
Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда
Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Предметные результаты
Освоения АООП общего образования включают освоение обучающимися знания и умения, специфически для каждой образовательной
области, готовность их применения.
Ученик должен знать:
Назначение инвентаря, подготовка инвентаря к хранению, порядок хранения;
безопасное пользование инвентарем;
названия комнатных растений;
требования к размещению, к температуре и качеству воды для полива цветов;
периодичность и приемы полива;
приспособления для опрыскивания и полива.
БУД:
Личностные учебные действия:
- подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде, взаимодействию с учителем;
- самостоятельность или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия:
- готовность к нахождению и обучению в среде, к коммуникативному взаимодействию с учителем;
- сигнализирование учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание).
Регулятивные учебные действия:
- формирование учебного поведения при выполнении задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные учебные действия:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание);
- пользоваться знаками, символами, пиктограммами;
- пользоваться по назначению учебными предметами.
Виды деятельности на уроке:
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию;
- деятельность осуществляется по образцу;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания обучающегося учителем к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность обучающегося.
Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.
Формы и средства контроля
Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий. Результаты
контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучающейся. Оценивание знаний, умений, навыков по учебным
предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании
обучающегося с применением индивидуального подхода.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающегося:
1. Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- выполняет задания самостоятельно;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию.
2. Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- выполняет задания по словесной инструкции с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по образцу с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по подражанию с оказанием незначительной помощи.
3. Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- выполняет задания по словесной инструкции после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по образцу после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по подражанию после оказания значительной помощи.
Оценка «2» не выставляется.
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающегося с умеренной умственной отсталостью строго индивидуальны. Система
коррекционной работы с обучающимся направлена на личностное развитие, его потенциальных возможностей и способностей.
Используемые педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностноориентированные, компенсирующего обучения.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Сетка часов
Предмет
Количество часов
Количество
Количество часов
в неделю
часов по четвертям
за год
I
II
III
IV
Профильный труд
1
8
8
11
7
34
Содержание программы
Подготовка младшего обслуживающего персонала.
«Сохранение и поддержка здоровья». Слушание рассказа про гигиену человека. Слушание сказки «Мойдодыр». Знакомство с личной
гигиеной: закаливание. Знакомство с личной гигиеной подростка. Знакомство с косметическим уходом за кожей. Знакомство с
косметическим уходом за волосами. Узнавание правил гигиены (умывание, чистка зубов). Узнавание способов ухода человека за собой
(вода, мыло). Узнавание режима жизнедеятельности человека: сон. Узнавание режима жизнедеятельности человека: учеба. Узнавание
режима жизнедеятельности человека: прием лекарств. Узнавание охраны здоровья человека. Узнавание гигиены органов и систем организма
человека: гигиена органов слуха. Узнавание гигиены органов и систем организма человека: гигиена органов дыхания. Узнавание гигиены
органов и систем организма человека: гигиена зубов.
«Уход за бельем, одеждой и обувью». Узнавание верхней одежды (куртка). Узнавание предмета повседневной одежды (майка).
Узнавание головного убора (шапка). Узнавание обуви (туфли). Узнавание предмета нижнего белья (трусы). Узнавание аксессуаров в
определенный сезон (перчатки). Узнавание назначения одежды: значение одежды. Узнавание назначения одежды: головных уборов.
Узнавание назначения одежды: обуви для здоровья человека. Узнавание назначения одежды: опрятность в одежде. Узнавание назначения
одежды: размер одежды и обуви. Узнавание назначения одежды: приобретение и хранение одежды.
Формы деятельности на уроке: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, обучающая игра, предметно-действенное обучение.
Календарно-тематическое планирование
№ раздела и тем
Наименование разделов и тем
Учебные часы Дата проведения
План
Факт
1 четверть - 8 часов
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
Слушание рассказа про гигиену человека.
Слушание сказки «Мойдодыр».
Знакомство с личной гигиеной: закаливание.
Узнавание личной гигиены: закаливание.
Знакомство с личной гигиеной подростка.
Узнавание личной гигиены подростка.
Знакомство с косметическим уходом за кожей.
Повторение. Узнавание личной гигиены: закаливание.
II четверть – 8 часов
Знакомство с косметическим уходом за волосами.
Узнавание косметического ухода за волосами.
Узнавание правил гигиены (умывание, чистка зубов)..
Узнавание способов ухода человека за собой (вода, мыло).
Узнавание режима жизнедеятельности человека: сон.
Узнавание режима жизнедеятельности человека: учеба.
Узнавание режима жизнедеятельности человека: прием
лекарств.
Повторение. Способы ухода человека за собой.
III четверть – 11 часов
Узнавание охраны здоровья человека.
Узнавание гигиены органов и систем организма человека:
гигиена органов слуха.
Узнавание гигиены органов и систем организма человека:
гигиена органов дыхания.
Узнавание гигиены органов и систем организма человека:
гигиена зубов.
Узнавание верхней одежды (куртка).
Узнавание предмета повседневной одежды (майка).
Узнавание головного убора (шапка).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
9
10
11
1
2
3
4
5
6
7
Узнавание обуви (туфли).
Узнавание предмета нижнего белья (трусы).
Узнавание аксессуаров в определенный сезон (перчатки).
Повторение. Гигиена органов и систем организма человека.
IV четверть – 7 часов
Узнавание назначения одежды: значение одежды.
Узнавание назначения одежды: головных уборов.
Узнавание назначения одежды: обуви для здоровья человека.
Узнавание назначения одежды: опрятность в одежде.
Узнавание назначения одежды: размер одежды и обуви.
Узнавание назначения одежды: приобретение и хранение
одежды.
Повторение. Узнавание назначения одежды.
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч