Рабочая программа
по учебному предмету
«Математические представления»
обучающейся 8 класса
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью)
ФГОС О УО вариант II)
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Математические представления» для обучающейся с тяжелой умственной отсталостью составлена в
соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от N 99- ФЗ,
от N 203-ФЗ);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Постановление Главного государственного санитарного врача от г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе
с СанПин "Санитарные правила и нормы… » (Зарегистрировано в Минюсте России №62296);
Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);
Приказ Министерства образования и науки РФ от г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Учебно-методический комплекс
Для учителя:
1. АлышеваТ.В.,Математика. 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В 2 частях.
Для обучающейся:
Наглядный материал: картинки с изображением предметов, цифры.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом Прохоровской ООШ СП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ для обучающихся на 2025-2026 учебный год
предмет «Математические представления» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью изучается в 8 классе 1 час в неделю, 34
часа в год.
Место учебного предмета «Математические представления» на второй ступени обучения (5 – 9 классы)
Учебный предмет «Математические представления» входит в предметную область «Математика» относится к обязательной части учебного
плана образования для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (2 вариант). В соответствии с учебным планом в 8 классе на
изучение предмета выделяется 34 часа (1 ч в неделю, 34 недели).
Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него
использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с
выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально
организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы
математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных
задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку,
брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.
Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме»,
«Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для
ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных
практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче
материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы
необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при
определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате
рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и
многое другое.
Целью изучения учебного предмета «Математические представления» является формирование элементарных математических
представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-формирование умение различать количество предметов;
-выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов;
-продолжать учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много);
-учить различать части суток, соотносить действие с временными промежутками;
- учить различать определять время по часам;
-учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
-учить пересчитывать предметы в доступных ребёнку пределах;
-решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Планируемые результаты
Личностные и предметные результаты освоения предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения
каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В
связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов
образования данной категории обучающихся.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
- осознание себя, своего «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
развитие адекватных представлений об окружающем мире, овладение социально-бытовыми умениями необходимыми в повседневной жизни
дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела;
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
- овладение общепринятыми навыками поведения;
Предметные результаты:
Временные представления.
1. Узнавание (различение) частей суток;
2. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Представления о величине.
1. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине;
2. Различение однородных (разнородных) предметов по длине;
3. Сравнение предметов по длине;
БУД:
Личностные учебные действия:
- подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде, взаимодействию с учителем;
- самостоятельность или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия:
- готовность к нахождению и обучению в среде, к коммуникативному взаимодействию с учителем;
- сигнализирование учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание).
Регулятивные учебные действия:
- формирование учебного поведения при выполнении задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные учебные действия:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание);
- пользоваться знаками, символами, пиктограммами;
- пользоваться по назначению учебными предметами.
Личностные результаты:
1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной
организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.):
Принятие контакта, инициированного взрослым.
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
Планирование учебного дня.
Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).
Следование расписанию дня.
Виды деятельности на уроке:
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию;
- деятельность осуществляется по образцу;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания обучающегося учителем к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность обучающегося.
Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.
Формы и средства контроля
Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий. Результаты
контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучащегося. Оценивание знаний, умений, навыков по учебным
предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании
обучающегося с применением индивидуального подхода.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков, учащихся по предметам:
Оценка «5» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания самостоятельно;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию.
Оценка «4» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания по словесной инструкции с оказанием незначительной
помощи;
- выполняет задания по образцу с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по подражанию с оказанием незначительной помощи.
Оценка «3» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания по словесной инструкции после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по образцу после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по подражанию после оказания значительной помощи.
Оценка «2» не выставляется.
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающейся с умеренной умственной отсталостью строго индивидуальны. Система
коррекционной работы направлена на личностное развитие, развитие потенциальных возможностей и способностей.
Используемые педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностноориентированные, компенсирующего обучения.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Сетка часов
Предмет
Количество часов в
Количество часов по
Количество часов за
неделю
четвертям
год
I
II
III
IV
«Математические
представления»
2
8
8
11
7
34
Содержание учебного курса «Математические представления»
Представления о величине. Узнавание одинаковых объектов (круг). Узнавание однородных предметов по величине (круг). Узнавание
разнородных предметов по величине (2 игрушки). Узнавание о сравнении двух предметов по величине способом приложения. Узнавание о
сравнении двух предметов по величине способом приставления. Узнавание о сравнении двух предметов по величине способом "на глаз".
Узнавание о сравнении двух предметов по величине способом наложения. Узнавание о среднем по величине предмете из трех
предложенных предметов (круг). Узнавание равных по длине предметов (лента). Узнавание разных по длине предметов (лента). Различение
однородных предметов по длине. Различение разнородных предметов по длине. Узнавание сравнения предметов по длине (наложение
ленты). Сравнение ленты по длине с помощью наложения.
Временные представления. Узнавание частей суток: утро. Узнавание деятельности взрослых утром. Узнавание деятельности детей
утром. Нахождение утренних проявлений по картинкам (утренняя зарядка, из окна светло, люди на работу идут). Узнавание частей суток:
ночь. Узнавание деятельности взрослых ночью. Узнавание деятельности детей ночью. Нахождение ночных проявлений по картинкам (сон,
темно). Узнавание порядка следования частей суток (утро, ночь). Узнавание дней недели (будни, выходные). Узнавание деятельности в
будни (учеба, работа). Узнавание деятельности в выходные (отдых). Узнавание отдыха в выходные (прогулки). Узнавание
последовательности дней недели (будни, выходные). Знание смены дней: сегодня.
Формы деятельности на уроке: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, обучающая игра, предметно-действенное обучение.
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Учебные
Дата
разделов
часы
проведения
и тем
План Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
1 четверть - 8 часов
Узнавание одинаковых объектов (круг).
Узнавание однородных предметов по величине (круг).
Узнавание разнородных предметов по величине (2 игрушки).
Узнавание о сравнении двух предметов по величине способом приложения.
Узнавание о сравнении двух предметов по величине способом приставления.
Узнавание о сравнении двух предметов по величине способом "на глаз".
Узнавание о сравнении двух предметов по величине способом наложения.
Повторение. Одинаковые круги. Сравнение предметов с помощью наложения,
приставления.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
2
3
II четверть – 8 часов
Узнавание о среднем по величине предмете из трех предложенных предметов
(круг).
Узнавание о среднем по величине предмете из трех предложенных предметов
(круг).
Узнавание равных по длине предметов (лента).
Узнавание разных по длине предметов (лента).
Узнавание сравнения предметов по длине (наложение ленты).
Различение однородных предметов по длине.
Сравнение ленты по длине с помощью наложения.
Повторение. Узнавание предметов по длине (лента), сравнение ленты
наложением.
III четверть – 11часов
Узнавание частей суток: утро.
Узнавание деятельности взрослых утром.
Узнавание деятельности детей утром.
Нахождение утренних проявлений по картинкам (утренняя зарядка, из окна
светло, люди на работу идут).
Узнавание частей суток: ночь.
Узнавание деятельности взрослых ночью.
Узнавание деятельности детей ночью.
Нахождение ночных проявлений по картинкам (сон, темно).
Узнавание порядка следования частей суток (утро, ночь).
Узнавание дней недели (будни, выходные).
Повторение. Узнавание утра и ночи.
IV четверть – 7 часов
Узнавание деятельности в будни (учеба, работа).
Узнавание деятельности в выходные (отдых).
Узнавание отдыха в выходные (прогулки).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
5
6
7
Узнавание последовательности дней недели (будни, выходные).
Узнавание последовательности дней недели (будни, выходные).
Знание смены дней: сегодня.
Повторение. Узнавание последовательности: будни, выходные.
Итого
1
1
1
1
68 ч
34 недели