РП по Адаптивной физкультуре 8 класса на 2025-2026 уч.год

Рабочая программа
по учебному предмету
«Адаптивная физкультура»
обучающейся 8 класса
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью)
ФГОС О УО вариант II)
на 2025-2026 учебный год

•
•

•

•
•
•

•
•

Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Адаптивная физкультура» для обучающейся с тяжелой умственной отсталостью составлена в соответствии со
следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273 -ФЗ (в ред. Федеральных законов от N 99- ФЗ,
от N 203-ФЗ);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Постановление Главного государственного санитарного врача от г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе
с СанПин "Санитарные правила и нормы… » (Зарегистрировано в Минюсте России №62296);
Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);
АООП О УО (ИН) (вариант II) от г. приказ № 01-20/174 по ГОУ ТО «ТОЦО»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
учебный план ГОУ ТО «ТОЦО», соответствующий варианту обучения.
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Учебно-методический комплекс
Для учителя:

•
•

•
•

•
•
•
•

Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с
демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
спортивный инвентарь: гимнастические мячи разного диаметра, массажные мячи.
Для обучающейся:
Изображения с выполнением упражнения (название, последовательность).
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом Прохоровской ООШ СП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ для обучающихся на 2025-2026 учебный год
предмет «Адаптивная физкультура» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью изучается в 8 классе 1 час в неделю, 34 часа в
год.
Цели работы с учетом специфики учебного предмета
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию
полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных
навыков; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Общая характеристика учебного предмета
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и
моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и
двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических
процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования у них
двигательных навыков.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
• Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной
организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.):
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
Предметные результаты:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
организовывать с учителем подвижные игры (направленные на укрепление мышц рук, моторики);

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

применять жизненно важные двигательные навыки и умения
БУД:
Личностные учебные действия:
- подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде, взаимодействию с учителем;
- самостоятельность или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия:
- готовность к нахождению и обучению в среде, к коммуникативному взаимодействию с учителем;
- сигнализирование учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание).
Регулятивные учебные действия:
- формирование учебного поведения при выполнении задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение выполнять действия по образцу.
Виды деятельности на уроке:
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания обучающегося учителем к предмету деятельности;
Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.
Формы и средства контроля
Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий. Результаты
контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучащегося. Оценивание знаний, умений, навыков по учебным
предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании
обучающегося с применением индивидуального подхода.
Критерии оценивания знаний обучающихся
При оценивании знаний учащихся учитывается:
- правильность приёмов работы;
- степень самостоятельности выполнения работы;
- организация рабочего места.
Оценка «5» - ставится, если обучающийся понимает последовательность выполнения задания, самостоятельно. Может предметно практические действия подтвердить устными высказываниями (отчёт о проделанной работе).

Оценка «4» - ставится, если действия обучающегося в основном соответствуют требованиям, установленным для оценки «5», и если
допускает отдельные неточности и незначительные ошибки. Нуждается в дополнительных вопросах для уточнения и подтверждения
правильности предметно – практических действий.
Оценка «3» - ставится, если ученик недостаточно понимает последовательность выполнения, выполненная работа отличается от образца,
обучающемуся требуется разъясняющая помощь учителя.
Оценка «2» – не ставится.
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающейся с тяжёлой умственной отсталостью строго индивидуальны. Система
коррекционной работы направлена на личностное развитие, развитие потенциальных возможностей и способностей.
Используемые педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностноориентированные, компенсирующего обучения.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Сетка часов
Предмет
Количество часов в
Количество часов по
Количество часов за
неделю
четвертям
год
I
II
III
IV
«Адаптивная
1
8
8
11
7
34
физкультура»
Содержание учебного предмета
"Коррекционные подвижные игры». Бросание и ловля мяча одной рукой, двумя руками. Игры «Свечки», «Школа мяча» и игровых
упражнений с мячом. Ознакомление и выполнение серии игры с набором «Набрось кольцо»: «Брось колечко» «Слушай и бросай (по цвету и
количеству)».
"Физическая подготовка". Знакомство с навыками произвольного изменения глубины и темпа дыхания в соответствии с характером
движения. Корригирующие упражнения. Узнавание навыков произвольного изменения глубины и темпа дыхания в соответствии с
характером движения. Упражнения для формирования правильной осанки. Ознакомление с навыками произвольного изменения глубины и
темпа дыхания в соответствии с характером движения. Упражнения для плоскостопия. Узнавание навыков произвольного изменения
глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения. Упражнения на равновесие. Узнавание правил личной гигиены.
Упражнения для глаз. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы. Узнавание навыков произвольного изменения
глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения. Упражнения для мелкой моторики рук. Знакомство с оздоровительно й
гимнастикой Хатха-йога, дыхательная гимнастика. Повторение. Узнавание навыков произвольного изменения глубины дыхания. Знакомство
с умениями правильно дышать в различных положениях и при выполнении движений. Упражнения для плоскостопия. Знакомство с
умениями правильно дышать в различных положениях и при выполнении движений. Упражнения для формирования правильной осанки.
Знакомство с умениями правильно дышать в различных положениях и при выполнении движений. Упражнения при нарушениях функции
легких и речевой функции. Комплекс упражнений с большими мячами. Изучение техники безопасности, различение правильных и

неправильных картинок на занятиях. Изучение упражнения на координацию движения и равновесия. Обучение правильному дыханию:
брюшному, грудному, полному. Упор на гимнастической стенке в положении сидя, меняя рейки. Оздоровительная гимнастика Хатха -йога,
дыхательная гимнастика. Повторение. Дыхательные упражнения. Корригирующие упражнения. Упражнения на равновесие. Узнавание
умения правильно дышать при выполнении движений. Согласование дыхания и движения в различном темпе. Дыхательная гимнастика.
Узнавание умения правильно дышать при выполнении движений. Согласование дыхания и движения в различном темпе. Упражнения при
нарушениях функции легких и речевой функции. Знакомство с бросанием, ловлей, метанием мяча. Бросание и ловля мяча двумя руками.
Подбрасывание мяча вверх до определенного ориентира. Выполнение упражнений с помощью учителя для развития силы мышц спины:
динамические и статические. Ознакомление с умением правильно дышать в различных положениях и при выполнении движений.
Согласование дыхания и движения в различном темпе. Упражнения для профилактики плоскостопия. Ознакомление с умением правильно
дышать в различных положениях и при выполнении движений. Согласование дыхания и движения в различном темпе. Упражнения на
растягивание и расслабление мышц. Занятие на тренажерах. Ознакомление с умением правильно дышать в различных положениях и при
выполнении движений. Согласование дыхания и движения в различном темпе. Упражнения для вестибулярного аппарата. Ознакомление с
умением правильно дышать в различных положениях и при выполнении движений. Согласование дыхания и движения в различном темпе.
Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения на равновесие. Ознакомление с умением правильно дышать в различных
положениях и при выполнении движений. Согласование дыхания и движения в различном темпе. Упражнения на координацию движения и
равновесия. Повторение. Ознакомление с умением правильно дышать в различных положениях и при выполнении движений. Согласование
дыхания и движения в различном темпе. Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса. Ознакомление с умением правильн о
дышать в различных положениях и при выполнении движений. Согласование дыхания и движения в различном темпе. Упражнения для
растягивания мышц. Ознакомление с умением правильно дышать в различных положениях и при выполнении движений. Согласование
дыхания и движения в различном темпе. Упражнения для увеличения объема движения в суставах. Ознакомление с умением правильно
дышать в различных положениях и при выполнении движений. Согласование дыхания и движения в различном темпе. Упражнения для глаз.
Ознакомление с умением правильно дышать в различных положениях и при выполнении движений. Согласование дыхания и движения в
различном темпе. Упражнения на координацию движения и равновесия. накомление с умением правильно дышать в различных положения х
и при выполнении движений. Согласование дыхания и движения в различном темпе. Упражнения при нарушениях функции легких и
речевой функции. Выполнение движения в усложненных играх и игровых упражнений с мячом, мешочками с наполнителями,
балансировочными подушками. Упражнения для мелкой моторики рук. Повторение. Согласование дыхания и движения в различном темпе.
Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.
Формы деятельности на уроке: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, обучающая игра, предметно-действенное обучение.

№
раздела
и тем
1

2

3

4

5

6

7
8

1

Наименование разделов и тем

Календарно-тематическое планирование
Учебные Дата проведения
часы
План

1 четверть - 8 часов
Знакомство с навыками произвольного изменения глубины
и темпа дыхания в соответствии с характером движения.
Корригирующие упражнения.
Узнавание навыков произвольного изменения глубины и
темпа дыхания в соответствии с характером движения.
Упражнения для формирования правильной осанки.
Ознакомление с навыками произвольного изменения
глубины и темпа дыхания в соответствии с характером
движения. Упражнения для плоскостопия.
Узнавание навыков произвольного изменения глубины и
темпа дыхания в соответствии с характером движения.
Упражнения на равновесие.
Узнавание правил личной гигиены. Упражнения для глаз.
Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной
системы.
Узнавание навыков произвольного изменения глубины и
темпа дыхания в соответствии с характером движения.
Упражнения для мелкой моторики рук.
Знакомство с оздоровительной гимнастикой Хатха-йога,
дыхательная гимнастика.
Повторение. Узнавание навыков произвольного изменения
глубины дыхания
.
II четверть – 8 часов
Знакомство с умениями правильно дышать в различных
положениях и при выполнении движений. Упражнения для
плоскостопия.

1

1

1

1

1

1

1
1

1

Факт

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

Знакомство с умениями правильно дышать в различных
положениях и при выполнении движений. Упражнения для
формирования правильной осанки.
Знакомство с умениями правильно дышать в различных
положениях и при выполнении движений. Упражнения при
нарушениях функции легких и речевой функции.
Комплекс упражнений с большими мячами. Изучение
техники
безопасности,
различение
правильных
и
неправильных картинок на занятиях.
Упражнения для мелкой моторики рук, занятия с
тренажерными мячами. Бросание и ловля мяча двумя
руками Усложнение игр «Свечки», «Школа мяча» и игровых
упражнений с мячом.
Изучение упражнения на координацию движения и
равновесия. Обучение правильному дыханию: брюшному,
грудному, полному.
Упор на гимнастической стенке в положении сидя, меняя
рейки.
Оздоровительная
гимнастика
Хатха-йога,
дыхательная гимнастика.

1

Повторение. Дыхательные упражнения. Корригирующие
упражнения. Упражнения на равновесие.
III четверть – 11 часов
Узнавание умения правильно дышать при выполнении
движений. Согласование дыхания и движения в различном
темпе. Дыхательная гимнастика.
Узнавание умения правильно дышать при выполнении
движений. Согласование дыхания и движения в различном
темпе. Упражнения при нарушениях функции легких и
речевой функции.
Знакомство с бросанием, ловлей, метанием мяча. Бросание и
ловля мяча двумя руками. Подбрасывание мяча вверх до
определенного ориентира.

1

1

1

1

1

1

1

4
5

6

7

8

9

10

11

Выполнение упражнений с помощью учителя для развития
силы мышц спины: динамические и статические.
Ознакомление и выполнение серии игры с набором
«Набрось кольцо»: «Брось колечко» «Слушай и бросай (по
цвету и количеству)». Упражнения для мелкой моторики
рук.
Ознакомление с умением правильно дышать в различных
положениях и при выполнении движений. Согласование
дыхания и движения в различном темпе. Упражнения для
профилактики плоскостопия.
Ознакомление с умением правильно дышать в различных
положениях и при выполнении движений. Согласование
дыхания и движения в различном темпе. Упражнения на
растягивание и расслабление мышц. Занятие на тренажерах.
Ознакомление с умением правильно дышать в различных
положениях и при выполнении движений. Согласование
дыхания и движения в различном темпе. Упражнения для
вестибулярного аппарата.
Ознакомление с умением правильно дышать в различных
положениях и при выполнении движений. Согласование
дыхания и движения в различном темпе. Упражнения для
формирования правильной осанки. Упражнения на
равновесие.
Ознакомление с умением правильно дышать в различных
положениях и при выполнении движений. Согласование
дыхания и движения в различном темпе. Упражнения на
координацию движения и равновесия.
Повторение. Ознакомление с умением правильно дышать в
различных положениях и при выполнении движений.
Согласование дыхания и движения в различном темпе.
Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного
пресса.
IV четверть – 7 часов

1
1

1

1

1

1

1

1

1

2

3

4

5

6

7

Ознакомление с умением правильно дышать в различных
1
положениях и при выполнении движений. Согласование
дыхания и движения в различном темпе. Упражнения для
растягивания мышц.
Ознакомление с умением правильно дышать в различных
1
положениях и при выполнении движений. Согласование
дыхания и движения в различном темпе. Упражнения для
увеличения объема движения в суставах.
Ознакомление с умением правильно дышать в различных
1
положениях и при выполнении движений. Согласование
дыхания и движения в различном темпе. Упражнения для
глаз.
Ознакомление с умением правильно дышать в различных
1
положениях и при выполнении движений. Согласование
дыхания и движения в различном темпе. Упражнения на
координацию движения и равновесия.
Ознакомление с умением правильно дышать в различных
1
положениях и при выполнении движений. Согласование
дыхания и движения в различном темпе. Упражнения при
нарушениях функции легких и речевой функции.
Выполнение движения в усложненных играх и игровых
1
упражнений с мячом, мешочками с наполнителями,
балансировочными подушками. Упражнения для мелкой
моторики рук.
Повторение. Согласование дыхания и движения в
1
различном темпе. Упражнения для расслабления мышц и
укрепления нервной системы.
Итого
34 часа

34 недели


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».