Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Двигательное развитие » составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО
(вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: развитие двигательной активности ребенка.
Задачи курса:
Обучение,
обогащение
двигательного опыта через целенаправленное
систематическое
воздействие на различные анализаторы.
Формирование
целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Научить согласовывать движения.
Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления).
Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;
Развивать координацию движений.
Развивать умение слушать музыку.
Развивать творческие способности личности.
Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Двигательное развитие любого человека направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
Первой ступенью познания мира является двигательный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания
в значительной степени зависит от качества двигательного опыта детей. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умственной
отсталостью процессы двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий
происходит со значительной задержкой. Действия с предметами у них остаются на уровне не специфических манипуляций. Поэтому детям
необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов двигательной активности. Обучение
начинается с формирования элементарных специфических действий, которые со временем преобразуются в произвольные
целенаправленные действия детей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета двигательное развитие в 9 классе отводится 2
часа в неделю, 68 часов в год
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения курса:
Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
Готовиться к занятиям, занимать исходное положение, находить свое место в строю (с помощью).
Проявлять любознательность и интерес к новому.
Предметные результаты освоения курса:
уметь слушать музыку и звучащие инструменты;
выполнять несложные движения руками и ногами;
активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем;
слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.
уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.
Содержание учебного предмета
Содержание коррекционного курса "Двигательное развитие".
Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя. Выполнение движений
головой: наклоны (вправо, влево, вперед в
положении лежа на спине или животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в
положении лежа на спине или животе, стоя или сидя), "круговые" движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, "круговые". Выполнение движений пальцами рук: сгибание или
разгибание
фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак и разгибание. Выполнение движений плечами. Опора на предплечья, на кисти рук.
Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы).
Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой). Изменение позы в
положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо,
влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо,
влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках). Сидение на полу (с
опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения "лежа на спине".
Вставание на колени из положения "сидя на пятках". Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения "стоя на
коленях". Стояние с опорой (например, вертикализатор, костыли, трость), без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги
вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по
наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба на носках (на пятках,
высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе). Бег с высоким
подниманием бедра (захлестывая голень назад, приставным шагом). Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад,
вправо, влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с разбега).
Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в
полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений,
действий (операций), внесенных в СИПР. Например, "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции"
(вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью",
"выполняет действие со значительной физической помощью", "действие не выполняет"; представление: "узнает объект", "не всегда
узнает объект" (ситуативно), "не узнает объект". Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в
дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на
следующий учебный период.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п
1
Тема
Вводное занятие.
2
Общеразвивающие упражнения
3
Прыжки
4
Подвижные игры
Виды деятельности
Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде
сверстников, к эмоциональному, коммуникативному
взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени, от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного
задания (операции, действия) к другому в соответствии с
расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Кол-во часов
9
7
9
9
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М. Бгажноковой
допущенной Министерством образования РФ, 2014 год;
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование двигательная развитие 9(коррекционный) класс
№
п/п
ТЕМА УРОКА
Кол-во
часов
I.Раздел. Коррекция и формирование правильной осанки
1-2
Правила поведения в спортивном зале на уроках по двигательному развитию.
Основные положения рук, ног, туловища, головы
3-4
Ходьба на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием
бедра
2
5-6
Ходьба приставным шагом.
2
7-8
Упражнения у гимнастической стенке.
2
9-10
Общеразвивающие упражнения для всех групп мышц
2
II. Раздел. Формирование и укрепление мышечного корсета
11-12 Упражнения с гантелями.
2
2
13-14
Приседания в парах. Выпады.
2
15-16
Ходьба с высоким подниманием бедра Ходьба гусинным шагом.
2
17-18
Ходьба с перешагиванием через предметы различной высоты.
2
19-20
21-22
23-24
Подъем и перенос предметов различной величины.
2
Лазанье по шведской лестнице
Прыжки на месте на двух ногах, поочередно на одной ноге.
2
2
Прыжки на двух ногах из обруча в обруч. Прыжки с
продвижением.
III.Раздел. Коррекция и развитие сенсорной системы
27-28 Перекатывание теннисного мяча, передача мяча в парах.
2
25-26
2
Дата
По плану
По факту
29-30
Упражнения с массажными мячиками.
2
31-32
Пальчиковая гимнастика.
2
33-34
Прокатывание обруча двумя руками.
2
35-36
Упражнения с гимнастическими палками.
2
37-38
Упражнения с предметами и без них
2
IV.Раздел. Развитиеточности движений пространственной ориентировки .
Изменение позы в положении лежа (поворот со спины на живот, поворот с живота на
39-40
спину).
Повороты по ориентирам.
41-42
2
2
43-44
Перестроение по команде.
2
45-46
Движение и остановка на звуковой сигнал.
2
47-48
Ходьба и бег по диагонали.
2
V. Раздел. Подвижные и коррекционныеигры
49-50
51-52
Игра «Дунем раз…»
Игра «Дунем раз…»
2
2
53-54
Коррекционная игра «Кто лишний»
2
55-56
2
57-58
Коррекционная игра «Угадай по голосу»
Подвижная игра «Кот и воробушки»
59-60
Подвижная игра «Кот и воробушки»
2
2
61-62
Подвижная игра «Гуси-лебеди»
2
63-64
Подвижная игра «Гуси-лебеди»
2
65-66
Подвижная игра «Бездомный заяц»
2
67-68
Подвижная игра «Бездомный заяц»
2