РП по адаптивной физкультуре 9 класс на 2025-2026 уч.год

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Цели и задачи. Учебными и коррекционно-воспитательными задачами физического воспитания являются:
- коррекция и компенсация нарушений физического развития;
- развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
- развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических све дений по физкультуре;
- развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
- формирование навыков правильной осанки в статических положениях и движении;
- усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках физической культуры
- укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физкультура»
являются умения:
- выполнение упражнений по инструкции учителя;
- отработку правил индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке;
- формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при выполнении физических упражнений.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации
ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны
просматриваться следующие принципы:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива;
- комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью имеют не только интеллектуальный дефект, но и значительные отклонения в
физическом развитии и формировании двигательных навыков. Замедленность протекания психических процессов, конкретность
мышления, дефекты памяти и внимания обуславливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
Уроки «Адаптивной физкультуре» направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, на выборку жизненно
необходимых двигательных умений и навыков. Особенности психофизического развития умственно отсталых обучающихся
обуславливают необходимость многократного повторения упражнений, сочетающегося с правильным показом. Необходимо подбирать
такие упражнений и задания, которые состоят из простых, элементарных движений.
Одной из характерных особенностей обучающихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью является инертность
нервных процессов, их стереотипность и обусловленная этим трудность переключения с одного действия на другое. При изменении
условий обучающиеся не могут воспроизвести даже хорошо знакомые, разученные упражнения. Поэтому при планировании уроков
необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же заданий в различных условиях.
В работе с обучающимися нужно учитывать, что словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной
для усвоения упражнения, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной для усвоения упражнения. Поэтому требуется
непосредственная помощь учащимся в процессе воспроизведения того или иного задания.
Нарушения сердечно - сосудистой и дыхательной систем, грубая эндокринная патология, общая диспластичность развития
обязывают учителя быть особенно осторожным в подборе физических упражнений, в их дозировке и темпе проведения, как отдельных
заданий, так и всего урока.
Каждый урок по «Адаптивной физкультуре» должен планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями:
постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям; чередование различных
видов упражнений, подбором упражнений, соответствующих возможностям обучающихся.
Урок состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной, которые должны быть методически
связаны между собой.
В программу включены следующие разделы: общеразвивающие, общекоррегирующие упражнения, прикладные упражнения,
способствующие развитию прикладных умений и навыков, игры и игровые упражнения.
Программа по адаптивной физической культуре включает 4 раздела: «Коррекционные подвижные игры», «Велосипедная
подготовка», «Лыжная подготовка», «Физическая подготовка».

Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета адаптивная физкультура в 9 классе отводится
2 часа в неделю, 68 часов в год
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП в области адаптивной физической культуры:
1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:
1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием
технических средств);
1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;
1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
1.4 умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм,
плавание:

2.1 интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и
подвижные игры, туризм, физическая подготовка;
2.2 умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.
3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:
3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
Содержание учебного предмета
Раздел «Основы знаний о физической культуре» включает вопросы влияния возрастных особенностей организма и его двигательной
функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами
физической культуры. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений. Основы истории возникновения и развития
олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта. Воздушные ванны, солнечные ванны. Водные процедуры.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного
аппарата, мышечные группы.
На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для
данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных
упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера
дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в
исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного
воздействия на мышцы туловища. В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями
точности движений обучающихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и
большие обручи и скакалки.Упражнения в лазанье— эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков
координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают
развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.Упражнения в поднимании и переноске
грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для
переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, гимнастические палки, обручи,
скамейки, маты и др.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию
таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их
совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты
реакции. Упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительнолечебных целях. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются
точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой),
умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.

В задачираздела «Лыжная подготовка» и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным
инвентарем, обучение основным приемам с лыжами, видам построений, поворотам и передвижениям. К числу основных способов
передвижений в период обучения относятся: одновременный одношажный, коньковый и классический ход, повороты. Занятия лыжами
позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того,
лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие
двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и
внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на
эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
При прохождении каждого раздела, программа предусматривает задания, требующие применения сформированных навыков
и умений в более сложных ситуациях (соревнования, смена мест проведения занятий, увеличение или уменьшение комплексов
упражнений и т. д.), а также подборку упражнений, игр, ориентированных на конкретного ребенка с учетом его двигательных и
интеллектуальных способностей.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
п\п
1

Тема

2

Гимнастика

Легкая атлетика

Виды деятельности

Кол-во
часов
Знать правила ТБ, правил поведения на уроках и требования к 20 часов
форме. Уметь строиться в шеренгу и выполнять команды. Учатся
ходьбе в медленном и быстром темпе с сохранением правильной
осанки. Выполняют беговые упражнения по показу учителя.
Знакомятся с правилами игры. Прыгают на одной ноге, на двух
на месте, с продвижением вперед.
Выполняют комплекс упражнений по показу учителя. Выполняют 15 часов
упражнения по показу учителя. Знакомятся с правилами игры.
Выполняют упражнения для
укрепления мышц спины и
живота. Выполняют упражнения по показу учителя. Выполняют
упражнения в равновесии, лазать по гимнастической стенке.
Выполняют подтягивание по показу учителя.
Учатся ходьбе по гимнастической скамейке с различными

положениями рук и ног.
3

Лыжная подготовка

Учатся выполнять организующие команды и приемы. Выполняют
последовательность действий при креплении ботинок к лыжам.
Выполнять команды и приемы по инструкции. Учатся чистить лыжи от
снега. Учатся стоять на параллельно лежащих лыжах. Учатся
выполнять ступающий шаг. Закрепляют умение прикреплять лыжи к
обуви; переступают скользящим шагом.
Учатся передвигаться на лыжах по команде.

15 часа

4

Подвижные игры

Разучивают комплекс
упражнений с малыми мячами.
Участвуют в эстафетах, разучивают правила игры. Выполняют
ходьбу по
ориентирам, Разучивают игру

18 часов

Итого

68

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
№
п/п

Учебный
предмет

Класс

1

Физкультура

4

Перечень имеющегося оборудования в
соответствии с образовательной программой
Оборудованный спортивный зал 8,5 на 17
Волейбольная и баскетбольная разметка
Щиты баскетбольные
Скамьи гимнастические
Маты гимнастические
Сетка волейбольная
Мячи волейбольные
Мячи футбольные
Мячи баскетбольные
Шведская стенка
Канат для лазанья
Перекладина высокая
Перекладина низкая
Яма прыжковая
Аптечка

Кол-во

1
2
2
2
9
1
9
1
9
1
1
1
1
1
2

% обеспеченности от
требований, установленной
образовательной
программой ОУ
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по адаптивной физической культуре 9 класс
№

Тема урока

Кол-во часов

Дата
план

Легкая атлетика 20 часов
1

Теоретические сведения. Т\Б на занятиях на стадионе, в спортивном зале

2
Высокий старт. Стартовый разбег. Финиширование
3
4
5
Бег из различных исходных положений
6
7
Бег с максимальной скоростью до 30 м
8
9
Бег с высоким подниманием бедра
10
11
Бег с чередованием с ходьбой на отрезках до 100м. Медленный бег до 2
12
мин
13
14
Прыжки с ноги на ногу на месте, с продвижением вперед
15
16
17
Прыжки в длину с разбега
18
19
Метание мяча в цель с места
20
Гимнастика 15 часов
21
Теоретические сведения. Т\Б построения и перестроения из колонны по
одному в колонну по два

1
3

2
2
2
3

3

2
2

1

факт

22

Повороты на месте под счет

1

23

Повороты туловища налево,направо

1

24

Наклоны с поворотами туловища

1

25

Приседания, согнув ноги вместе, согнув ноги врозь

1

26

Из положения седа наклоны вперед

1

27

Ходьба по гимнаст. скамейка на носках

1

28

Ходьба по гимнаст. скамейка с доставанием предмета с пола

1

29

Ходьба по наклонной доске

1

30

Лежа на спине подтягивание на скамейке

1

31

1

32

Упражнения с гимнастическими палкам: перехваты, подбрасывание и
ловля
Сгибание и разгибание рук, лежа в упоре на скамейке

33

Прыжки через скамейку, с упором на неё

1

34

Упражнения с малыми мячами: подбрасывание и ловля одной рукой

1

35

Лазание по гимнастической стенке вверх-вниз

1

Лыжная подготовка 15 ч
36
Передвижение в колонне с лыжами под рукой
37

2

38
39
40
41
42
43

1

Передвижение на лыжах скользящим шагом

2

Подъем на склон ступающим шагом 20-30м

2

Передвижение на лыжах до 500 м

2

44
45
46
47

Повороты вправо и влево вокруг пяток лыж

2

Передвижение на лыжах до 600 м

2

48
49

Передвижение на лыжах до 800 м

2

50
Передвижение на лыжах до 1000 м
Подвижные игры 18 часов
51
Игра «Передал – садись».

1
1

52
53
54
55

Игра «Мяч – среднему».
Игра «Борьба за мяч».
Игра «Гонка мячей по кругу».
Игры «Обгони мяч», «Перестрелка».

1
1
1
1

56
57
58
59

Игра «Перестрелка»
Игра «Школа мяча».
Игра «Мяч ловцу».
Игра «Не дай мяч водящему».

1
1
1
1

60
61
62

Игра «Мяч соседу».
Игра «Кто быстрее?».
Подвижные игры.«Наступление», «Метко в цель».

1
1
1

63

Подвижные игры.«Кто обгонит?», «Через кочки и пенёчки».

1

64

Подвижные игры.«Кто дальше бросит?», «Кто обгонит?»

1

65

Подвижные игры.«Вызов номеров», «Защита укреплений».

1

66
67

Подвижные игры.«Кто дальше бросит», «Волк во рву».

2

68

Подвижные игры. «Пустое место», «К своим флажкам».

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».