Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант
2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных
инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных,
вокальных и инструментальных выступлений.
Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных
инструментах).
Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.
Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях, др.
Общая характеристика учебного предмета:
Одним из важнейших средств социализации является музыка. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться
«пропевать» мелодию доступной ему вокализацией. С учетом этого задача педагога состоит в том, чтобы средствами музыки помочь
ребенку научиться воспринимать окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства.
Таким образом, музыку мы рассматриваем как средство развития, так и средство самореализации ребенка с тяжелыми и множественными
нарушениями развития. На музыкальных занятиях развивается способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку,
музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, творческие способности.
Цель музыкального воспитания – эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального
опыта в жизни. Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на
музыкальных инструментах».
Слушание.
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение)
быстрой, умеренной и медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной
музыки. Узнавание знакомой песни. Слушание (различение) высоких и низких звуков. Определение характера музыки. Узнавание знакомой
мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.
Определение музыкального стиля произведения. Узнавание оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении
которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Пение.
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков,
слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение
с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.
Движение под музыку.
Топать под музыку. Хлопать в ладоши под музыку. Покачиваться одной ноги на другую. Начинать движение под музыку вместе с началом
ее звучания и останавливаться по ее окончании. Двигаться под музыку разного характера (ходить, бегать, прыгать, кружиться, приседать).
Выполнять под музыку действия с предметами (наклонять предмет в разные стороны, опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить
предмет, махать предметом и т.п.). Выполнять движения разными частями тела под музыку («фонарики», «пружинка», наклоны головы и
др.). Соблюдать последовательность простейших танцевальных движений. Передавать простейшие движения животных. Выполнять
движения, соответствующие словам песни. Соблюдать последовательность движений в соответствии с исполняемой ролью при
инсценировке песни. Двигаться в хороводе. Двигаться под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмично ходить под музыку.
Изменять скорость движения под музыку (ускорять, замедлять). Менять движения при изменении метроритма произведения, при
чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания.
Выполнять танцевальные движения в паре с другим танцором. Выполнять развернутые движения одного образа. Имитировать игру на
музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах.
Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов
игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии
игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на
музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В
зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные,
комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих
у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо
успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального
характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших
музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной,
любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого
коррекционного воздействия — убеждение и внушение.
После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все
традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат
новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на
занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно
исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В
течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.
Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями
усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др.,
опирающихся на абстрактно-логическое мышление.
Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя использование музыки в быту
(самостоятельное музицирование детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей;
утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).
Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он должен следить не только за
тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произведения, но и ограничивать музыкально-звуковую
информацию, негативно влияющую на общее развитие учащихся. Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется в
формировании положительных эмоций, которыеактивизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность.
Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельноэмоционально напряженная, трагедийная, мрачная,
имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок и рэп
музыка, вызывающие у них состояния, по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии,
немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания.
Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционноразвивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных
произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир
музыки для детей, воспитывающихся в специальныхучреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые
образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в
музыке.
На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это
небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее
недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми среднего школьного возраста
должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный
ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они
отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной
мелодией.
Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей подросткового возраста.
Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально
для подросткового возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные
способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры.
Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей
учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета музыка и движение в 9 классе отводится 2
часа в неделю, 68 часов в год
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных
инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных,
вокальных и инструментальных выступлений.
- Формирование интереса к различным видам музыкальной деятельности, опираясь на интересы ребенка (слушание, пение, движение под
музыку, игра на музыкальных инструментах).
- Умение выполнять простейшие танцевальные движения.
- Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.
- Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
- Умение проявлять положительные эмоциональные реакции от совместной музыкальной деятельности.
- Стремление к совместной музыкальной деятельности;
- Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях, др. базовые учебные действия.
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью определяет принадлежность к определенной возрастной
группе близких родственников и знакомых.
«Чувства, желания, взгляды»
- различает эмоции людей на картинках;
- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.
«Социальные навыки»
- учится устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании
совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- принимает новые знания (на начальном уровне);
- отзывается на просьбы о помощи.
Биологический уровень
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о дискомфорте, вызванном внешними факторами
(температурный режим, освещение и. т.д.)
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об изменениях в организме (заболевание,
ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Предметные планируемые результаты:
- выполняют упражнения для развития певческого дыхания;
- пропевают мелодию с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- слушают музыку (не отвлекаться, слушать произведение до конца);
- ритмично двигаются в соответствии с характером музыки;
- подыгрывают простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментах.
Содержание учебного предмета
Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен. Слушание аудиокассет и узнавание звуков природы, голоса птиц, живот ных,
шум моря и др. Выбор такого же музыкального инструмента или картин ки, его отображающей. Знакомство с фрагментами музыкальных
произведений, написанных для детей. Знакомство учащихся с музыкальными произведениями трехчастной формы.
Развитие восприятия учащимися отдельных звуков и му зыкальных фраз, сыгранных в разных регистрах. Стимулирование желания
учащихся играть в музыкальные игры (при ор ганизующей помощи учителя). Игры на узнавание в мелодиях образов людей, животных,
представителей растительного мира и т.п. Игры на развитие звуко высотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, на
ориентировку в пространстве класса с учетом динамики музыкального произведения. Сравне ние музыкальных произведений. Слушание
музыкальных произведений.
Развитие способности учащихся понимать то, о чем рассказывается в музыкальных произведениях.. Вместе с учащимися слушание
фрагментов произведений в исполнении оркестра русских народных инструментов. При прослушивании музыкальных произведений
определение характера музыки, узнавание звучания знакомых народных музыкальных инструментов, определение характера музыки.
Расширение репертуара произведений для прослушивания мелодий разного характера (веселых, грустных, медленных, быстрых), разных
музыкальных жанров (марш, песня, пляска, вальс).Узнавать музыкальные произведения при целостном проигрывании, по отдельный
фразам.
Развитие способности учащих ся воспринимать отдельные звуки, серии музыкальных звуков и музыкальных фраз, сыгранных в
разных регистрах, по высоте и силе звучания, по длительности и темпу.
С помощью видеозаписей концертных программ знакомство с инструментами симфонического оркестра. Прослушивание фрагментов
симфонических произведений.
Пение
Закрепление и развитие навыков пения, сформированных в предыдущих классах: произведений, насыщенных музыкальными
образами, разных по тембровым характеристикам (с артикуляцией слов); произведений в два - три куплета с лексикой, доступной для
понимания и воспроизведения учащимися; произведений с различными движениями; песенок с увеличением и ослаблением силы голоса
(громко - тихо), с проговариванием слов, с передачей интонации. Знакомство учащихся с особенностями пения в ансамбле.
Стимулирование желания учащихся петь, обучая их пению с инструментальным сопровождением и без него (вместе с учителем
музыки и самостоятельно). Музыкально - ритмические движения.
Танцевальные движения с элементами национальных и современных танцев. Обучение учащихся музыкально - ритмическим
движениям в музыкальных играх и упражнениях. Побуждение участвовать в музыкальных играх - драматизациях.
Танцы под музыку, которую учащиеся выбирают сами. Совместно с учащимися создание различных образов в инсценировках песен,
танцев, театральных постановок.
Привлечение учащихся к участию в музыкальных играх - драматизациях по сюжетам сказок, вырабатывая у них навыки речи и
движений, интонирования, взаимодействия друг с другом в элементарных диа логах. Демонстрация театральных драматизаций ученикам
младших классов и родителям. Формирование умений учащихся выполнять ритмичные движения под музыку, различные виды ходьбы, бега,
прыжков, импровизаций на тему движений людей, животных. Упражнения на развитие общей моторики под музыку.
Движения в соответствии с динамическими оттенками музыки, с изменениями темпа. Упражнения на выстукивание ритмического
рисунка и метра. Вместе с учащимися придумывание движений, отражающих содержание песен, вариаций плясовых движений с
натуральными и воображаемыми предметами.
Игра на музыкальных инструментах.
Дальнейшее обучение музицированию на музыкальных инструментах (см. в предыдущих классах). Знакомство учащихся с
аккордеоном, кастаньета ми, свирелью. В ходе музицирования обучение учащихся различать музыкальные инструменты по тембру
(кастаньеты, гусли, свирель, электронные инструменты). Развитие умений учащихся подыгрывать на музыкальных инструментах мелодий,
исполняемых учителем музыки, сопровождение мелодий народных песен (представленных в аудиозаписи).
Участие учащихся вместе с учителем в оркестре народных инструментов и ансамбле, исполняющем народные музыкальные
произведения
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Тема урока
Виды деятельности на уроке
Количествово
часов
1.
Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен
Слушание музыки. Беседа.
Характерные особенности звучания.
6
2.
Музыкально - ритмические движения.
Слушание музыки, пение, музыкально
пластическое движение.
8
3.
Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен
10
4.
Игра на музыкальных инструментах
Слушание музыки, пение, музыкально
пластическое движение.
Слушание музыки, пение, музыкально
пластическое движение.
5.
Музыкально - ритмические движения (6 часов).
6.
Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен (12
часов).
11
Слушание музыки, пение, музыкально
пластическое движение.
6
Слушание музыки, пение, музыкально
пластическое движение.
12
7.
Пение
Слушание музыки, пение, музыкально
пластическое движение.
15
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.:
Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – Сб. 1
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план по музыке и движению 9 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Тема
Введение в тему. Музыка и ее назначение.
Введение в тему. Музыка и ее назначение.
Музыка в жизни человека.
Музыка в жизни человека.
Музыка для пения.
Музыка для пения.
Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений.
Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений.
Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений.
Элементы русских народных плясок.
Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе.
Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе.
Восприятие и воспроизведение ритмических структур.
Восприятие и воспроизведение ритмических структур.
Знакомые мелодии, исполненные на разных музыкальных инструментах. Н.
Римский-Корсаков. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась».
Знакомые мелодии, исполненные на разных музыкальных инструментах. Н.
Римский-Корсаков.
Третья песня Леля «Туча
Слушание сольного и хорового исполнения произведения. «Прощайте, голуби», муз.
М. Фрадкина.
Слушание сольного и хорового исполнения произведения. «Прощайте, голуби», муз.
М.Фрадкина.
Слушание оркестра (народных инструментов, симфонических и др.)
Слушание оркестра (народных инструментов, симфонических и др.)
«Музыка природы».
Контрастные по звучанию музыкальные инструменты, сходные по звучанию
музыкальные инструменты. Аккордеон, баян. Скрипка, гитара.
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата план
Дата факт
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой
на музыкальном инструменте.
Сопровождение мелодии ритмичной игрой на
музыкальном инструменте. Шумовые музыкальные
Сопровождение мелодии ритмичной игрой на
музыкальном инструменте. Шумовые музыкальные инструменты.
Различие музыкальных инструментов. Игра на самодельных музыкальных
инструментах.
Различие музыкальных инструментов. Игра на самодельных музыкальных
инструментах.
Оркестр народных инструментов. «Калинка».
Оркестр народных
инструментов. «Калинка».
Ударные народные инструменты.
Ударные народные инструменты.
Закрепление. Обобщающий урок.
Танцевальная музыка. Простейшие танцевальные движения.
Танцевальная музыка. Простейшие танцевальные движения.
Танцевальная музыка. Простейшие танцевальные движения.
Танцевальная музыка. Простейшие танцевальные движения.
Танцевальная музыка. Простейшие танцевальные
Танцевальная музыка. Простейшие танцевальные движения.
Просмотр видеозаписи балетного спектакля.
Просмотр видеозаписи балетного спектакля.
Просмотр видеозаписи балетного спектакля.
Просмотр видеозаписи балетного спектакля.
Просмотр видеозаписи балетного спектакля.
Просмотр видеозаписи балетного спектакля.
Просмотр видеозаписи балетного спектакля.
Просмотр видеозаписи балетного спектакля.
Просмотр видеозаписи балетного спектакля.
Просмотр видеозаписи балетного спектакля.
Просмотр видеозаписи балетного спектакля.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61-62
63-64
65-66
67-68
Итого
Просмотр видеозаписи балетного спектакля.
Романс.
Романс.
Патриотические песни.
Патриотические песни.
Музыка в кино и мультфильмах.
Музыка в кино и мультфильмах
Музыка в кино и мультфильмах
Патриотические песни.
Патриотические песни.
Просмотр видеозаписи мюзикла.
Просмотр видеозаписи мюзикла.
Закрепление. Обобщающий урок.
Закрепление. Обобщающий урок.
Закрепление. Обобщающий урок.
Закрепление. Обобщающий урок.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68