Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Темы курса
Что такое исследование?
Как задавать вопросы?
Как выбрать тему исследования?
Учимся выбирать
дополнительную
литературу(экскурсия в
библиотеку)
Библиотечное занятие
«Знакомство с
информационными
справочниками» (продолжение
темы «Учимся выбирать
дополнительную литературу»)
Наблюдение как способ
выявления проблем.
Совместное или
самостоятельное планирование
Содержание курса
Понятие о проектах и исследовательской
деятельности учащихся. Презентация
исследовательских работ учащихся начальных
классов.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о
чем спросили», «Найди загадочное слово».
Правила совместной работы в парах.
Понятие «тема исследования». Задания на развитие
речи, аналитического мышления. Игра на развитие
наблюдательности.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать
литературу на тему.
Форма
организации
Круглый стол
Виды деятельности
Выполняют задания, играют,
знакомятся с презентациями.
Игра, парная
работа
Учатся задавать вопросы,
играют
Игра
Выполняют задания, играют
Экскурсия
Подбирают литературу на
заданную тему
Информация. Источники информации. Библиотека. Беседа
Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа.
Правила общения.
Знакомятся с разными
источниками информации
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении
проблемы и изменении собственной точки зрения.
Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Практические
задания, игра
Учить составлять план для выполнения задания
(алгоритм). Развивать речь учащихся.
Практические
задания, игра
Выявляют проблему,
высказывают свою точку
зрения, обосновывают
Составляют план
выполнения заданий
выполнения практического
задания
Выдвижение идеи (мозговой
штурм). Развитие умения видеть
проблемы.
Постановка вопроса (поиск
гипотезы).
Формулировка
предположения (гипотезы)
Развитие умения выдвигать
гипотезы. Развитие умений
задавать вопросы.
Экскурсия как средство
стимулирования
исследовательской деятельности
детей
Составление аннотации к
прочитанной книге, картотек
Методика
проведения
самостоятельных
исследований.
Методика проведения
самостоятельных исследований.
Коллективная играисследование.
Индивидуальные творческие
работы на уроке по выбранной
тематике
Выставки творческих работ –
средство стимулирования
Формировать умение работать самостоятельно и в
коллективе.
Учить в игровой форме выявлять причину и
следствие. Развивать умение правильно задавать
вопросы.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Игра «Найди
причину».
Игра
Выполняют задания
Игра
Создают и строят гипотезы
Заочная экскурсия в прошлое.
Виртуальная
экскурсия
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам.
Составление карточек по прочитанной книге.
Составление карточек по
прочитанной книге.
Практическая работа. История числа.
Натуральный ряд чисел. Занимательная
математика. Игры с числами.
«Почему мы любим встречать Новый год». Игры
наших дедушек и бабушек.
Игры,
Выполняют практическую
работу
Выставка
Собирают материал для
выставки
Самостоятельная работа учащихся над проектом.
Подготовка выставки творческих работ.
Выставка
Проводят наблюдение,
опрос
Выставка творческих работ. Презентации проектов
учащимися.
Проекты
Презентация своей работы
Подведение итогов исследовательской
деятельности учащихся. Работа над умением
Анализируют и делают
выводы
проектной деятельности детей.
Анализ исследовательской
деятельности.
анализировать и делать выводы
Подведение итогов исследовательской
деятельности учащихся. Работа над умением
анализировать и делать выводы
Анализируют и делают
выводы
2 класс
Темы курса
Что можно исследовать?
Формулирование темы
Содержание курса
Задания для развития исследовательских способностей. Игра
на развитие формулирования темы.
Как задавать вопросы? Банк
идей
Тема, предмет, объект
исследования
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Цели и задачи исследования
Учимся выдвигать гипотезы
Форма организации
Игра
Игра
Виды деятельности
Выполняют задания,
играют
Выполняют задания,
играют
Характеристика
понятий:
тема,
предмет,
объект Практические задания
выбирают тему,
исследования. Обоснование актуальности выбора темы
предмет, объект
исследования. Предмет исследования как проблема в самой
исследования,
теме исследования. Какими могут быть исследования.
обосновывают
актуальность темы.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность Практические задания Составляют цели и
изучаемого процесса, его главные свойства, особенности.
задачи исследования.
Основные стадии, этапы исследования.
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Практические задания
Создают и строят
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как
гипотезы, различают
создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем
провокационную
она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы
идею от гипотезы.
могут начинаться со слов: может быть…, предположим…,
допустим…, возможно…, что, если…
Организация исследования
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Практические задания
Знакомство с основными доступными детям методами
исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги
о том, что исследуешь;
спросить у других людей;
познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего
исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в
глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать;
провести эксперимент.
Наблюдение и
наблюдательность.
Наблюдение как способ
выявления проблем
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Практические задания
Проводят
Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее
наблюдения над
распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера
объектом и т.д.
наблюдения в научных исследованиях. Информация об
открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с
приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и
др.).
Практические задания: ―Назови все особенности предмета‖,
―Нарисуй в точности предмет‖, ―Парные картинки,
содержащие различие‖, ―Найди ошибки художника‖.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Практические задания выбирают тему для
Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что
коллекционирования,
можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
собирают материал.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор
материала.
Поисковая деятельность по теме: «Какие коллекции
Находят
собирают люди».
информацию в
разных источниках
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Коллекционирование
Экспресс-исследование:
«Какие коллекции собирают
люди»
Сообщение о своих
коллекциях
Что такое эксперимент
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об
экспериментировании. Как узнать новое с помощью
экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Практическая
работа.
Используют методы
исследования при
решении задач
исследования,
задают вопросы,
составляют план
работы, находият
информацию.
Планируют
эксперимент,
находят новое с
помощью
эксперимента.
Сбор материала для
исследования
Обобщение полученных
данных
Как подготовить сообщение о
результатах исследования и
подготовиться к защите
Как подготовить сообщение
Подготовка к защите
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск,
методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации
получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое
письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения
понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: ―Учимся анализировать‖, ―Учимся
выделять главное‖, ―Расположи материал в определенной
последовательности‖.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Практические задания
находят и
собирают материал
по теме
исследования,
пользуются
способами
фиксации
материала.
Практические задания
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о
своем исследовании. Как выделить главное и
второстепенное.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о
своем исследовании. Как выделить главное и
второстепенное.
Подготовка к защите. Вопросы для рассмотрения.
Коллективное обсуждение проблем: ―Что такое защита‖,
―Как правильно делать доклад‖, ―Как отвечать на вопросы‖.
Публичная защита. Анализ проектной деятельности.
Практические задания
Составляют план
подготовки
Планируют свою
работу ―Что сначала,
что потом‖
Практические задания
Обсуждают
проблемы
Практические задания
Защита
3 класс
Содержание курса
Форма организации
Проект? Проект!
Проект? Проект! Научные исследования и Беседа
наша жизнь
Виды деятельности
характеризовать умения и навыки, необходимые в
исследовательском
поиске.
исследовательские
способности, пути их развития.
Как выбрать тему проекта?
Как выбрать тему проекта?
Беседа
Обсуждение и выбор тем исследования
Беседа
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)
Как выбрать друга по общему интересу?
Групповая работа.
выбирать тему, предмет, объект исследования,
(группы по интересам)
обосновывать актуальность темы
Какими могут быть проекты?
Какими могут быть проекты?
Работа в группах
ставить цели и задачи исследования.
Формулирование цели, задач исследования, гипотез
Формулирование цели, задач исследования,
создавать
и
строить
гипотезы,
различать
гипотез
провокационную идею от гипотезы.
Планирование работы
Планирование работы
Составление плана работы над использовать методы исследования при решении
проектом. Игра «По местам».
задач исследования, задавать вопросы, составлять
план работы, находить информацию.
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии
Знакомство с методами и предметами
Эксперимент
проводить наблюдения над объектом и т.д.
исследования.
Эксперимент познания в действии
Эксперимент
проводить наблюдения над объектом и т.д.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию
Обучение анкетированию, социальному
Составление анкет, опросов.
выбирать тему для коллекционирования, собирать
опросу, интервьюированию
Проведение интервью в группах.
материал.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования
Работа в библиотеке с каталогами.
Экскурсия в библиотеку
Отбор и составление списка литературы по
Экскурсия
теме исследования
Анализ прочитанной литературы
Анализ прочитанной литературы
Анализ
Чтение и выбор необходимых частей текста для
проекта. Учить правильно записывать литературу,
используемую в проекте.
Исследование объектов
Исследование объектов
Практическое занятие направленное
планировать эксперимент,
находить новое с
на исследование объектов в проектах помощью эксперимента
учащихся.
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное
Основные логические операции.
Мыслительный эксперимент
«Что можно сделать из куска бумаги?»
Учимся оценивать идеи, выделять главное и Мыслительный эксперимент
Составить рассказ по готовой концовке.
второстепенное
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы
Анализ и синтез.
Составление плана работы.
находить и собирать материал по теме
Суждения, умозаключения, выводы
Требования к сообщению.
исследования, пользоваться способами фиксации
материала.
Суждения, умозаключения, выводы
Требования к сообщению.
находить и собирать материал по теме
исследования, пользоваться способами фиксации
материала.
Как сделать сообщение о результатах исследования
Как сделать сообщение о результатах
Составление плана работы.
обобщать материал, пользоваться приѐмами
исследования
обобщения, находить главное.
Оформление работы
Оформление работы
Выполнение рисунков, поделок и
т.п.
Оформление презентацииРабота в компьютерном классе. Оформление Работа на компьютере создание планировать свою работу ―Что сначала, что потом‖,
презентации
презентации
―Составление рассказов по заданному алгоритму‖ и
др.
Мини конференция по итогам собственных исследований
Мини конференция по итогам собственных
исследований
Анализ исследовательской деятельности
Анализ исследовательской деятельности
защита
Защитить свою работу
4 класс
Содержание курса
Знания, умения и навыки, необходимые в
исследовательской работе.
Культура мышления.
Форма организации
Практическая работа
Практическая работа
Виды деятельности
Практическая работа «Посмотри на мир другими
глазами».
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный
рассказ».
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и Беседа
аналогии.
Обсуждение и выбор тем исследования,
Экскурсия
актуализация проблемы.
Целеполагание, актуализация проблемы,
выдвижение гипотез.
Предмет и объект исследования.
Составление плана работы
Составление плана работы
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор Экскурсия в библиотеку
литературы по теме исследования
Ознакомление с литературой по данной Экскурсия в библиотеку
проблематике, анализ материала
Наблюдение и экспериментирование
Эксперимент
Техника экспериментирования
Наблюдение
Совершенствование
экспериментирования
Эксперимент
наблюдательность. Эксперимент
техники
Правильное мышление и логика
Обработка и анализ всех полученных данных
Беседа
Беседа
Что такое парадоксы
Работа в компьютерном классе. Оформление
презентации.
Подготовка публичного выступления. Как
подготовиться к защите.
Защита исследования перед одноклассниками
Выступление на школьной НПК
Итоговое занятие. Анализ исследовательской
Беседа
Работа на компьютере создание
презентации
Составление плана
Презентация проекта
Презентация проекта
Анализ
Задания на развитие умения выявлять проблему.
Ассоциации и аналогии.
Подбор интересующей темы исследования из
большого разнообразия тем. Работа над
актуальностью выбранной проблемы.
Постановка цели, определение проблемы и
выдвижение гипотез по теме исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их
формулирование.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор
литературы.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка
необходимого материала для работы.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом,
лупой.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание
«Рассказываем, фантазируем».
Игра на развитие наблюдательности. Проведение
эксперимента.
Задания на развитие мышления и логики.
Выборочное чтение. Подбор необходимых
высказываний по теме проекта.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Работа на компьютере – создание презентации.
Составление плана выступления.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Презентация проекта на школьной НПК.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
деятельности
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1 класс
Личностные
•
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
•
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные
•
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные
•
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
•
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
•
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
•
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
•
умение координировать свои усилия с усилиями других;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•
задавать вопросы;
•
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
•
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные
•
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации
социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению;
•
итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным
направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
2 класс
Личностные результаты
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных
видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
3 класс
Личностные результаты
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных
видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
4 класс
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности
и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей
этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой
жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках,
направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной
литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с
помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том
числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (с возможность использования по темам
электронных образовательных ресурсов)
1 класс
№ п/п
1
2
3-5
6
7-8
Тема занятия
Целевые ориентиры результатов воспитания на
уровне
начального общего образования.
Что такое исследование?
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край,
Как задавать вопросы?
имеющий представление о Родине — России, еѐ
Как выбрать тему
территории, расположении.
исследования?
Сознающий принадлежность к своему народу и к
Учимся выбирать
общности граждан России, проявляющий уважение к
дополнительную
своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому,
литературу(экскурсия в
настоящему и будущему родного края, своей Родины
библиотеку)
— России, Российского государства.
Библиотечное занятие
Понимающий
значение
гражданских
символов
«Знакомство с
(государственная символика России, своего региона),
информационными
праздников, мест почитания героев и защитников
справочниками»
Отечества, проявляющий к ним уважение.
(продолжение темы «Учимся Имеющий первоначальные представления о правах и
Кол-во часов
1
1
3
1
2
ЭОР
9-10
11-12
1314
1516
17-18
19-21
2223
2425
26-28
выбирать дополнительную
литературу»)
Наблюдение как способ
выявления проблем.
Совместное или
самостоятельное
планирование выполнения
практического задания
Выдвижение идеи (мозговой
штурм). Развитие умения
видеть проблемы.
Постановка
вопроса
(поиск
гипотезы).
Формулировка
предположения
(гипотезы)
Развитие умения выдвигать
гипотезы. Развитие умений
задавать вопросы.
Экскурсия как средство
стимулирования
исследовательской
деятельности детей
Составление аннотации к
прочитанной
книге,
картотек
Методика
проведения
самостоятельных
исследований.
Методика проведения
ответственности человека в обществе, гражданских
правах и обязанностях.
Принимающий
участие
в
жизни
класса,
общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.
и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в
быту, природе, искусстве, творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и
мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных
видах художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры
здоровья и эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью,
соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде.
Владеющий
основными
навыками
личной
и
общественной гигиены, безопасного поведения в быту,
природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учѐтом
возможностей здоровья, занятия физкультурой и
спортом.
Сознающий
и
принимающий
свою
половую
принадлежность,
соответствующие
ей
психофизические и поведенческие особенности с
учѐтом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи,
общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда,
2
2
2
2
2
3
2
2
3
29-30
31-32
33
самостоятельных
исследований. Коллективная
игра-исследование.
Индивидуальные творческие
работы на уроке по
выбранной тематике
Выставки творческих работ
– средство стимулирования
проектной деятельности
детей.
Анализ исследовательской
деятельности.
бережное
отношение
к
результатам
труда,
ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни
людей от природы, влияние людей на природу,
окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к
природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности
придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность,
любознательность и самостоятельность в познании,
интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о
природных и социальных объектах, многообразии
объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений,
систематизации
и
осмысления
опыта
в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
2
2
1
Итого 33 часа
2 класс
Тема
1
Что можно исследовать?
Формулирование темы
Целевые ориентиры результатов воспитания на
уровне
начального общего образования
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край,
Количество часов
2
ЭОР
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Как задавать вопросы? Банк
идей
Тема, предмет, объект
исследования
Цели и задачи исследования
имеющий представление о Родине — России, еѐ
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к
общности граждан России, проявляющий уважение к
своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому,
Учимся выдвигать гипотезы настоящему и будущему родного края, своей Родины
— России, Российского государства.
Организация исследования
Понимающий
значение
гражданских
символов
(государственная символика России, своего региона),
Наблюдение и
праздников, мест почитания героев и защитников
наблюдательность.
Отечества, проявляющий к ним уважение.
Наблюдение как способ
Имеющий первоначальные представления о правах и
выявления проблем
ответственности человека в обществе, гражданских
Коллекционирование
правах и обязанностях.
Экспресс-исследование:
Принимающий
участие
в
жизни
класса,
«Какие коллекции собирают общеобразовательной организации, в доступной по
люди»
возрасту социально значимой деятельности.
и эстетическую ценность литературы, родного языка,
Сообщение о своих
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
коллекциях
Эстетическое воспитание
Что такое эксперимент
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в
Сбор материала для
быту, природе, искусстве, творчестве людей.
исследования
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и
Обобщение полученных
мировой художественной культуре.
данных
Проявляющий стремление к самовыражению в разных
Как подготовить сообщение
видах художественной деятельности, искусстве.
о результатах исследования и Физическое воспитание, формирование культуры
подготовиться к защите
здоровья и эмоционального благополучия
Как подготовить сообщение Бережно относящийся к физическому здоровью,
соблюдающий основные правила здорового и
Подготовка к защите
безопасного для себя и других людей образа жизни, в
2
2
2
2
4
4
2
2
2
2
2
2
1
1
1
17
Индивидуальные
консультации. Подведение
итогов работы
том числе в информационной среде.
Владеющий
основными
навыками
личной
и
общественной гигиены, безопасного поведения в быту,
природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учѐтом
возможностей здоровья, занятия физкультурой и
спортом.
Сознающий
и
принимающий
свою
половую
принадлежность,
соответствующие
ей
психофизические и поведенческие особенности с
учѐтом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи,
общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда,
бережное
отношение
к
результатам
труда,
ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни
людей от природы, влияние людей на природу,
окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к
природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности
придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность,
любознательность и самостоятельность в познании,
интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о
1
природных и социальных объектах, многообразии
объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений,
систематизации
и
осмысления
опыта
в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
3 класс
№п/п
1
2
Тема
Проект? Проект! Научные
исследования и наша жизнь
Как выбрать тему проекта?
5
Обсуждение и выбор тем
исследования
Как выбрать друга по общему
интересу? (группы по интересам)
Какими могут быть проекты?
6
Какими могут быть проекты?
7
9
Формулирование цели, задач
исследования, гипотез
Формулирование цели, задач
исследования, гипотез
Планирование работы
10
Планирование работы
11
Знакомство с методами и
предметами исследования.
3
4
8
Целевые ориентиры результатов
воспитания на уровне
начального общего образования
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину,
свой край, имеющий представление о Родине
— России, еѐ территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему
народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим
народам.
Понимающий свою сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины — России, Российского
государства.
Понимающий
значение
гражданских
символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Отечества, проявляющий
к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о
правах и ответственности человека в обществе,
гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса,
общеобразовательной
организации,
в
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ЭОР
12
Эксперимент познания в действии
13
17
Обучение анкетированию,
социальному опросу,
интервьюированию
Обучение анкетированию,
социальному опросу,
интервьюированию
Работа в библиотеке с каталогами.
Отбор и составление списка
литературы по теме исследования
Отбор и составление списка
литературы по теме исследования
Анализ прочитанной литературы
18
Анализ прочитанной литературы
19
Исследование объектов
20
Исследование объектов
21
Основные логические операции.
22
23
Учимся оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное
Анализ и синтез.
24
Суждения, умозаключения, выводы
25
Как сделать сообщение о
результатах исследования
Как сделать сообщение о
14
15
16
26
доступной по возрасту социально значимой
деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий
духовно-нравственную
культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учѐтом национальной,
религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой
жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный,
проявляющий
сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий
неприятие
поведения,
причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их
соответствия
нравственным
нормам,
осознающий
ответственность
за
свои
поступки.
Владеющий
представлениями
о
многообразии языкового и культурного
пространства
России,
имеющий
первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую
ценность литературы, родного языка, русского
языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к
отечественной и мировой художественной
культуре.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
результатах исследования
Оформление работы
28
Оформление работы
29
Оформление работы
30
Работа в компьютерном классе.
Оформление презентации
Работа в компьютерном классе.
Оформление презентации
Работа в компьютерном классе.
Оформление презентации
Подготовка к защите
31
32
33
34
Анализ исследовательской
деятельности
Проявляющий стремление к самовыражению
в разных видах художественной деятельности,
искусстве.
Физическое воспитание, формирование
культуры здоровья и
эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому
здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других
людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и
общественной гигиены, безопасного поведения
в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с
учѐтом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую
принадлежность,
соответствующие
ей
психофизические
и
поведенческие
особенности с учѐтом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни
человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям
труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного
по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий
ценность
природы,
зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую
1
1
1
1
1
1
1
1
среду.
Проявляющий
любовь
и
бережное
отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым
существам.
Выражающий
готовность
в
своей
деятельности придерживаться экологических
норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы,
активность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, интерес и
уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий
первоначальными
представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений
природы, связи живой и неживой природы, о
науке, научном знании.
Имеющий
первоначальные
навыки
наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной
областях знания.
Итого: 17 ч
4 класс
Тема
Знания, умения и навыки,
необходимые в
исследовательской работе.
Культура мышления.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
Количество часов
начального общего образования
1
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине — России, еѐ территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности
1
граждан России, проявляющий уважение к своему и другим
ЭОР
Умение выявлять проблемы. народам.
Ассоциации и аналогии.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему родного края, своей Родины — России, Российского
государства.
Обсуждение и выбор тем
Понимающий
значение
гражданских
символов
исследования, актуализация
(государственная
символика
России,
своего
региона),
проблемы.
праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
Целеполагание, актуализация
проявляющий к ним уважение.
проблемы, выдвижение гипотез. Имеющий первоначальные представления о правах и
Предмет и объект исследования. ответственности человека в обществе, гражданских правах и
обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой
деятельности.
Работа
в
библиотеке
с Духовно-нравственное воспитание
каталогами. Отбор литературы Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи,
по теме исследования
своего народа, семейные ценности с учѐтом национальной,
Ознакомление с литературой по религиозной принадлежности.
данной проблематике, анализ Сознающий
ценность
каждой
человеческой
жизни,
материала
признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.
Наблюдение и
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
экспериментирование
оказывать помощь, выражающий неприятие поведения,
Техника экспериментирования причиняющего физический и моральный вред другим людям,
уважающий старших.
Наблюдение наблюдательность. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия
Совершенствование
техники нравственным нормам, осознающий ответственность за свои
поступки.
экспериментирования
Владеющий представлениями о многообразии языкового и
Занятие 21-22.
культурного
пространства России, имеющий первоначальные
Правильное мышление и логика
навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
Занятие 23-24.
Сознающий
нравственную
и
эстетическую
ценность
Обработка и анализ всех литературы, родного языка, русского языка, проявляющий
полученных данных
интерес к чтению.
Занятие 25-27.
Эстетическое воспитание
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Что такое парадоксы
Работа в компьютерном классе.
Оформление презентации.
Подготовка публичного
выступления. Как
подготовиться к защите.
Защита исследования перед
одноклассниками
Выступление на школьной НПК
Итоговое
занятие.
исследовательской
деятельности
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, искусстве, творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий
основные правила здорового и безопасного для себя и других
людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Анализ Владеющий основными навыками личной и общественной
гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учѐтом
возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учѐтом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное
отношение к результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от
природы, влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым
существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
Ценности научного познания
1
1
1
1
1
Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
любознательность и самостоятельность в познании, интерес и
уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных
и социальных объектах, многообразии объектов и явлений
природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном
знании.
Имеющий
первоначальные
навыки
наблюдений,
систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях знания.
Приложение 1 к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
24
25
26
Тема занятия
Что такое исследование?
Как задавать вопросы?
Как выбрать тему исследования?
Учимся выбирать дополнительную литературу(экскурсия в библиотеку)
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками»
Наблюдение как способ выявления проблем.
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического
задания
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.
Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения
(гипотезы)
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности
детей
Составление аннотации к прочитанной книге, картотек
Методика проведения самостоятельных исследований.
Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-
Дата план
Дата факт
Корректировка
28
29
30
31
32
33
исследование.
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной
деятельности детей.
Анализ исследовательской деятельности.
Приложение 2 к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№
п\п
Тема
факт
1
Что можно исследовать? Формулирование темы.
2
Что можно исследовать? Формулирование темы.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Как задавать вопросы? Банк идей.
Как задавать вопросы? Банк идей
Как задавать вопросы? Банк идей
Тема, предмет, объект исследования.
Тема, предмет, объект исследования.
Цели и задачи исследования.
Цели и задачи исследования.
Учимся выделять гипотезы.
Учимся выделять гипотезы.
12
Организация исследования.
13
Организация исследования
14
Организация исследования.
15
16
Организация исследования.
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
Наблюдение и наблюдательность.
17
18
19
Дата проведения
план
корректировка
Наблюдение как способ выявления проблем.
20
Коллекционирование.
21
Коллекционирование.
22
Экспресс-исследование: «Какие коллекции собирают люди»
23
Экспресс-исследование: «Какие коллекции собирают люди»
24
Сообщение о своих коллекциях.
25
Сообщение о своих коллекциях.
26
Что такое эксперимент.
27
Сбор материала для исследования.
28
Сбор материала для исследования.
29
Обобщение полученных данных.
30
31
32
33
Обобщение полученных данных.
Как подготовить результат исследования
Как подготовить сообщение.
Подготовка к защите.
34
Индивидуальная консультация. Подведение итогов. Защита.
Итого 34 часа
Приложение 3 к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
Тема
Дата проведения
план
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь
Как выбрать тему проекта?
Обсуждение и выбор тем исследования
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)
Какими могут быть проекты?
Какими могут быть проекты?
Формулирование цели, задач исследования, гипотез
Формулирование цели, задач исследования, гипотез
Планирование работы
Планирование работы
Знакомство с методами и предметами исследования.
Эксперимент познания в действии
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию
Работа в библиотеке с каталогами.
Отбор и составление списка литературы по теме исследования
Анализ прочитанной литературы
Анализ прочитанной литературы
Исследование объектов
Исследование объектов
Основные логические операции.
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы
Как сделать сообщение о результатах исследования
факт
Корректировка
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Как сделать сообщение о результатах исследования
Оформление работы
Оформление работы
Оформление работы
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации
Мини конференция по итогам собственных исследований
Анализ исследовательской деятельности
Всего 17 часов
Приложение 4 к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Тема занятия
Знания, умения и навыки, необходимые в
исследовательской работе.
Культура мышления.
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация
проблемы.
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение
гипотез.
Предмет и объект исследования.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по
теме исследования
Ознакомление с литературой по данной проблематике,
анализ материала
Наблюдение и экспериментирование
Техника экспериментирования
Наблюдение
наблюдательность.
техники экспериментирования
Правильное мышление и логика
Совершенствование
Обработка и анализ всех полученных данных
Что такое парадоксы
Дата план
Дата факт
Корректировка
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к
защите.
Защита исследования перед одноклассниками
Выступление на школьной НПК
Итоговое
занятие.
Анализ
исследовательской
деятельности