РП по предметному курсу Основы финансовой грамотности. Финансовая культура 8 класса на 2024-2025 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Финансовая грамотность» для 8 класса разработан с учётом возрастных особенностей обучающихся, ведь 15—16-летние подростки
обретают частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком,
стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а
также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения,
необходимые для экономически грамотного поведения.
Учащиеся 8 класса способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей,
формируемых школой. Также в данном возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во взрослую жизнь,
осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося,
формировать не только умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно
помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях
финансового характера. Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать
наиболее подходящий вариант решения материальных проблем семьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, чем в предыдущих классах, исследуются вопросы
долгосрочного планирования бюджета семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе
уделяется формированию компетенций поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников,
представленных как на электронных, так и на твёрдых носителях.
Курс рассчитан на: 34 часа в 8 классе
Место курса в образовательной системе:
• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научнопознавательному направлению;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования
детей, где она является основной (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях,
имеющих соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 8 класса посредством освоения базовых финансово-экономических понятий,
отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с
широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Структура курса «Финансовая грамотность»
Курс финансовой грамотности в 8—9 классах состоит из пяти модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий.
Каждый модуль имеет определённую логическую завершённость, целостное, законченное содержание: изучается конкретная сфера
финансовых отношений и характерный для неё ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни .Для
обобщения и закрепления усвоенного материала в конце каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме проверочной
работы, тестового контроля, презентации учебных достижений и т. д.
В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной
темы. Курс повышения финансовой грамотности построен на основе системно-деятельностного подхода. Для реализации практикоориентированных методов обучения предлагаются занятия развивающего и текущего контроля знаний. Материалы для подобных занятий
представлены в контрольных измерительных материалах (КИМ).
Номер темы/блока
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4
Модуль 5
Итого

Название темы/блока
Управление денежными средствами семьи
Способы повышения семейного благосостояния
Риски в мире денег
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Человек и государство: как они взаимодействуют

Кол-во часов
9
6
6
8
5
34

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи
Базовые понятия и знания:
• эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов
семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит,
дефицит, личный бюджет);
• знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной экономике, способов влияния государства на инфляцию,
состава денежной массы, структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов,
влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов
семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов.

Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
• осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
• осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и карьеру, а также на личные доходы;
• понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её
благосостояние и могут привести к финансовым трудностям;
• понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов
семьи и других факторов;
• осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
• пользоваться дебетовой картой;
• определять причины роста инфляции;
• рассчитывать личный и семейный доход;
• читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
• различать личные расходы и расходы семьи;
• планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
• вести учёт доходов и расходов;
• развивать критическое мышление.
Компетенции:
• устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семьи;
• использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в
наличии;
• определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
• соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
• сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком
и длительном жизненном горизонте;
• оценивать свои ежемесячные расходы;
• соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
• определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
• осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Модуль 2. Способы повышения семейного
благосостояния

Базовые понятия и знания:
• банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;
• знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного
цикла.
Личностные характеристики и установки:
• понимание принципа хранения денег на банковском счёте;
• оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;
• осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
• осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
• рассчитывать реальный банковский процент;
• рассчитывать доходность банковского вклада и других операций;
• анализировать договоры;
• отличать инвестиции от сбережений;
• сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
• искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других финансовых учреждений;
• оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;
• откладывать деньги на определённые цели;
• выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Модуль 3. Риски в мире денег
Базовые понятия и знания:
• особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды страхования и страховых продуктов, финансовые
риски, виды рисков;
• знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других
форс-мажорных событий, видов страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний,
управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно изменяется;
• осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
• понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;
• понимание причин финансовых рисков;

• осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из
рекламы, от граждан, из учреждений).
Умения:
• находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
• читать договор страхования;
• рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
• защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет.
• пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
• соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
• оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки
зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
• оценивать предлагаемые варианты страхования;
• анализировать и оценивать финансовые риски;
• развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
• реально оценивать свои финансовые возможности.
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Базовые понятия и знания:
• банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс
валюты;
• знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия у банка лицензии для осуществления банковских
операций; знание видов и типов источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства; представление о
структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой
валютный рынок влияет на валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
• понимание основных принципов устройства банковской системы;
• понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в
силу необходимости со знанием способов взаимодействия;
• осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода
карьеры;
• понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;
• понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких условиях семья может выиграть от размещения семейных
сбережений в валюте.

Умения:
• читать договор с банком;
• рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
• находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать
издержки, доход, прибыль;
• переводить одну валюту в другую;
• находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции:
• оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
• выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также угрожающие такому бизнесу типы
рисков;
• оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.
МОДУЛЬ 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия и знания:
• налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система, пенсионные фонды;
• знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые), способов уплаты налогов (лично
и предприятием), общих принципов устройства пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных накоплений.
Личностные характеристики и установки:
• представление об ответственности налогоплательщика;
• понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет;
• понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и
создавать свои варианты по программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионных фондах.
Умения:
• считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;
• просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате
налогов;
• находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах управления накоплениями в сети Интернет.
Компетенции:
• осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
• планировать расходы по уплате налогов;
• рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного
дохода после окончания трудовой карьеры.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА
Согласно ФГОС ООО, устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися программ среднего общего образования:
личностным, метапредметным и предметным
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая
грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении,понимание
финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета,
предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса,
каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать
обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой
информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и
интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по
найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания,
об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах
для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым
поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и
расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные,
простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и
обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на
основе определённой проблемы экономики семьи,экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов,
решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение,
описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в
семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности
умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая
грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность,обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная
ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения,бизнес, валюта,
валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и
последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых
расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на
простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
№
п/п

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Количество часов
Наименование разделов и тем программы
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Управление денежными средствами семьи

9

1. http://ecsocman.hse.ru –
Федеральный образовательный
портал «Экономика. Социология.
Менеджмент».
2. https://www.hse.ru/stat.html –
Статистический портал Высшей школы экономики.

2

Способы повышения семейного благосостояния

6

3. https://www.moex.com –
Московская биржа.
4. https://www.ramu.ru – портал
«Российская ассоциация маркетинговых услуг»

3

Риски в мире денег

6

4

Семья и финансовые организации: как
сотрудничать без проблем

8

4

Человек и государство: как они
взаимодействуют

5

ИТОГО

34

5. https://www.rbc.ru –
информационное агентство
«РосБизнесКонсалтинг
».
6. http://tpprf.ru – Торговопромышленная палата РФ
7. www.7budget.ru – сайт журнала
«Семейный бюджет».
8. www.cbr.ru – Центральный банк
Российской Федерации.
9. www.cefir.ru – сайт Центра
экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).
10. www.cfin.ru – сайт
«Корпоративный менеджмент».
11. www.economicus.ru –
Справочный портал по экономике.

Приложение 1 к рабочей программе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/
п

Количество
часов
Тема урока
Всего

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Дата
План

9 часов

Тема 1. Происхождение денег

2

1

Деньги: что это такое

1

2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы
вашей семьи
Тема 2. Источники денежных средств семьи

2

3

Какие бывают источники доходов

1

18.09

4

От чего зависят личные и семейные доходы

1

25.09

Тема 3. Контроль семейных расходов

2

5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1

2.10

6

Учебные мини-проекты «Контролируем
семейные расходы»

1

9.10

4.09
11.09

Факт

Тема 4. Построение семейного бюджета

2

7

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

16.10

8

Как оптимизировать семейный бюджет

1

23.10

9

Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый
1
контроль
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния

10
11

12
13
14
15

16

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов
с использованием услуг финансовых организаций
Для чего нужны финансовые организации
Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых
организаций
Тема 6. Финансовое планирование
как способ повышения финансового благосостояния
Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование
Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных
этапах
Представление проектов
Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий,
тестовый контроль
Модуль 3. Риски в мире денег
6часов

6.11
6 часов

2
1

13.11

1

20.11

2
1

27.11

1

4.12

1

11.12

1

18.12

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

3

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

25.12

17
18

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и
техногенные катастрофы
Чем поможет страхование

1

15.01

1

22.01

Тема 8. Финансовые риски

2

19

Какие бывают финансовые риски

1

29.01

20

Что такое финансовые пирамиды

1

5.02

21

Представление проектов, выполнение тренировочных заданий,
1
тестовый контроль
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем 8 часов

12.02

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

2

22

Что такое банк и чем он может быть полезен

1

19.02

23

Польза и риски банковских карт

1

26.02

Тема 10. Собственный бизнес

2

24

Что такое бизнес

1

25

Как создать своё дело

5.03
12.03

Тема 11. Валюта в современном мире

2

26

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

19.03

27

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

2.04

28

Представление проектов

1

9.04

29

Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий,
1
тестовый контроль
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
5 часов

16.04

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

2

30

Что такое налоги и зачем их платить

1

23.04

31

Какие налоги мы платим

1

30.04

32

Тема 13. Пенсионное обеспечениеи финансовое благополучие в
старости
Что такое пенсия и как сделать её достойной

33

Представление проектов

1

14.05

34

Итоговый контроль знаний

1

21.05

2
7.05

Приложение 2 к рабочей программе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебное издание: Липсиц Игорь Владимирович; Вигдорчик Елена Александровна
1. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8–9 кл. обще-обр. орг. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 кл. общеобр. орг. М.:ВИТА-ПРЕСС,
2014.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 кл. обще-обр. орг. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный
портал «Экономика. Социология. Менеджмент».
2. https://www.hse.ru/stat.html – Статистический портал Высшей школы экономики.
3. https://www.moex.com – Московская биржа.
4. https://www.ramu.ru – портал «Российская ассоциация маркетинговых услуг».
5. https://www.rbc.ru – информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
6. http://tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ.
7. www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
8. www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
9. www.cefir.ru – сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).
10. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент».
11. www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.
12. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ.
13. www.ereport.ru — сайт «Мировая экономика».
14. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы России.

15. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
16. www.government.ru – сайт Правительства РФ.
17. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».
18. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда.
19. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ.
20. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства промышленности и торговли РФ.
21. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ.
22. www.nes.ru – сайт «Российская экономическая школа».
23. www.wto.ru – Российский Центр экспертизы ВТО.
24. www.worldbank.org – сайт Всемирного банка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».