1
Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования
МАОУ Южно-Дубровинской средней общеобразовательной школы на 2024-2025
учебный год
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (далее – Федеральный закон об образовании) учебный
план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим
Федеральный закон об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся.
При
разработке
учебного
плана
учитывались
основные
требования,
зафиксированные в Федеральный законе об образовании, в Приказе Министерства
просвещения РФ от 31.05.2021 №287 «Об утверждении ФГОС основного общего
образования» (далее – ФГОС ООО) (ред.от 18.07.2022 № 568), а также нормы,
предусмотренные Санитарными правилами (Санитарные правила 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" утверждённые Постановлением от 28.09.2020 г №28
(изм.24.03.2021 №10) и нормами СанПИН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.01.2021г №2 (далее - СанПИН).
Учебный
план
–
это
компонент
организационного
раздела
основной
образовательной программы ООО, разрабатываемый образовательной организацией
самостоятельно, в соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ. Учебный план как часть ООП
состоит из пояснительной записки, отражающей все особенности организации учебного
процесса на уровне образования и сетки часов, включающей в себя обязательную часть и
часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Цели и задачи МАОУ Южно-Дубровинской СОШ:
обеспечение
обучающихся
доступным
качественным
образованием
в
объеме
утвержденного Федерального государственного образовательного стандартов;
создание образовательной среды:
для охраны и укрепления всех видов здоровья, с соблюдением психо-физической
безопасности образовательного процесса;
2
для социализации личности обучающихся;
для сохранения и поддержки индивидуальности каждого школьника;
для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой (обучение
навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и
уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование
желания учиться и навыков учиться – постоянно расширять границы своих
возможностей).
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной
организацией основной образовательной программы основного общего образования
предусматривает решение следующей задачи: воспитание и развитие обучающихся,
овладение ими основами наук, основными навыками учебной деятельности, элементами
теоретического мышления, навыками самоконтроля, культурой поведения, основами
личной гигиены и здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие
основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности
обучающихся, их способностей.
В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат
дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные
универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская
ИКТ-компетентность
обучающихся,
составляющие
психолого-педагогическую
и
инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению
систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально
значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации,
саморегуляции и рефлексии.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
1.Личностные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы
представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и
детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой
группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление
и использование исключительно неперсонифицированной информации.
3
2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий,
раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
3.Предметные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы
представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и
детализируют их.
Особенности и специфика
МАОУ Южно-Дубровинская СОШ включает в себя структурные подразделения:
Ивановская СОШ структурное подразделение МАОУ Южно-Дубровинской СОШ,
Прохоровская ООШ структурное подразделение МАОУ Южно-Дубровинской СОШ,
Капралихинская ООШ структурное подразделение МАОУ Южно-Дубровинской СОШ,
центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» структурное
подразделение МАОУ Южно-Дубровинской СОШ.
Данный
учебный
план
составлен
с
учетом
особенностей
структурных
подразделений и является единым для всех школ, входящих в состав МАОУ ЮжноДубровинской СОШ.
Реализуемые основные образовательные программы на уровне основного
общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования (срок
освоения 5 лет)
Нормативная база для разработки учебного плана:
1. Федеральный закон
от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
1.2 Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» 31 мая 2021 года № 287 (ред.от 18.07.2022 №568);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся
начального
федеральных
общего
государственных
образования
и
образовательных
основного
общего
стандартов
образования»
(Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 110 от 19.02.2024 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
4
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего
образования и
среднего общего
образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 27.12.2023
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 02.02.2024
№ 77121)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от 01.02.2024 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного и
среднего общего образования» (Зарегистрирован 29.02.2024 № 77380)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся
начального
федеральных
общего
государственных
образования
и
образовательных
основного
общего
стандартов
образования»
(Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330)
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность";
Приказ Минпросвещения России № 119 от 21.02.2024 «О внесении изменений в
приложения № 1 и № 2 к приказу Минпросвещения России от 21.09.2022 г. N 858
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
5
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников»
(Зарегистрирован
22.03.2024 № 77603)
Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. №115 «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования ( в ред. от 11.02.2022 № 69);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»;
Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 № 69822).
1.3 Инструктивно-методические письма Министерства образования и науки Российской
Федерации:
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства
образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. N 03-413 «О
методических рекомендациях по реализации элективных курсов;
«О методических рекомендациях» (вместе с "Методическими рекомендациями для
органов
исполнительной
власти
субъектов
Российской
Федерации
по
совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса "Основы
религиозных культур и светской этики" и предметной области "Основы духовнонравственной культуры народов России") от 19.01.2018 №08-96;
Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из
числа языков народов Росийской Федерации»;
1.4.
1.5.
Устав МАОУ Южно - Дубровинской средней общеобразовательной школы
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Южно-
Дубровинской средней общеобразовательной школы
Режим функционирования МАОУ Южно-Дубровинской СОШ
МАОУ Южно-Дубровинская СОШ работает по пятидневной неделе, в одну
смену. Учебный план реализуется по пятидневной учебной неделе. Начало учебных
занятий – 08.30, продолжительность уроков – 40 минут. Продолжительность учебного
6
года: с 5 -9 класс – 34 учебных недели.
Выбор учебников, используемых при реализации учебного плана
При реализации образовательных программ используются учебники из числа
входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательным программам
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность. (Приказ Минпросвещения России от
21.09.2022 № 858)
Особенности учебного плана
Учебный план основного общего образования (5-7 класс) (далее – учебный план)
сформирован
в
образовательного
соответствии
стандарта
с
требованиями
основного
общего
федерального
образования
государственного
и
федеральной
образовательной программой основного общего образования, является частью основной
образовательной программы основного общего образования МАОУ Южно-Дубровинской
СОШ.
Учебный план определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной
аттестации учащихся, а также план внеурочной деятельности.
Учебный план содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть включает в себя обязательные для изучения учебные предметы
федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования, определяет максимальный объем учебного времени, отводимого на изучение
программ общего образования, отражает содержание образования в соответствии с
современными требованиями.
Учебный план содержит следующие предметные области:
Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и информатика
Общественно-научные предметы
Естественнонаучные предметы
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Искусство;
Технология
7
Основы безопасности и защиты Родины
Физическая культура
В учебном плане обязательная нагрузка учащихся на уровне основного общего
образования не превышает предельно допустимую нагрузку 5 класс - 29 часов, 6 класс –
30 часов, 7 класс 32 часа, 8-9 класс - 33 часа в неделю и соответствует санитарноэпидемиологическим правилам и нормам, домашние задания задаются обучающимся с
учетом возможности их выполнения не более: в 5 классе – не более 2 часа, 6 классе – не
более 2,5 часов , в 7-8 классе - не более 2,5 часов, 9 класс не более 3,5 ч.
Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и
литература» должны отражать «Русский язык», «Литература». На изучение русского
языка в 5 классе отводится 5 часов в неделю; на изучение литературы –3 часа в неделю.
На изучение русского языка в 6 классе отводится 6 часов в неделю; на изучение
литературы –3 часа в неделю. На изучение русского языка в 7 классе отводится 4 часа в
неделю; на изучение литературы –2 часа в неделю. На изучение русского языка в 8 классе
отводится 3 часа в неделю; на изучение литературы –2 часа в неделю. На изучение
русского языка в 9 классе отводится 3 часа в неделю; на изучение литературы –3 часа в
неделю. Важным ресурсом в повышении эффективности учебного процесса в этой
области является
использование приемов смыслового чтения при работе с разными
типами текста. В системе используются цифровые образовательные ресурсы, в том числе
портал «Учи.ру»
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература», осуществляется по
заявлению
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и при наличии в МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и её структурных
подразделений необходимых условий. Заявлений родителей (законных представителей)
об изучении родного языка из числа языков народов РФ на 2024-2025 учебный год не
поступало.
Предметная область «Иностранные языки» представлена предметами «Иностранный
язык». Предмет «Иностранный язык» в 5-9 классе изучается как основной язык в расчете
3 часа в неделю МАОУ Южно-Дубровинская СОШ (английский язык), структурные
подразделения (немецкий язык). Изучение предмета «Второй иностранный язык»,
осуществляется по заявлению
обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и при наличии в МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и
её структурных подразделений необходимых условий. Заявлений родителей (законных
представителей) об изучении второго иностранного языка на 2024-2025 учебный год не
8
поступало.
Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и информатика».
Математика изучается в 5-6 классе в объеме по 5 часов в неделю.
В соответствии с
реализацией Концепции развития математического образования в РФ в учебном процессе
акцент делается на выбор современных методик, повышающих уровень усвоения всех
компонентов содержания учебного предмета.
Учебный предмет «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»,
«Информатика» предметной области «Математика и информатика». Алгебра изучается в
7-9 классе в объеме 3 часа в неделю. Геометрия изучается в 7-9 классе в объеме 2 часа в
неделю.Вероятность и статистика в 7-9 классе в объеме 1 час в неделю. Информатика в 79 классе в объеме 1 час в неделю.
Предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные
предметы» должны отражать «История», «Обществознание» (с 6 класса), «География».
При изучении предмета история происходит переход к линейной системе обучения в
штатном режиме с 5 по 9 класс. Предмет «История» (учебный курс «Всеобщая история»)
изучается в 5 классе в объеме 2 часа. Уроки истории проводятся с использованием ресурса
Президентской библиотеки, используются фрагменты документальных фильмов об
исторических событиях, политических деятелях. География изучается в 5 и 6 классе по 1
час в неделю каждый, в 7-9 классе 2 часа в неделю.
Предметные результаты изучения предметной области «Естественнонаучные
предметы» должны отражать «Биология», «Физика» (с 7 класса), «Химия (с 8 класса). На
изучение биологии с 5-7 класс отводится по 1 час в неделю; 8-9 класс – 2 часа в неделю;
физики в 7-8 классе отводится 2 часа в неделю, в 9 классе 3 часа в неделю; химии в 8-9
классе по 2 часа в неделю.
ОДНКНР изучается отдельным предметом в обязательной части в количестве по 1
часу в 5 и 6 классах, оценивание осуществляется по пятибалльной системе.
В ФГОС основного общего образования заложено изучение основ духовнонравственной культуры народов России в рамках предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» (ОДНКНР), которое включено в рабочие
программы по учебному предмету «Обществознание» в 7-9 классе, содержащих вопросы
духовно-нравственного воспитания.
Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» должны
отражать «Изобразительное искусство» и «Музыка». Предметы «музыка» изучаются с 5-8
класс в объеме по 1 часу в неделю; «изобразительное искусство» изучаются с 5-7 класс в
9
объеме по 1 часу в неделю.
Оценивание предметов «Музыка» и «Изобразительное
искусство» безотметочное и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должен
отражать предмет «труд (технология)», который изучается с 5 - 7 класс по 2 часа в
неделю, с 8-9 класс по 1 часу в неделю. Учебные занятия по
предмету «труд
(технология)» проводятся на базе центра «Точка роста» структурное подразделение
МАОУ Южно-Дубровинская СОШ.
Предметные результаты изучения предметной области «Основы безопасности и
защиты Родины» должен отражать предмет «Основы безопасности и защиты Родины»,
который изучается с 8-9 классе по 1 часу в неделю каждом классе.
Предметные результаты изучения предметной области «Физическая культура»
должен отражать предмет «Физическая культура». Преподавание физической культуры (2
часа в неделю) осуществляется в соответствии с содержанием комплексной программы
физического
воспитания. Содержание третьего урока физической культуры носит
оздоровительную направленность и реализуется через внеурочную деятельность. Уроки
физической культуры способствуют формированию предметных результатов и подготовке
к выполнению нормативов
испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-
спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Формирование функциональной грамотности обучающихся реализуется через
календарно-тематическое планирование педагогов в количестве
20% от общего
количества часов.
Региональная специфика учебного плана МАОУ Южно-Дубровинской СОШ
Преподавание
отдельных
вопросов
безопасности
жизнедеятельности
и
формирования принципов здорового образа жизни: в предмете «Физическая культура» - 5
класс, «Физическая культура» - 6 класс, «Физика» - 7 класс. «Химия» - 8,9 класс.
Класс
Предмет
Время
5
Физическая культура
7 часов
6
Физическая культура
7 часов
7
Физика
7 часов
8
Химия
7 часов
9
Химия
7 часов
С целью систематического обновления содержания общего образования в 2024 –
2025 учебном году реализуются «уроки на производстве», предусмотренные в предметах:
«Биология» и «География» 5-7 класс, Физика» и «Информатика» 7 класс, благодаря этому
ученики не только получат необходимые знания и навыки, но увидят их практическое
10
применение в условиях реального производства, либо виртуальной экскурсии. Это, в
свою очередь, будет способствовать росту их учебной мотивации и профессионального
самоопределения. Для более эффективного изучения предметного материала и
возможности для получения обучающимися востребованных
производстве
навыков работы
на
использовать такие формы уроков, как образовательные экскурсии на
производственных
объектах
Армизонского
района,
виртуальные
экскурсии
и
лабораторные и практические работы.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений по заявлению родителей
(законных представителей) обучающихся в 2024-2025 учебном году распределена
следующим образом:
- предметный курс «Основы финансовой грамотности.Финансовая культура» в
5-8
классах по 1 часу в неделю, предметный курс «Смысловое чтение» в 5, 7, 8 классе по 1
часу в неделю, предметный курс «Подготовка к итоговому собеседованию по русскому
языку» в 9 классе 0,5 часа в неделю (17 часов в год) в МАОУ Южно-Дубровинской СОШ
и её структурных подразделениях.
Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2024 – 2025 учебный год, V – IX
класс
Предметны
е области
Учебные
предметы
Русский
язык и
литература
Иностранны
е языки
Математика
и
информатик
а
Русский
язык
Литература
Иностранны
й язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность
и статистика
Информатик
а
История
Обществозн
ание
География
Физика
Химия
Биология
Общественн
о-научные
предметы
Естественно
научные
предметы
Количество часов
VI
VII
VIII
класс
класс
класс
Обязательная часть
V
класс
Всего
часов
IX
класс
5
3
3
170
102
102
6
3
3
204
102
102
4
2
3
136
68
102
3
2
3
102
68
102
3
3
3
102
102
102
21
13
15
714
442
510
5
0
0
0
170
0
0
0
5
0
0
0
170
0
0
0
0
3
2
1
0
102
68
34
0
3
2
1
0
102
68
34
0
3
2
1
0
102
68
34
10
9
6
3
340
306
204
102
0
2
0
68
0
2
0
68
1
2
34
68
1
2
34
68
1
2,5
34
85
3
10,5
102
204
0
1
0
0
1
0
34
0
0
34
1
1
0
0
1
34
34
0
0
34
1
2
2
0
1
34
68
68
0
34
1
2
2
2
2
34
68
68
68
68
1
2
3
2
2
34
68
102
68
68
4
8
7
4
7
136
272
238
136
238
11
Основы
духовнонравственно
й культуры
народов
России
Искусство
Технология
Основы
безопасност
и и защиты
Родины
Физическая
культура
Основы
духовнонравственно
й культуры
народов
России
Изобразител
ьное
искусство
Музыка
Труд
(технология)
Основы
безопасност
и и защиты
Родины
Физическая
культура
Итого, обязательная часть:
1
34
1
34
0
0
0
0
0
0
2
68
1
34
1
34
1
34
0
0
0
0
3
102
1
34
1
34
1
34
1
34
0
0
4
136
2
0
68
0
2
0
68
0
2
0
68
0
1
1
34
34
1
1
34
34
8
2
272
68
2
68
2
68
2
68
10
340
2
27
68
918
2
29
68
986
30
1020
31
1054
32,5
1105
149,
5
5083
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Предметный курс «Основы
1
34
1
34
1
34
1
34
3
финансовой грамотности.
Финансовая культура»
Предметный курс
1
1
34
1
34
1
«Смысловое чтение»
Предметный курс
0,5
17
0,5
«Подготовка к итоговому
собеседованию по
русскому языку»
Итого:
29 986 30 1020 32 1088 33 1122 33 1122 157
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются
102
34
17
5338
безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная
аттестация
обучающихся
5
-8
классах
в
МАОУ
Южно-
Дубровинской СОШ в 2024 – 2025 учебном году по итогам учебного года проводится в
мае по предметам и в форме, представленным в таблице, без прекращения
образовательного процесса в соответствии с Положение o формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся МАОУ Южно-Дубровинской СОШ (приказ от 02.04.2021 № 25/1-ос):
МАОУ Южно-Дубровинская СОШ и её структурные подразделения
Предметы
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
Форма проведения
Контрольная работа
5
+
6
7
8
+
+
-
Устное собеседование
Годовая отметка
Годовая отметка
Контрольная работа
-
-
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
+
-
12
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Основы духовнонравственной культуры
народов России
ИЗО
Музыка
Труд (технология)
Основы безопасности и
защита Родины
Физическая культура
Предметный курс «Основы
финансовой
грамотности.Финансовая
культура»
Предметный курс
«Смысловое чтение»
Контрольная работа
Контрольная работа
Годовая отметка
Годовая отметка
Годовая отметка
Устный экзамен
Годовая отметка
Тестовая работа
Годовая отметка
Устный экзамен
Тестовая работа
Годовая отметка
Годовая отметка
Устный экзамен
Годовая отметка
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
+
+
-
+
+
+
+
+
-
+
-
+
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
+
Защита проекта
Итоговая творческая работа
(рисунок, макет, сообщение,
аппликация, проект)
Участие в итоговом концерте
класса
Годовая отметка
Годовая отметка
Годовая отметка
Зачёт /незачёт
Зачёт /незачёт
13
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5-9 КЛАССОВ МАОУ ЮЖНО-ДУБРОВИНСКОЙ СОШ,
ИВАНОВСКОЙ СОШ СП МАОУ ЮЖНО-ДУБРОВИНСКОЙ СОШ,
ПРОХОРОВСКОЙ ООШ СП МАОУ ЮЖНО-ДУБРОВИНСКОЙ СОШ;
5 КЛАССА КАПРАЛИХИНСКОЙ ООШ СП МАОУ ЮЖНО-ДУБРОВИНСКОЙ
СОШ, НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План внеурочной деятельности МАОУ Южно-Дубровинской СОШ
обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего,
среднего общего образования:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ (в действующей редакции);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №
286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации № 569);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №
287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации № 568);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. №
732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»; Письмо Министерства
просвещения РФ от 05.09.2018 № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников
муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»;
• Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Информационно методическим письмом об
организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования»)
Основные образовательные программы начального общего, основного общего,
среднего общего образования реализуются образовательной организацией через
организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований
государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Санитарные
правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20), Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее - СанПин 1.2.3685-21).
Под внеурочной деятельностью (далее - ВД) при реализации ФГОС понимается
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования.
ВД решает следующие задачи:
14
•
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программ начального общего образования, основного общего
образования, среднего общего образования;
•
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
•
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни;
•
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
•
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность;
становление умений командной работы;
•
поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО включает
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классноурочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования. Объем внеурочной
деятельности для основного общего образования - до 1750 часов.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, в целях обеспечения индивидуальных
потребностей обучающихся, сформирован план внеурочной деятельности в 5-9- х классах.
План ВД для обучающихся основного общего образования определяет состав и
структуру направлений, формы организации, объем внеурочной с учетом интересов
обучающихся, возможностей образовательной организации и социальных запросов
родителей (законных представителей) по направлениям развития личности.
Для организации внеурочной деятельности выбрана модель с преобладанием
деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий, в реализации
которой
участвуют
учителя-предметники,
классные
руководители,
педагоги
дополнительного образования. Координационная роль принадлежит классным
руководителям, которые в соответствии с функциональными обязанностями
взаимодействуют с педагогическими работниками, осуществляющими внеурочную
деятельность:
- организуют образовательную деятельность, оптимальную для развития
образовательного и творческого потенциала обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
- организуют систему отношений через разнообразные формы воспитательной
деятельности коллектива класса, в том числе с использованием бесплатных интернетресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции спектаклей,
концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к музейным,
литературным, архивным фондам, ресурсов средств массовой информации
(образовательные и научно популярные передачи, фильмы и интервью на радио и
телевидении);
- осуществляют моделирование (отражение) реальной жизни (то есть подготовка к
решению реальных жизненных ситуаций);
- организуют социально-значимую, творческую деятельность обучающихся с
использованием дистанционных образовательных технологий.
Для реализации направлений внеурочной деятельности используется потенциал
15
социальных партнёров. Социальными партнёрами в организации ВД является Центр
дополнительного образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
МАОУ Южно-Дубровинской СОШ.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных
особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций,
национальных и традиционных особенностей региона.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО образовательная
организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной
деятельности. При проведении двух и более занятий подряд установлен перерыв
длительностью 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений. Внеурочная
деятельность осуществляется в первой и во второй половине дня, в зависимости от
сменности занятий. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети
посещают детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при школе.
Внеурочная деятельность определяет выбор форм работы, которые ориентированы
на социокультурное взаимодействие (командную работу) и самостоятельную
деятельность учащегося.
Часы внеурочной деятельности для 5-9 классов направлены на социальное,
творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое
развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя
педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации.
Направления внеурочной деятельности:
1)
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной
и экологической направленности;
2)
Формирование функциональной грамотности обучающихся;
3)
Профориентационные интересы и потребности обучающихся;
4)
Интеллектуальные и социокультурные потребностей обучающихся;
5)
Творческое и физическое развитие, помощь в самореализации, раскрытии
и развитии способностей и талантов;
6)
Социальные интересы и потребности обучающихся, направленные на
педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических
сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления,
на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной
направленности.
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном» реализуют развитие ценностного
отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре, формирование соответствующей
внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Занятия по формированию функциональной грамотности направлены на развитие
способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для
решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с
жизнью), на формирование и развитие функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на
развитие креативного мышления и глобальных компетенций через курс программы
«Функциональная грамотность: учимся для жизни».
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
16
потребностей обучающихся реализуют развитие ценностного отношения обучающихся к
труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения
уверенности в жизни, формирование готовности школьников к осознанному выбору
направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной
деятельности в рамках реализации программы «Россия - мои горизонты» в 6-9-х классах, в
5-х классах реализуется программа «Мир профессий». Содержание направлено на:
знакомство с миром профессий и способами получения профессионального
образования;
создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в
команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.);
создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов,
устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе,
способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
Уровень реализации профминимума – основной.
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся в рамках дополнительного или углубленного изучения
учебных предметов или модулей; в рамках исследовательской и проектной деятельности;
занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми
этнокультурными интересами участников образовательных отношений в рамках курса
программы по устранению предметных дефицитов реализуется через факультатив «Яисследователь».
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся
в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов способствуют на удовлетворению интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии
и развитии способностей и талантов, раскрытие творческих способностей школьников,
формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование
ценностного отношения к культуре через участия в мероприятиях спортивного клуба
«Дружба», спортивные секции, театральной студии.
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся,
на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов
ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса
мероприятий воспитательной направленности способствуют развитию важных для жизни
подрастающего человека социальных умений - заботиться о других и организовывать
свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и
нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения,
что позволяет обеспечить психологическое благополучие обучающихся в
образовательном пространстве школы, создать условия для развития ответственности за
формирование макро и микро коммуникаций, складывающихся в образовательной
организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни. Основное
содержание и объем занятий внеурочной деятельности отражены в таблице 2.
План внеурочной деятельности ООО
МАОУ Южно-Дубровинской СОШ, Прохоровской ООШ, Ивановской СОШ,
Капралихинской ООШ на 2024-2025 учебный год
План внеурочной деятельности для обучающихся основного общего образования
определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности (до 1750 часов на уровне основного общего образования в 5-9 классах) с
учетом интересов обучающихся, этнокультурных, региональных особенностей,
возможностей образовательного учреждения и социальных запросов родителей.
17
Направления
внеурочной
деятельности
Направления
развития
личности
Информационнопросветительские занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся
Гражданскопатриотичес
кое
Занятия, направленные на
удовлетворение
интересов и
потребностей,
Таблица 2.
Наименование
Количество часов в неделю
Кто
программы\формы
реализует
5
6
7
8
9
организации
класс
класс
класс
класс
класс
внеурочной
Аудит Внеауд Аудит Внеауд Аудит Внеауд Аудит Внеауд Аудит Внеауд
деятельности
орная иторна орная иторна орная иторна орная иторна орная иторна
я
я
я
я
я
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
«Разговоры о важном»\
1
1
1
1
1
Классные
тематические классные
руководите
часы
ли
Общекультурн
«Функциональная
ое,
грамотность: учимся для
интеллектуаль
жизни» объединение
ное
Социальное
Физическое
1
1
1
Программа
1
профминимума «Россия –
мои горизонты», Проект
«Билет в будущее»/
(деловые игры, квесты,
изучение
специализированных
ресурсов,
профессиональные пробы,
беседы, экскурсии)
«Мир профессий»
1
1
кружок (игры, квесты,
беседы, экскурсии)
Вариативная часть
«Дружба» спортивный
1
1
клуб
1
Спортивные секции, Дни
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Классные
руководите
ли
1
1
1
1
1
1
Классные
руководите
ли,
социальны
е партнеры
Учитель
физическо
й культуры
Классные
обучающихся в
творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и талантов
здоровья, туристический
слет, спортивные
соревнования, ГТО
Творческое
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
Интеллектуа
льное
Занятия, направленные на
удовлетворение
социальных интересов и
потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности социально
ориентированных
ученических сообществ,
детских общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления, на
организацию совместно с
обучающимися
комплекса мероприятий
Социальное
Театральная студия
«Арлекино»
(коллективные
творческие дела,
проекты социальгозначимой деятельности,
конкурсы, фестивали)
«Я-исследователь»\
факультатив
Проектноисследовательская
деятельность,
интерактивные занятия,
олимпиады, конкурсы,
соревнования
Рабочая программа
воспитания, модуль
«Ключевые
общешкольные дела»;
Деятельность детских
общественных
объединений в рамках
деятельности «РДДМ»;
Совет старшеклассников
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
руководите
ли,
Учитель
физическо
й культуры
Классные
руководите
ли, педагог
дополните
льного
образовани
я
Классные
руководите
ли
Классные
руководите
ли, педагог
дополните
льного
образовани
я,
Советник
по
воспитани
ю
воспитательной
направленности.
ИТОГО:
Итого за год
Итого за курс основной школы
5
170
4,5
153
5
170
4,5
153
5
170
4,5
5
153 170
1615
4,5
153
5
170
4,5
153