I. Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования
МАОУ Южно-Дубровинской средней общеобразовательной школы на 2024-2025
учебный год
Учебный
план
начального
общего
образования
Муниципальное
автономное
общеобразовательное учреждение Южно-Дубровинская средняя общеобразовательная
школа (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»), приведен в соответствие с федеральным учебным планом федеральной
образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом
Минпросвещения от 18.05.2023 № 372, фиксирует общий объём нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
Южно-Дубровинская
средняя
общеобразовательная школа, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего
образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального общего
образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП
2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план состоит из пояснительной записки, отражающей все особенности
организации учебного процесса на уровне образования и сетки часов, включающей в себя
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Цели и задачи МАОУ Южно-Дубровинской СОШ:
- обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской
Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и
воспитание каждого обучающегося;
- организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов
начального общего образования, отражённых в ФГОС НОО;
- создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учётом его
потребностей, возможностей и стремление к самореализации;
Достижение
поставленных
целей
при
разработке
и
реализации
ФОП
НОО
предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное
воспитание, интеллектуальное развитие, становление творческих способностей,
сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок,
приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности
и неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
достижение
планируемых
результатов
освоения
федеральной
образовательной
программы начального общего образования (далее ФОП НОО) всеми обучающимися, в
том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других,
организацию общественно полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества и проектно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной
организации.
Ожидаемые результаты:
Планируемые результаты освоения ФОП НОО соответствуют современным целям
начального общего образования, представленным во ФГОС НОО как система личностных,
метапредметных и предметных достижений обучающегося.
Личностные результаты освоения ФОП НОО достигаются в единстве учебной и
воспитательной
деятельности
традиционными
российскими
образовательной
организации
социокультурными
и
в
соответствии
с
духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые
обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становления
способности к самообразованию и саморазвитию. В результате содержания программы
начального общего образования обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных
понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают
обучающимися применять знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных
учебных ситуациях;
Предметные результаты — освоение ООП начального общего образования с учётом
специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные
предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение.
Особенности и специфика
МАОУ Южно-Дубровинская СОШ включает в себя структурные подразделения:
Ивановская СОШ структурное подразделение МАОУ Южно-Дубровинской СОШ,
Прохоровская ООШ структурное подразделение МАОУ Южно-Дубровинской СОШ,
Капралихинская ООШ структурное подразделение МАОУ Южно-Дубровинской СОШ,
центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» структурное
подразделение МАОУ Южно-Дубровинской СОШ.
Данный
учебный
план
составлен
с
учетом
особенностей
структурных
подразделений и является единым для всех школ, входящих в состав МАОУ ЮжноДубровинской СОШ.
Обучение в МАОУ Южно-Дубровинской СОШ осуществляется в очной форме, с
учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных
занятий педагогического работника с учащимися.
Реализуемые основные образовательные программы на уровне начального
общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования (срок
получения начального общего образования составляет четыре года).
Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих разработку и
реализацию учебного плана:
1. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
2. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-
20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20.
Санитарные правила...»).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован в МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 12.07.2023 № 74229).
4. Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. №115 «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования ( в ред. от 11.02.2022 № 69);
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся
начального
федеральных
общего
государственных
образования
и
образовательных
основного
общего
стандартов
образования»
(Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330)
6. Приказ
Минпросвещения
России
от
21.09.2022
№
858
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников».
7. Приказ Минпросвещения России № 119 от 21.02.2024 «О внесении изменений в
приложения № 1 и № 2 к приказу Минпросвещения России от 21.09.2022 г. N 858
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников»
(Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603)
8. Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 № 69822).
9. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из
числа языков народов Росийской Федерации»;
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.01.2018
№08-96.
«О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
"Методическими
рекомендациями для органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного
курса "Основы религиозных культур и светской этики" и предметной области
"Основы духовно-нравственной культуры народов России");
11. Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Информационнометодическим письмом о
введении федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования»).
12. Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении
информации» (вместе с «Информацией о введении федеральных основных
общеобразовательных программ»).
13. Устав МАОУ Южно-Дубровинской средней общеобразовательной школы;
14. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ
Южно-Дубровинской средней общеобразовательной школы
Режим функционирования МАОУ Южно-Дубровинской СОШ
МАОУ Южно-Дубровинская СОШ работает по пятидневной учебной неделе, в
одну смену. Учебный план реализуется по пятидневной учебной неделе. Начало учебных
занятий – 08.30, продолжительность уроков – 40 минут. Продолжительность учебного
года: для 1 классов – 33 учебные недели, для 2 – 4 классов - 34 учебные недели.
Выбор учебников, используемых при реализации учебного плана
При реализации образовательных программ используются учебники из числа входящих в
федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательным программам начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность. (Приказ Минпросвещения России от
21 сентября 2022 года № 858)
Особенности учебного плана
Учебный план начального общего образования (1 - 4 классов) (далее – учебный
план) сформирован в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
и
федеральной
образовательной программой начального общего образования, является частью основной
образовательной
программы
начального
общего
образования
МАОУ
Южно-
Дубровинской СОШ.
В учебном плане обязательная нагрузка учащихся по всем классам на уровне
начального общего образования не превышает предельно допустимую нагрузку и
соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
21
23
23
23
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5
уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание
уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности
либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем
количестве, чем в остальные дни недели.
В Капралихинской ООШ СП МАОУ Южно-Дубровинская СОШ СП МАОУ
Южно-Дубровинской СОШ образует класс-комплект из двух классов: 1 и 3 класса (1+3)
соответствует
части
4 статьи
99 Федерального закона № 273-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст.7598). В Прохоровской ООШ СП
МАОУ Южно-Дубровинская СОШ СП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ образует
класс-комплект из двух классов: 2 и 4 класса (2+4) соответствует части 4 статьи 99
Федерального закона № 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, №53, ст.7598).
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся.
Время,
отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий,
обеспечивающих различные интересы обучающихся
В
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
Южно-
Дубровинская средняя общеобразовательная школа языком обучения является русский
язык.
Учебный план содержит следующие обязательные для изучения предметные
области:
Русский язык и литературное чтение;
Иностранный язык;
Математика и информатика;
Обществознание и естествознание (Окружающий мир);
Основы религиозных культур и светской этики;
Искусство;
Труд (технология);
Физическая культура.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии: в сентябре,
октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре - по 4 урока в день
по 35 минут каждый; в январе-мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый;
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий;
предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не
менее 40 минут.
Обучение во
2-4
классах осуществляется с соблюдением следующих
требований:
продолжительность урока составляет 40 минут
оценивания знаний учащихся во 2-х классах начинается с первой четверти, по
четвертям и за год.
Русский язык в 1-4 классе изучается в объеме 5 часов в неделю. В 1 классе изучение
русского языка начинается после периода обучения грамоте.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4)
использование
в
речевой
деятельности
норм
современного
русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Литературное чтение в 1 -4 классе изучается в объеме 4 часов в неделю.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
- становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в
успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на
прослушанное или прочитанное произведение.
В МАОУ Южно-Дубровинской СОШ языком образования является русский язык, и в
соответствии с п.32.1 ФГОС НОО изучение родного языка (русского) и литературного
чтения на родном языке (русском) из числа языков народов РФ, государственных
языков республик РФ осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся. Заявлений родителей (законных
представителей) об изучении родного языка из числа языков народов РФ на 2024-2025
учебный год не поступало.
Учебный предмет «Иностранный язык» помогает сформировать у младших школьников
не только элементарные коммуникативные умения и лингвистические представления, но и
всесторонне развивать личность ребенка средствами иностранного языка. На его изучение
выделяется 2 часа в неделю со второго по четвертый класс. Во 2-4 классах изучение
иностранного языка (английский) (МАОУ Южно-Дубровинская СОШ), (Прохоровская
ООШ СП МАОУ Южно-Дубровинская СОШ); 2-4 класс иностранный язык (немецкий)
(Ивановская СОШ СП МАОУ Южно-Дубровинская СОШ, Капралихинская ООШ СП
МАОУ Южно-Дубровинская СОШ.
Предмет «Математика» в 1 -4 классе изучается в объеме 4 часов в неделю.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих
образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и
способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения
сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и практические задачи
средствами математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
формирование
функциональной
математической
грамотности
обучающегося,
которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических
отношений («часть – целое», «больше – меньше», «равно – неравно», «порядок»), смысла
арифметических
действий,
зависимостей
(работа,
движение,
продолжительность
события);
обеспечение
математического
развития
обучающегося
–
способности
к
интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи,
формирование умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные
(истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации;
становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и применению
математики, важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и
пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в
математических терминах и понятиях.
Предмет «Окружающий мир» в 1-4 классе изучается в объеме 2 часа в неделю.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих
образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нем человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании данного учебного предмета;
-
формирование
ценности
здоровья
приверженности здоровому образу жизни;
человека,
его
сохранения
и
укрепления,
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью
(наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием
приобретенных знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание
своей принадлежности к Российскому государству, определенному этносу;
- проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
- освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих
ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
- обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребенка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта
эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими
нормами поведения;
- становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения
к
людям,
уважительного
отношения
к
их
взглядам,
мнению
и
индивидуальности.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представлена
предметом «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ).
«Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется в 4 классе
как обязательный предмет в объёме 1 часа в неделю (34 часа в год). Комплексный курс
«Основы религиозных культур и светской этики» – формирует у младшего подростка
мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных
и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к нему, а также
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является
культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о
нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских
традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним.
Отметки за курс не выставляются. В 2024-2025 учебном году в МАОУ ЮжноДубровинской СОШ, Капралихинской ООШ 4 классе изучается по модулю «Основы
религиозных
культуры
народов
России»
по
заявлению
родителей
(законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся ( МАОУ Южно-Дубровинская СОГ
протокол от 26.04.2024 № 6; Капралихинская ООШ СП МАОУ Южно-Дубровинская
СОШ протокол от 25.04.2024 № 5). В Ивановской СОШ и Прохоровской ООШ 4 классе
изучается по модулю «Основы светской этики» по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся (Ивановская СОШ СП МАОУ ЮжноДубровинская СОШ протокол от 24.04.2024 № 5; Прохоровская ООШ СП МАОУ ЮжноДубровинская СОШ протокол от 25.04.2025 № 4).
Предметная область «Искусство» представлена самостоятельными предметами
«Музыка» и «Изобразительное искусство», на преподавание которых отводится по 1
часу в неделю. Оценивание предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство»
безотметочное и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Учебный предмет «Музыка» направлен на развитие эмоционально-ценностного
восприятия произведений музыкального искусства и включает в себя все виды
музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора,
исполнителя, слушателя. Данный предмет изучается по 1 часу в неделю в 1-4 классах.
Учебный предмет «Изобразительное искусство направлен на реализацию приоритетных
направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному
опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. На изучение данного
предмета отведен 1 час в неделю в 1 – 4 классах.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд
(технология)»
Основной
характерной
особенностью
учебного
предмета
«Труд
(технология)» заключаются в приобретении базовых навыков работы с разными
материалами, знакомстве с миром профессий и самоопределении. Данный учебный
предмет изучается по 1 часу в неделю в 1 - 4 классах.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом
«Физическая культура» и изучается по 2 часа в неделю с 1 по 4 класс.
Учебный
предмет
«Физическая культура»
призван
сформировать
у младших
школьников потребность в бережном отношении к своему здоровью, в творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни,
качественном овладении жизненно важными двигательными навыками и умениями. В
предмете «Физическая культура» предусматривается изучение вопросов олимпийского
образования,
продвижение
Всероссийского
комплекса
ГТО,
безопасности
жизнедеятельности, формирования принципов здорового образа жизни.
Третий час с 1-4 класс реализуется за счет посещения обучающимися школьного
спортивного клуба.
Агротехнологическое направление в Ивановской СОШ СП МАОУ Южно-Дубровинская
СОШ реализуется через организацию опытнической работы и социальных практик.
Формирование
функциональной
грамотности
обучающихся
реализуется
календарно-тематическое планирование педагогов в количестве
через
20% от общего
количества часов.
Региональная специфика учебного плана МАОУ Южно-Дубровинская СОШ,
включая СП
Преподавание отдельных тем краеведческой направленности используются в
рамках предмета: «Литературное чтение» - 1, 2, классы; экологической направленности
«Окружающий мир» - 3, 4 класс.
Класс
Предмет
Время
Краеведческое направление
1
Литературное чтение
10 часов
2
Литературное чтение
10 часов
Экологическое
3
Окружающий мир
7 часов
направление
4
7 часов
В рамках вышеперечисленных предметов обучающиеся знакомятся с историей
района, творчеством мастеров родного края, экологией и экологическими проблемами
района, особенностями экосистем Тюменской области.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Исходя из
запросов родителей и обучающихся, часть, формируемая участниками образовательных
отношений по заявлению родителей (законных представителей) отдана на предметный
курс введение в финансовую грамотность по 1 часу в неделю с 1-3 класс.
Учебный план Южно-Дубровинской СОШ на 2024 – 2025 учебный год, I – IV класс
Предметные
области
Учебные
предметы
Русский язык
и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществозна
ние и
естествознан
ие
(«окружающи
й мир»)
Основы
религиозных
культур и
светской
этики
Русский
язык
Литератур
ное чтение
Иностранн
ый язык
Математик
а
Окружаю
щий мир
Основы
религиозн
ых культур
и светской
этики
Количество часов
I класс
I I класс
III
класс
Обязательная часть
5
165
5
170
5
170
IV
класс
Всего за
4 года
обучения
5
170
675
4
132
4
136
4
136
4
136
540
0
0
2
68
2
68
2
68
204
4
132
4
136
4
136
4
136
540
2
66
2
68
2
68
2
68
270
0
0
0
0
0
0
1
34
34
Искусство
Технология
Изобразит
ельное
искусство
Музыка
Труд
(технологи
я)
Физическа
я культура
1
33
1
34
1
34
1
34
135
1
1
33
33
1
1
34
34
1
1
34
34
1
1
34
34
135
135
Физическая
2
66
2
68
2
68
2
68
270
культура
Итого:
20
660 22 748 22
748
23
782
2938
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Предметный курс
1
33
1
34
1
34
0
0
101
«Введение в финансовую
грамотность»
Итого:
21
693 23 782 23
782
23
782
3039
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются
безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная
аттестация
в
МАОУ
Южно-Дубровинской
СОШ,
включая
структурные подразделения, для обучающихся 2 - 4 классов в 2024 – 2025 учебном
году по итогам учебного года проводится в мае по предметам и в форме, представленным
в таблице, без прекращения образовательного процесса в соответствии с Положение o
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся МАОУ Южно-Дубровинской СОШ (приказ от
02.04.2021 № 25/1-ос):
Предметы
Форма проведения
2 класс
Русский язык
Контрольная работа
+
+
+
Литературное чтение
Годовая отметка
+
+
+
Иностранный язык
Годовая отметка
+
+
+
Математика
Контрольная работа
+
+
+
Окружающий мир
Контрольная работа
+
+
+
-
-
+
Изобразительное искусство
Итоговая творческая работа
(рисунок, макет, сообщение,
аппликация, проект)
+
+
+
Музыка
Участие в итоговом концерте
класса
+
+
+
Технология
Годовая отметка
+
+
+
Физическая культура
Годовая отметка
+
+
+
+
+
-
Основы религиозных культур Реферат, доклад,
и светской этики
творческая работа
Предметный курс «Введение в Зачёт /незачёт
финансовую грамотность»
3 класс
4 класс
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1-4 КЛАССОВ МАОУ ЮЖНО-ДУБРОВИНСКОЙ СОШ,
ИВАНОВСКОЙ СОШ СП МАОУ ЮЖНО-ДУБРОВИНСКОЙ СОШ,
КАПРАЛИХИНСКОЙ ООШ СП МАОУ ЮЖНО-ДУБРОВИНСКОЙ СОШ,
ПРОХОРОВСКОЙ ООШ СП МАОУ ЮЖНО-ДУБРОВИНСКОЙ СОШ
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План внеурочной деятельности МАОУ Южно-Дубровинской СОШ
обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего,
среднего общего образования:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ (в действующей редакции);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №
286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации № 569);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №
287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации № 568);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. №
732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»; Письмо Министерства
просвещения РФ от 05.09.2018 № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников
муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»;
• Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Информационно методическим письмом об
организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования»)
Основные образовательные программы начального общего, основного общего,
среднего общего образования реализуются образовательной организацией через
организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований
государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Санитарные
правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20), Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее - СанПин 1.2.3685-21).
Под внеурочной деятельностью (далее - ВД) при реализации ФГОС понимается
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования.
ВД решает следующие задачи:
•
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программ начального общего образования, основного общего
образования, среднего общего образования;
•
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
•
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни;
•
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
•
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность;
становление умений командной работы;
•
поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
•
формирование культуры поведения в информационной среде.
План ВД для обучающихся начального общего образования определяет структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности (до 1350 часов за
четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся, возможностей образовательной
организации и социальных запросов родителей и в соответствии с основной
образовательной программой начального общего образования МАОУ ЮжноДубровинской СОШ (ООП НОО). В период каникул для продолжения внеурочной
деятельности дети посещают детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
при школе.
ВД в рамках реализации ФГОС НОО включает образовательную деятельность,
осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленных на достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ряд
задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную
нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития обучающихся; учесть возрастные
и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся, запросов семьи, культурных традиций,
национальных и традиционных особенностей региона.
Содержание внеурочной деятельности реализуется через различные формы
организации занятий, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии,
кружки, конкурсы, соревнования, клубы, поисковые задания, творческие проекты,
олимпиады, детские общественные объединения. Внеурочная деятельность нацелена на
подготовку человека для жизни в мире людей.
При организации внеурочной деятельности учитываются гигиенические
требования к условиям реализации основной образовательной программы, возрастные
особенности учащихся и обеспечивается баланс между двигательно-активными и
статическими занятиями.
Занятия ВД в МАОУ Южно-Дубровинской СОШ проводятся в объеме до 10 часов
в неделю в рамках аудиторной и внеаудиторной нагрузки, а также с учетом
индивидуальной траектории внеурочной занятости обучающихся. С целью обеспечения
преемственности содержания образовательных программ начального общего и
основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности
учтены:
Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном»;
Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся;
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся;
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся;
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей,
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии
и развитии способностей и талантов, также в рамках реализации программы развития
социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»;
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся,
на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов
ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса
мероприятий воспитательной направленности.
По видам деятельности:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом
соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. Реализуется через занятия
школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных
турниров и соревнований, Дней здоровья) и план работы спортивного клуба «Дружба».
2.
Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное
изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению
проектов. Реализуется в рамках факультатива «Я-исследователь», подготовки к
предметным олимпиадам, конкурсам.
3. Коммуникативная
деятельность
направлена
на
совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества, на формирование знания о техническом прогрессе и сохранении
природы, на ориентацию в мировой художественной культуре и повседневную культуру
поведения, доброжелательное отношением к окружающим. Реализуется через
организацию цикла еженедельных интерактивных занятий «Разговоры о важном»,
коллективные творческие дела, проекты социально - значимой деятельности.
4.
Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как
система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. Реализуется через
организацию работы театральной студии «Арлекино».
5.
Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках
внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о
разнообразных
современных
информационных
средствах
и
навыки
выполнения разных видов работ на компьютере. Реализуется через программу кружка
«Знайки».
6.
Интеллектуальные
марафоны
—
система
интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и
эрудицию обучающегося, его познавательные интересы и способности к
самообразованию. Реализуется через программу клуба «Робототехника».
7.
«Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего
развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов. Реализуется через курс программы по
функциональной грамотности кружок «Читай, считай, думай».
Занятия ВД организуют учителя начальных классов, учителя - предметники,
педагоги дополнительного образования.
Реализуется интегративная модель внеурочной деятельности (на основе
сотрудничества школы и учреждений дополнительного образования). Социальными
партнёрами в организации ВД является Центр дополнительного образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ Южно-Дубровинской СОШ.
Преподаватели ведут занятия по программам, рекомендованными Министерством
образования и науки РФ, авторским программам. В подборе программ ВД соблюдается
принцип преемственности и последовательности. Все программы внеурочной
деятельности направлены на следующие результаты:
- приобретение учащимися социальных знаний;
- понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- получение школьниками опыта самостоятельного социального действия;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся;
Главным эффектом реализации программ внеурочной деятельности является
развитие личностных качеств обучающихся.
Занятия с одарёнными детьми сопровождаются организацией проектной и
исследовательской деятельности школьников.
Для занятий внеурочной деятельностью используются учебные кабинеты школы,
актовый зал, спортивные залы и спортивная площадка, библиотека, способы электронного
обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Основное
содержание и объём занятий внеурочной деятельности отражены в таблице 1.
План внеурочной деятельности НОО
МАОУ Южно-Дубровинской СОШ, Прохоровской ООШ, Ивановской СОШ,
Капралихинской ООШ на 2024-2025 учебный год
План внеурочной деятельности для обучающихся начального общего образования
определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности (до 1350 часов на уровне начального общего образования за четыре года
обучения) с учетом интересов обучающихся, этнокультурных, региональных
особенностей, возможностей образовательного учреждения и социальных запросов
родителей.
Направления внеурочной
деятельности
Информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
Занятия по формированию
функциональной грамотности
обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
Таблица 1.
Количество часов в неделю
Кто
реализует
1
2
3
4
класс
класс
класс
класс
Аудит Внеауд Аудит Внеауд Аудит Внеауд Аудит Внеауд
орная иторна орная иторна орная иторна орная иторна
я
я
я
я
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Коммуникатив «Разговоры о важном»\ цикл
1
1
1
1
Классные
ная
интерактивных занятий
руководител
деятельность
и
Виды
внеурочной
деятельности
Наименование
программы\формы
организации внеурочной
деятельности
«Учение с
увлечением!»
«Читай, считай, думай»
кружок
Художественн
оэстетическая
творческая
деятельность
«Арлекино» театральная
студия
Занятия, связанные с реализацией
Проектноособых интеллектуальных и
исследовательс
социокультурных потребностей
кая
обучающихся
деятельность
Интеллектуаль
ные марафоны
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей, обучающихся в
Спортивнооздоровительн
ая
1
1
Вариативная часть
«Я-исследователь»\
1
факультатив (подготовка к
предметным олимпиадам,
конкурсам)
«Робототехника» клуб
«Дружба» спортивный клуб
1
0,5
1
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
0,5
1
1
1
1
0,5
1
1
1
Классные
руководител
и
Педагог
дополнитель
ного
образования
Классные
руководител
и
Педагог
дополнитель
ного
образования
Учитель
физической
культуры
творческом и физическом
развитии (в том числе организация
занятий в школьных театрах,
школьных музеях, школьных
спортивных клубах)
Занятия, направленные на
удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое
сопровождение деятельности
социально ориентированных
ученических сообществ, детских
общественных объединений,
органов ученического
самоуправления, на организацию
совместно с обучающимися
комплекса мероприятий
воспитательной направленности.
деятельность
Коммуникатив
ная
деятельность
Информационн
ая культура
Спортивно-оздоровительные
акции, беседы ЗОЖ,
физкультминутки на уроках,
внеклассные занятия и
соревнования, Дни здоровья.
Рабочая программа
воспитания - модуль
«Ключевые общешкольные
дела», проект «Орлята
России», (коллективные
творческие дела, проекты
социальго-значимой
деятельности), ЮИД,
ЮНАРМИЯ, Деятельность
детских общественных
объединений в рамках
деятельности «РДДМ»
«Знайки» кружок
ИТОГО:
Итого за год
Итого за курс начальной школы
1
1
1
1
1,5
1,5
1,5
1,5
1
5
165
1
5
165
5
170
1
5
5
170 170
1350
Классные
руководител
и
1
5
170
5
170
Классные
руководител
и, Учитель
физической
культуры
Классные
руководител
и, Педагог
дополнитель
ного
образования,
Советник по
воспитанию
5
170