Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
26.10.2021
Международные исследования оказали в
последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и
в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное
образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит
очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от
качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной
программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и
как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию,
что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального
государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней
образования.
Выделены отличительные
черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых
проблем;
2) является ситуативной характеристикой
личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных,
стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный
(базовый) уровень навыков чтения и письма.
Таким образом, функциональная
грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его
деятельность с использованием печатного слова в быту.
Мониторинг
формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с
выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой
внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и
обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и
диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария
международного исследования PISA. При этом используются все отечественные
инновационные разработки в данной области.
Разрабатываемая система заданий и
диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и
методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые
результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», –
функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок,
мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических
материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9
классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности:
математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности,
глобальным компетенциям, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические
блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности
(также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание
реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд
вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить
задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное
выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики
погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а
также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
В настоящее время
разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и
оценки функциональной грамотности обучающихся:
1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить
доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя.
Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
2. Общероссийская оценка по модели PISA.
Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы
«Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной
грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Примеры открытых заданий PISA по
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и
заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
5. Банк заданий для формирования и
оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы).
ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии
образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
6. Демонстрационные материалы для оценки
функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
7. Вебинары для учителей-предметников по
функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
8. Вебинары Академии
«Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности
обучающихся:
Финансовая грамотность
Банк заданий по
функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
·
Электронный
банк заданий по финансовой грамотности
·
Электронный банк заданий по читательской
грамотности
·
Электронный
банк заданий по математической грамотности
·
Электронный
банк заданий по естественнонаучной грамотности
·
Электронный
банк заданий по глобальным компетенциям
·
Электронный банк заданий по креативному
мышлению
·
Примеры заданий по математической
грамотности
·
Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Рекомендуемые
электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности):
- ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- Издательство «Просвещение»
- Московский центр качества
образования
- Марафон
по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
Нормативно-правовые документы федерального уровня
26.10.2021
Приказ Министерства Просвещения РФ от
06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества
общего образования в ОО.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от
17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспеченииработы по повышению
функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от
22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке
функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения
РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по
оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)