РП финансовая грамотность 2-4 класс 2023-24

-F
-(
F

E

t=*

F't-

*H,E
6.E E

.=o9
a'= o
EXi H
r)
=
,EEd

Fgr

vF.l

X's
=
VV'T F
Fr >!2

:6la

t-i=O
*r!'i
F{=
=

r.l ;X E
E6>

! ET
E9=
-Fi[
AEcE

X

FgF
!-9s:

v)-x

A. Y
--it
EIFF

-6e


l<-

ld
IH

l6
tq
l\o
t>,
IH
try
ll

tv

IH

.

lo

ll
Io
tl

ll oo

il>
ilI

ll H
ild
ilta
Ip

il6

[;

ll O.
I()
ll r,.\

ilF,

-o
H

x!l
^H
^1

-U

F

F
i'+{

N

:i

{
O

I

,

ca

N
N
I

I
I

I

I

I

\l

I

sX qrl
\l

.l

\l
I

.o'

Ii

"l

\l
\l\l qAl

I

I

n\\l
\\l
\-/

I

I

I

ql

(\l

oxl^1

^Oc'5

H

o

H{H

Cg

-\i

H s
tr
E ol z

\J

Ib

=

3 qfrE
Ht-

O H

AHII:

.u:l

j(\...

2
\
FF

rA

AI
Al
El
El
tl

9q
FS

--

##
O-)N
HE
o;lo
J

Hg
oFq
N.t slHl
2e
il
€o
A

El

Fl
bl

?l

gl

EI

cl

8* =l
=l
$F
lil
Fl
ql
sx
tr.
E
HHE

g

RHS
H HH8

gRI

s

H
?E
f

€
pi

g'g'EE E

EHE.E.3

!Es4>Oh4

.l
g

c)
F

T

E
E
x

T
;

ci

e

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предметного курса «Введение в финансовую грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы по курсу «Введение в финансовую
грамотность», авт. О.Н. Исупова, А. А. Козлова, Е.С. Королькова, издательство «Банк России», Москва, 2019 год.
Курс «Финансовая грамотность» для 1-3 классов является пропедевтическим. При составлении программы учитывались особенности
младшего школьного возраста.
Место предметного курса «Введение в финансовую грамотность», 1-3 классы, 1 класс – 33 часа, 1 час в неделю; 2 класс
- 34 часа, 1 час в неделю;
3 класс - 34 часа.
Цель программы:
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в областиэкономики семьи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА
При отборе содержания, учитывался личный социальный опыт учащихся и их интересы. Учебно-методический комплекс (УМК) по данному
курсу, в состав которого входят учебное пособие, практикум и комплект рабочих тетрадей, ориентирован на изучение вопросов финансовой
грамотности в рамках основной образовательной программы начальной школы по предметам «Окружающий мир», «Математика»,
«Технология».
Они строятся на разнообразных жизненных ситуациях, связанных с миром финансов . Ситуации ориентируют учащихся на осмысление
предложенных моделей поведения участников описываемых процессов и событий, выражение собственного мнения относительно их действий,
приведение аргументов и контраргументов . Некоторые из ситуаций не имеют однозначного решения и побуждают выстраивать варианты
возможных и целесообразных способов действия

Весь учебный материал сгруппирован в 5 модулей. Модули определены сообразно различным сферам финансовых отношений в обществе. В
содержание каждого модуля вошли доступные возрасту младших школьников аспекты финансовой грамотности, отражаемые в темах
отдельных занятий.
Темы занятий от первого до третьего класса выстроены в определённой содержательной преемственности . Каждая тема занятия
представлена во всех элементах учебно-методического комплекса: в пособии, практикуме, рабочей тетради .
Содержание заданий даёт возможность применить их как для индивидуальной деятельности, так и для групповой работы учащихся. Место и
форма работы с тем или иным заданием определяются учителем в зависимости от уровня подготовленности учащихся, их личного учебного
опыта, а также целей и задач урока .
Каждый модуль в УМК имеет свою цветовую маркировку, в соответствии с которой та или иная тема занятия в пособии, практикуме и рабочей
тетради даётся определённым цветом.
Модули по финансовой грамотности
№ п\п

Модуль

1.

Зачем нужны деньги и как Зачем нужны деньги . Как появились деньги . Деньги в разных странах
они появились
Доходы и расходы семьи
Семейный бюджет . Планирование семейного бюджета . Доходы и
расходы семьи . Заработная плата родителей
Учимся копить и тратить Личные денежные средства. Товары и покупки. Финансовые цели и
планы
Осторожно! Финансово
Опасности финансового рынка (финансовый обман)
опасно!
Своё дело
Основы предпринимательства в игровой форме

2.
3.
4.
5.

№
1
2
3

Содержание модуля (аспекты финансовой грамотности)

Наименование раздела (модуля)
Зачем нужны деньги и как они появились
Доходы и расходы семьи
Учимся копить и тратить

Всего

2 класс
11
18
14

Цветовая
маркировка
фиолетовый
синий
зелёный
красный
жёлтый

3 класс
6
9
7

5
9
7

4
5

Осторожно! Финансово опасно!
Своё дело

15
14

7
5
34

8
5
34

2 класс
№

Раздел (модуль)
Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились

Формы организации

Виды деятельности

1

Зачем нужны деньги .

круглый стол

досуговое общение

2

Как разумно делать покупки

диспут

проблемно-ценностное
общение

3

Купюры и монеты

путешествие

4

Картинки для плаката

Социальные проекты на
основе художественной
деятельности

проблемно –ценностное
общение
Художественное творчество

5
6

Разумные действия
Список покупок

беседа
ролевая игра

познавательная
игровая

игровая

Модуль 2. Доходы и расходы семьи
1

Семейный бюджет .

деловая игра

2
3

Из чего состоят доходы семьи
Как я могу помочь семье

беседа
познавательная
социально-моделирующаяигра игровая

4

Полезное увлечение

беседа

5

Зачем планировать расходы

беседа

проблемно –ценностное
общение
проблемно –ценностное
общение

6

Лакомство для Мишки

социально-моделирующаяигра игровая

7

Расходы семьи. Задачи.

беседа

8

Расходы семьи. Составление плаката.

9

Пословицы о труде

детские исследовательские
проекты
Социальные проекты на
основе художественной
деятельности

проблемно –ценностное
общение
познавательная
Художественное творчество

Модуль 3. Учимся копить и тратить
1
2
3

Личные денежные средства.
Как распоряжаться личными денежными средствами
Сдача

беседа
познавательная
беседа
познавательная
социально-моделирующаяигра игровая

4

Подарок на день рождения

путешествие

5

Полезный плакат

Социальные проекты на
основе художественной
деятельности

6

Покупки

познавательная

7

Траты после покупки

детские исследовательские
проекты
беседа

познавательная
познавательная

проблемно –ценностное
общение
Художественное творчество

проблемно –ценностное
общение

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!
1
2

Кто такие мошенники
Поговорки. Жертвы обмана.

3
4

Советы одноклассникам
Где можно встретить мошенников

беседа
детские исследовательские
проекты
беседа
путешествие

5

Опасности финансового рынка (финансовый обман)

профориентационная беседа

познавательная
проблемно –ценностное
общение
познавательная

6

«Жизненная математика»

социально-моделирующаяигра игровая

7

Поход на рынок

экскурсия

социальная

Модуль 5. Своё дело
1

Сколько надо заплатить

беседа

познавательная

2
3

Легко ли вести свое дело
Мишка - бизнесмен

тематический диспут

социальная

4

Загадочная надпись

Социальные проекты на
основе художественной
деятельности

Художественное творчество

5

Итоговое занятие «Загадочный кроссворд»

викторина

тематическая игровая

3 класс
№

Раздел (модуль)
Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились

Формы организации

Виды деятельности

1
2
3

Для чего нужны деньги .
Рубли и копейки .
Загадки

тематический диспут
беседа
соревнования

социальная
познавательная
игровая

4

Поговорки

Социальные проекты на
основе художественной
деятельности

Художественное творчество

5

Деньги в разных странах

путешествие

проблемно –ценностное
общение
познавательная
опыт социального действия
проблемно –ценностное
общение
социальная

Модуль 2. Доходы и расходы семьи
1
2
3

Доходы и расходы семьи.
Список расходов
Составление бюджета на месяц

беседа
экскурсия
беседа

4

Хватит ли денег

тематический диспут

5

В гостях у сказки

викторина

познавательная

6

Доходы и расходы семьи .

социально- моделирующая
игра

социальная

7

Цель и ваши средства. Что делать?

познавательная

8

Покупки семьи

детские исследовательские
проекты
ролевая игра

9

Стихи - загадки

соревнования

игровая

проблемно –ценностное
общение
социальная

игровая

Модуль 3. Учимся копить и тратить
1

Покупки на рынке. Овощи

экскурсия

2

Ваша сдача

социально- моделирующая
игра

3

Памятка покупателю

Художественное творчество

4

Товары и покупки.

Социальные проекты на
основе художественной
беседа

5
6

Финансовые цели и планы
Задачи «Если нужно взвешивать»

беседа
беседа

7

Кроссворд «Если нужно взвешивать»

викторина

познавательная
проблемно –ценностное
общение
познавательная

проблемно –ценностное
общение

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!
1

Деньги настоящие и ненастоящие

путешествие

2

Сувенирные деньги

Социальные проекты на
основе художественной
деятельности

3

Когда рискуешь деньгами

тематический диспут

проблемно –ценностное
общение
Художественное творчество

социальная

4

Рискованные действия

социально- моделирующая
игра

социальная

5

Трудное решение

беседа

6

Кто потеряет деньги

беседа

проблемно –ценностное
общение
нравственная

7

Плакат - предупреждение

выставка

игровая

8

Когда берешь в долг

круглый стол

досуговое общение

Модуль 5. Своё дело
1

Легко ли вести свое дело

поисковые исследования

проектная

2
3

Подсчитаем убытки
Помогите Пекарю. Конкуренция.

беседа
соревнования

познавательная
игровая

4

Рекламный плакат. Слоган.

путешествие

5

Поиграем в дизайнера

Социальные проекты на
основе художественной
деятельности

проблемно –ценностное
общение
Художественное творчество

2 класс
МОДУЛЬ 1. Зачем нужны деньги и как они появились (6 ч.)
Зачем нужны деньги . Как разумно делать покупки . Купюры и монеты. Картинки для плаката. Разумные действия. Список покупок
МОДУЛЬ 2. Доходы и расходы семьи (9 ч.)
Семейный бюджет. Из чего состоят доходы семьи. Как я могу помочь семье. Полезное увлечение. Зачем планировать расходы. Лакомство
для Мишки. Расходы семьи. Задачи. Расходы семьи. Составление плаката. Пословицы о труде.
МОДУЛЬ 3. Учимся копить и тратить (7 ч.)
Личные денежные средства. Как распоряжаться карманными деньгами. Сдача . Подарок на день рождения. Полезный плакат.
Покупки. Траты после покупки
МОДУЛЬ 4. Осторожно! Финансово опасно! (7 ч.)
Кто такие мошенники. Поговорки. Жертвы обмана. Где можно встретить мошенников. Опасности финансового рынка (финансовый обман).

«Жизненная математика». Поход на рынок
МОДУЛЬ 5. Своё дело (5 ч.)
Сколько надо заплатить. Легко ли вести свое дело. Мишка – бизнесмен. Загадочная надпись. Итоговое занятие «Загадочный кроссворд»
3 класс (34 ч.)
МОДУЛЬ 1. Зачем нужны деньги и как они появились (5 ч.)
Для чего нужны деньги . Рубли и копейки . Загадки. Поговорки. Деньги в разных странах.
МОДУЛЬ 2. Доходы и расходы семьи (9 ч.)
Доходы и расходы семьи. Список расходов. Составление бюджета на месяц. Хватит ли денег. В гостях у сказки. Доходы и расходы семьи.
Цель и ваши средства. Что делать? Покупки семьи. Стихи – загадки.
МОДУЛЬ 3. Учимся копить и тратить (7 ч.)
Покупки на рынке. Овощи. Ваша сдача. Памятка покупателю. Товары и покупки. Финансовые цели и планы. Задачи «Если нужно
взвешивать». Кроссворд «Если нужно взвешивать»
МОДУЛЬ 4. Осторожно! Финансово опасно! (8 ч.)
Деньги настоящие и ненастоящие . Сувенирные деньги. Когда рискуешь деньгами. Рискованные действия. Трудное решение. Кто потеряет
деньги. Плакат – предупреждение. Когда берешь в долг.
МОДУЛЬ 5. Своё дело (5 ч.)
Легко ли вести свое дело. Подсчитаем убытки. Помогите Пекарю. Конкуренция. Рекламный плакат. Слоган. Поиграем в дизайнера
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА
Личностные результаты
У младшего школьника будут сформированы:
• осознание себя как члена семьи, готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй иобществом;
• учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовыхзадач;
• самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
• ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей вобласти финансов;
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительныенужды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.Младший
школьник получит возможность для формирования:
• понимания необходимости освоения финансовой грамотности семейного бюджета и основные принципы егосоставления;
• понимания обязательных и желательных расходов;
• основ грамотного поведения покупателя;
• понимания мошенничества и основных способах защиты от него.
Метапредметные результаты

Познавательные:
Младший школьник научится:
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в областифинансов;
• использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также
оценки их количественных и пространственных отношений;
• примененять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач .
владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
• осозновать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.Младший
школьник получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретныхусловий.
Регулятивные:
Младший школьник научится:
• определять личные цели развития финансовой грамотности;
• ставить финансовые цели;
• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарныхвопросов в области
экономики семьи;
• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей,родителей.
Младший школьник получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследованияили проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
Младший школьник научится:

• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта иминиисследования, в учебной игре;
• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.Младший
школьник получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей ирешений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты
Младший школьник научится:
 понимать и правильно использовать экономические термины;
 представлять роль денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения;
 проводить элементарные финансовые расчёты. Младший
школьник получит возможность научиться:
• понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);
• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;

•
осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малыхгруппах:
выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый
продукт (расчёты, бюджет);
• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица);
• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с
помощью таблиц;

• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведенииучебных

исследований, делать выводы.
Занятия, направленные на изучение финансовой грамотности, ориентированы на перенос полученных знаний на самостоятельные
мотивированные действия обучающихся начальной школы, выражающиеся в финансово грамотныхмоделях поведения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА
ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА, И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
№

Всего
часов
Наименование разделов,

Количество часов
Контрольная
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Практическ
ие работы

34
6

1.

блоков, тем.
2класс
Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они
появились
Зачем нужны деньги .

1

http://zanimatika.narod.ru/

2.

Как разумно делать покупки

1

http://zanimatika.narod.ru/

3.

Купюры и монеты

1

http://zanimatika.narod.ru/

4.

Картинки для плаката

1

http://zanimatika.narod.ru/

5.

Разумные действия

1

http://zanimatika.narod.ru/

6.

Список покупок
Модуль 2. Доходы и расходы семьи

1
9

http://zanimatika.narod.ru/

1.

Семейный бюджет .

1

http://zanimatika.narod.ru/

1.

2.

Из чего состоят доходы семьи

1

http://zanimatika.narod.ru/

3.

Как я могу помочь семье

1

http://zanimatika.narod.ru/

4.

Полезное увлечение

1

http://zanimatika.narod.ru/

5.

Зачем планировать расходы

1

http://zanimatika.narod.ru/

6.

Лакомство для Мишки

1

http://zanimatika.narod.ru/

7.

Расходы семьи. Задачи.

1

http://zanimatika.narod.ru/

8.

Расходы семьи. Составление плаката.

1

http://zanimatika.narod.ru/

9.

Пословицы о труде

1

http://zanimatika.narod.ru/

Модуль 3. Учимся копить и тратить

7

1.

Личные денежные средства.

1

http://zanimatika.narod.ru/

2.

1

http://zanimatika.narod.ru/

3.

Как распоряжаться личными денежными
средствами
Сдача

1

http://zanimatika.narod.ru/

4.

Подарок на день рождения

1

http://zanimatika.narod.ru/

5.

Полезный плакат

1

http://zanimatika.narod.ru/

6.

Покупки

1

http://zanimatika.narod.ru/

7.

Траты после покупки

1

http://zanimatika.narod.ru/

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!

7

Кто такие мошенники

1

http://zanimatika.narod.ru/

2.

Поговорки. Жертвы обмана.

1

http://zanimatika.narod.ru/

3.

Советы одноклассникам

1

http://zanimatika.narod.ru/

4.

Где можно встретить мошенников

1

http://zanimatika.narod.ru/

5.

1

http://zanimatika.narod.ru/

6.

Опасности финансового рынка (финансовый
обман)
«Жизненная математика»

1

http://zanimatika.narod.ru/

7.

Поход на рынок

1

http://zanimatika.narod.ru/

Модуль 5. Своё дело

5

http://zanimatika.narod.ru/

1.

Сколько надо заплатить

1

http://zanimatika.narod.ru/

2.

Легко ли вести свое дело

1

http://zanimatika.narod.ru/

3.

Мишка - бизнесмен

1

http://zanimatika.narod.ru/

4.

Загадочная надпись

1

http://zanimatika.narod.ru/

5.

Итоговое занятие «Загадочный кроссворд»

1

http://zanimatika.narod.ru/

3 класс

34
5

1.

Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они
появились
Для чего нужны деньги .

1

http://открытыйурок.рф/

2.

Рубли и копейки .

1

http://открытыйурок.рф/

3.

Загадки

1

http://открытыйурок.рф/

4.

Поговорки

1

http://открытыйурок.рф/

Деньги в разных странах

1

http://открытыйурок.рф/

Модуль 2. Доходы и расходы семьи

9

http://открытыйурок.рф/

1.

Доходы и расходы семьи.

1

http://открытыйурок.рф/

2.

Список расходов

1

http://открытыйурок.рф/

3.

Составление бюджета на месяц

1

http://открытыйурок.рф/

4.

Хватит ли денег

1

http://открытыйурок.рф/

5.

В гостях у сказки

1

http://открытыйурок.рф/

6.

Доходы и расходы семьи .

1

http://открытыйурок.рф/

7.

Цель и ваши средства. Что делать?

1

http://открытыйурок.рф/

8.

Покупки семьи

1

http://открытыйурок.рф/

9.

Стихи - загадки

1

http://открытыйурок.рф/

Модуль 3. Учимся копить и тратить

7

http://открытыйурок.рф/

1.

Покупки на рынке. Овощи

1

http://открытыйурок.рф/

2.

Ваша сдача

1

http://открытыйурок.рф/

3.

Памятка покупателю

1

http://открытыйурок.рф/

4.

Товары и покупки.

1

http://открытыйурок.рф/

5.

Финансовые цели и планы

1

http://открытыйурок.рф/

6.

Задачи «Если нужно взвешивать»

1

http://открытыйурок.рф/

5.

Кроссворд «Если нужно взвешивать»

1

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!

8

1.

Деньги настоящие и ненастоящие

1

http://открытыйурок.рф/

2.

Сувенирные деньги

1

http://открытыйурок.рф/

3.

Когда рискуешь деньгами

1

http://открытыйурок.рф/

4.

Рискованные действия

1

http://открытыйурок.рф/

5.

Трудное решение

1

http://открытыйурок.рф/

6.

Кто потеряет деньги

1

http://открытыйурок.рф/

7.

Плакат - предупреждение

1

http://открытыйурок.рф/

8.

Когда берешь в долг

1

http://открытыйурок.рф/

Модуль 5. Своё дело

5

http://открытыйурок.рф/

1.

Легко ли вести свое дело

1

http://открытыйурок.рф/

3.

Подсчитаем убытки

1

http://открытыйурок.рф/

4.

Помогите Пекарю. Конкуренция.

1

http://открытыйурок.рф/

5.

Рекламный плакат. Слоган.

1

http://открытыйурок.рф/

6

Поиграем в дизайнера

1

http://открытыйурок.рф/

7.

http://открытыйурок.рф/

Приложение 1 к рабочей программе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Всего
часов
Наименование разделов,

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

блоков, тем.
Зачем нужны деньги .
Как разумно делать покупки
Купюры и монеты
Картинки для плаката
Разумные действия
Список покупок
Семейный бюджет .
Из чего состоят доходы семьи
Как я могу помочь семье
Полезное увлечение
Зачем планировать расходы
Лакомство для Мишки
Расходы семьи. Задачи.
Расходы семьи. Составление
плаката.
Пословицы о труде
Личные денежные средства.
Как распоряжаться личными
денежными средствами
Сдача
Подарок на день рождения
Полезный плакат
Покупки
Траты после покупки

Количество часов
Контрольна
я работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Дата
План

Практически
е работы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/

04.09
11.09
18.09
25.09
2.10
9.10
16.10
23.10
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12

1
1
1

http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/

25.12
15.01
22.01

1
1
1
1
1

http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/

29.01
05.02
12.02
19.02
26.02

Факт

23

Кто такие мошенники

1

http://zanimatika.narod.ru/

04.03

24

Поговорки. Жертвы обмана.

1

http://zanimatika.narod.ru/

11.03

25

Советы одноклассникам

1

http://zanimatika.narod.ru/

18.03

26
27

Где можно встретить мошенников
Опасности финансового рынка
(финансовый обман)
«Жизненная математика»
Поход на рынок
Сколько надо заплатить
Легко ли вести свое дело
Мишка - бизнесмен
Загадочная надпись
Итоговое занятие «Загадочный
кроссворд»

1
1

http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/

01.04
01.04

1
1
1
1
1
1
1

http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/
http://zanimatika.narod.ru/

08.04
15.04
22.04
29.04
06.05
13.05
20.05

28
29
30
31
32
33
34

3класс
Всего
часов
Наименование разделов,

Контрольна
я работы

блоков, тем.

1
2
3
4
5
6
7

Для чего нужны деньги .
Рубли и копейки .
Загадки
Поговорки
Деньги в разных странах
Доходы и расходы семьи.
Список расходов

Количество часов

1
1
1
1
1
1
1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Практически
е работы

Дата
План

http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/

04.09
11.09
18.09
25.09
2.10
9.10
16.10

Факт

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/

23.10
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02

22
23

Составление бюджета на месяц
Хватит ли денег
В гостях у сказки
Доходы и расходы семьи .
Цель и ваши средства. Что делать?
Покупки семьи
Стихи - загадки
Покупки на рынке. Овощи
Ваша сдача
Памятка покупателю
Товары и покупки.
Финансовые цели и планы
Задачи «Если нужно взвешивать»
Кроссворд «Если нужно
взвешивать»
Деньги настоящие и ненастоящие
Сувенирные деньги

1
1

http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/

26.02
04.03

24

Когда рискуешь деньгами

1

http://открытыйурок.рф/

11.03

25

Рискованные действия

1

http://открытыйурок.рф/

18.03

26
27
28

Трудное решение
Кто потеряет деньги
Плакат - предупреждение

1
1
1

http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/

01.04
01.04
08.04

29
30
31
32
33
34

Когда берешь в долг
Легко ли вести свое дело
Подсчитаем убытки
Помогите Пекарю. Конкуренция.
Рекламный плакат. Слоган.
Поиграем в дизайнера

1
1
1
1
1
1

http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/
http://открытыйурок.рф/

15.04
22.04
29.04
06.05
13.05
20.05

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Приложение 3 к рабочей программе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов / Составители: Н.П.Моторо,
Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва,2019. – 58 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. Методические рекомендации по разрабртке и реализации
программы курса в общеобразовательных организациях. М.: Банк России
2 В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016;
3 А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010;
4 А.В. Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010;
5 Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», М. Интеллект-центр,
2010;
6 Н.Н. Думная, М.Б. Медведева, О.А. Рябова «Выбирая свой банк:
учебное пособие», М. Интеллект-центр,
2010;
7 Н.Н. Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю. Лайков «Зачем нам нужны страховые компании страховые услуги?», М.Интеллектцентр, 2010;
8 Сборник демонстрационных материалов на основе примерной парциальной образовательной программы
«Экономическое воспитание: формирование предпосылок финансовой грамотности». Банк России. МинистерствоПросвещения
РФ, 2019-10-14
9 «Введение в финансовую грамотность». Рабочая тетрадь для начальной школы (1-3 классы) автю:О.Н. Исупова,
А.А.Козлова, М.А. Лангер, Банк России, 2019 г.
10. Методические рекомендации к сборнику математических задач
«Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов /


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».