Планируемые результаты освоения учебного предмета «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» 3 класс В результате изучения иностранного языка при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка не только заложит основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и будет способствовать более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа. Начальное общее иноязычное образование позволит сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками, в том числе с использованием средств телекоммуникации. Совместное изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность. Процесс овладения иностранным языком на уровне начального общего образования внесет свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступными образцами зарубежного фольклора, выражение своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх будут способствовать становлению обучающихся как членов гражданского общества. В результате изучения иностранного языка на уровне начального общего образования у обучающихся: сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т. е. способность и готовность общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учетом речевых возможностей и потребностей младшего школьника; расширится лингвистический кругозор; будет получено общее представление о строе изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного языка; будут заложены основы коммуникативной культуры, т. е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами; сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Иностранный язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на следующем уровне образования. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по-иностранному языку о т р а ж а ю т : 1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; 2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; 3) формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Выпускник научится: Коммуникативные умения Говорение участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах; составлять небольшое описание предмета, картинки, пер сонажа; рассказывать о себе, своей семье, друге. Аудирование понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное; воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале. Чтение соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом; читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале; читать про себя и находить в тексте необходимую информацию Письмо выписывать из текста слова, словосочетания и предложения; писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днём рождения (с опорой на образец); писать по образцу краткое письмо зарубежному другу Выпускник получит возможность научиться: воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора; составлять краткую характеристику персонажа; кратко излагать содержание прочитанного текста воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова догадываться о значении незнакомых слов по контексту; не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста. в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту; составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам; заполнять простую анкету; правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения). Языковые средства и навыки оперирования ими Графика, каллиграфия, орфография воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов); пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нём; списывать текст; восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей; отличать буквы от знаков транскрипции. Фонетическая сторона речи различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе; различать коммуникативные типы предложений по интонации; корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей. Лексическая сторона речи узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на уровне начального образования; оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей; восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей Грамматическая сторона речи распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений; распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные с определённым/неопределённым/нулевым артиклем; существительные в единственном и множественном числе; глаголсвязку to be; глаголы в Present, Past, Future Simple; модальные глаголы can, may, must; личные, притяжательные и указательные местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени; количественные (до 100) и порядковые (до 30) числительные; наиболее употребительные предлоги для выражения временны́х и пространственных отношений. сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию; группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения; уточнять написание слова по словарю; использовать экранный перевод отдельных слов (с русского языка на иностранный и обратно). распознавать связующее r в речи и уметь его использовать; соблюдать интонацию перечисления; соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах); читать изучаемые слова по транскрипции узнавать простые словообразовательные элементы; опираться на языковую догадку в процессе чтения аудирования (интернациональные и сложные слова). и – узнавать сложносочинённые предложения с союзами und и aber; – использовать в речи безличные предложения (Es ist kalt. Es ist 5 Uhr. Es ist interessant.), предложения с конструкцией es ist/es gibt; – оперировать в речи неопределёнными местоимениями manche, einige (некоторые случаи употребления: Kann ich etwas Tee? Gibt es keine Milch in den Kühlschrank? — Nein, es gibt keine); – оперировать в речи наречиями времени (gestern, morgen, niemals, normalerweise, oft, manchmal); наречиями степени (viel, wenig, sehr); – распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы). Содержание учебного предмета «Немецкий язык» 3 класс Предметное содержание речи Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажем детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета). Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Подарки. Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы. Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать. Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках. Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на немецком языке (рифмовки, стихи, песни, сказки). Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине). Коммуникативные умения по видам речевой деятельности: В русле говорения 1. Диалогическая форма Уметь вести: • этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения; • диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него); • диалог-побуждение к действию. 2. Монологическая форма Уметь пользоваться: • основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей). В русле аудирования Воспринимать на слух и понимать: • речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке; • небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале. В русле чтения Читать: • вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.). В русле письма Владеть: • техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией); основами письменной речи: писать с опорой на образец поздравление с праздником, короткое личное письмо. Языковые средства и навыки оперирования ими • Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы немецкого алфавита. Звуко-буквенные соответствия. Основные буквосочетания. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь. • Фонетическая сторона речи. Все звуки немецкого языка. Нормы произношения звуков немецкого языка (долгота и краткость гласных, оглушение звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными). Дифтонги. Ударение в изолированном слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложения на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений. Интонация перечисления. • Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объёме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру немецкоговорящих стран. Интернациональные слова (das Kino, die Fabrik). Начальные представления о способах словообразования: суффиксация (-er, -in, -eben, -lein, -tion, -ist); словосложение (das Lehrbuch); конверсия (das Lesen, die Kälte). • Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное. Вопросительное предложение с вопросительным словом и без него. Вопросительные слова wer, was, wie, warum, WO, wohin, wann. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (Wir lesen gern.), составным именным сказуемым (Meine Familie ist groß.) и составным глагольным сказуемым (Ich lerne Deutsch sprechen.). Безличные предложения (Es ist kalt. Es schneit.). Побудительные предложения (Hilf mir bitte!). Предложения с оборотом Es gibt... . Простые распространённые предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочинённые предложения с союзами und, aber. • Грамматические формы изъявительного наклонения: Präsens, Futur, Präteritum, Perfekt. Слабые и сильные глаголы. Вспомогательные глаголы haben, sein, werden. Глаголсвязка sein. Модальные глаголы können, wollen, müssen, sollen. Неопределённая форма глагола (Infinitiv). • Существительные в единственном и множественном числе с определённым/неопределённым и нулевым артиклем. Склонение существительных. • Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилам и исключения. • • • • Местоимения: личные, притяжательные и указательные (ich, du, er, mein, dieser, jener). Отрицательное местоимение kein. Наречия времени: heute, oft, nie, schnell и др. Наречия, образующие степени сравнения не по правилам: gut, viel, gern. Количественные числительные (до 100), порядковые числительные (до 30). Наиболее употребительные предлоги: in, an, auf, hinter, neben, mit, über, unter, nach, zwischen, vor. Социокультурные знания и умения. В процессе обучения немецкому языку в начальной школе учащиеся знакомятся: с названиями стран изучаемого языка; некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихи, песни) на немецком языке; элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка. Компенсаторные умения Совершенствование умений: переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.; прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.; догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике; использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств. Общеучебные умения и универсальные способы деятельности В процессе изучения курса «Иностранный язык» младшие школьники: • совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.); • овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст; • совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; • учатся совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку; • учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения). Специальные учебные умения Формирование и совершенствование умений: находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом; семантизировать слова на основе языковой догадки; осуществлять словообразовательный анализ; пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы предмета «Немецкий язык» 3 класс № п\п 0 Содержание программного материала Кол-во часов Повторительный курс. Часть 1. Hallo, 3. (dritte) Klasse! Wiedersehen mit Freunden Sabine geht gern in die Schule. Und ihr? Сабина охотно ходит в школу.А вы? 35ч. 8 ч. 9ч Es ist Herbst. Wie ist jetzt das Wetter? Осень. Какая сейчас погода? Und was bringt uns der Winter? А что приносит нам зима. 9ч 5. Часть 2 In der Schule haben wir viel zu Tun. В школе у нас много дел. Der Frühling ist da. Und auch tolle Feiertage, nicht? Весна пришла. А также великолепные праздники, не так ли? 33ч 11ч 11ч 6. Geburtstag! Ist das nicht auch ein schöner Tag? День рождения! Прекрасный праздник, не так ли? 11ч ИТОГО: 68ч 1. 2. 3. 4. 9ч Приложение №1 Календарно-тематическое планирование предмета «Немецкий язык» 3 класс № урока Тема урока Дата План Повторительный курс. Часть 1. (35ч.) Привет, третий класс. Встреча с друзьями (8 ч.) 1. 2. 3. 4. 5-6 7-8 9.(1) 10.(2) 11.(3) 12.(4) 13.(5) 14.(6) 15.(7) 16-17 (8 -9) 18.(1) 19.(2) 20.(3) 21.(4) 22.(5) 23.(6) 24.(7) 25-26 (8 – 9) Эй, друзья мы снова здесь. Лето. Это прекрасное время года Наши летние фотографии. Какие они? Что делает семья Свена охотно летом? Мы играем и поем .(2ч). Вы хотите еще что-нибудь повторить? (Резервные уроки) I . Сабина охотно ходит в школу.А вы? (9 ч) Наши друзья идут снова в школу. Начало учебного года. О чем говорят дети в школьном дворе? Первый школьный день Марии. Какой сегодня день недели? Что мы делаем в субботу и воскресенье? А что делает наш храбрый портняжка? Мы играем и поем. Что бы мы еще хотели повторить? (Резервные уроки) II . Осень. Какая сейчас погода? (9 ч) Прогулка в парк. Какая там погода? А что делают сейчас Сабина и Свен? Здорово осенью у бабушки в деревне Осенью все спелое А что едят звери? Свен и Сабина разговаривают о любимых животных А мы? Мы играем и поем Кто хочет еще что – то повторить? (Резервные уроки) 05.09.2022 06.09.2022 12.09.2022 13.09.2022 19.09/20.09.2022 26.09/27.09.2022 03.10.2022 04.10.2022 10.10.2022 11.10.2022 17.10.2022 18.10.2022 24.10.2022 25.10.2022 08.11.2022 .11.11.2022 15.11.2022 18.11.2022 22.11.2022 25.11.2022 29.11.2022 02.12/06.12.2022 Факт III. А что приносит нам зима (9 ч) 27-28 (1 – 2) 29.(3) 30.(4) 31-32. (5 – 6) 33-34. (7 – 8) 35.(9) 36.(1) 37-38. (2 – 3) 39.(4) 40.(5) 41.(6) 42-43. (7 – 8) 44.(9) 45-46. (10 – 11) Какая погода зимой? 09.12/13.12.2022 Кто может отгадать загадки о животных? Что увидел храбрый Портняжка в парке? + интергирован с физической культурой Почему дети радуются зиме? 16.12.2022 20.12.2022 23.12/27.12.2022 Рождество-веселый праздник. 13.01/17.01.2023 Мы играем и поем и готовимся к Новому году. 20.01.2023 Часть 2 (Всего 33 ч) IV. В школе у нас много дел. (11 ч) Что делают Сабина и Свен в школе особенно охотно? Наши немецкие друзья вчера много рисовали. Не так ли? 24.01.2023 27.01/31.01.2023 Что делают наши немецкие друзья сегодня? Что могут делать ученики в уголке игр? Карнавал в школе. Тут дети должны хорошо подготовиться. Или? На уроках немецкого языка мы также много делаем 03.02.2023 07.02.2023 10.02.2023 14.02/17.02.2023 Мы играем и поем Вы хотите еще что-нибудь повторить?(Резервные уроки) 21.02.2023 24.02/28.02.2023 V Весна пришла. А также великолепные праздники, не так ли? (11 ч) 47-48. (1 – 2) 49.(3) 50-51. (4 – 5) 52.(6) 53.(7) 54.(8) 55.(9) 56-57. (10 – 11) 58.(1) 59-60. (2 – 3) Весна. Какая сейчас погода? 02.03/06.03.2023 «Весна, весна, люблю тебя…» Мы поздравляем наших мам с женским днем + интергирован с технологией 09.03.2023 13.03/16.03.2023 Кого мы еще поздравляем с праздником? Семья Мюллер празднует Пасху Скоро наступят весенние каникулы Мы играем и поем Вы хотите еще что – нибудь повторить? (Резервные уроки) 20.03.2023 30.03.2023 03.04.2023 06.04.2023 10.04/13.04.2023 VI День рождения! Прекрасный праздник, не так ли? (11 ч) О чем говорят Сабина и ее мама? Сабина пишет приглашение на день рождения 17.04.2023 20.04/24.04.2023 61-62. (4 – 5) 63.(6) 64.(7) 65.(8) 66.(9) 67-68. (10 – 11) Итого: Что Сабина хотела бы получить ко дню рождения? 27.04/04.05.2023 Подготовка к дню рождения Какие приготовления у Сабины дома? Сабина празднует день рождения Мы играем и поем А что вы хотели повторить? (Резервные уроки) 08.05.2023 11.05.2023 15.05.2023 18.05.2023 22.05/25.05.2023 68 часов УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Выберите учебные материалы Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Введите данные ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1.Интернет-ресурсы для изучения немецкого языка http://www.learn-german-online.net 2.Портал «Германия» - Das Deutschland-Portal http://www.deutschland.de 3.Гёте-институт в Германии http://www.goethe.de 4.Немецкий культурный центр им. Гёте в России http://www.goethe.de/ins/ru/lp 5.Проект «Немецкий язык.Ru»http://www.deutschesprache.ru 6.Проект GrammaDe.ru (Grammatik im Deutschunterricht): грамматика и упражнения http://www.grammade.ru 7.Проект StudyGerman.ru: Все для тех, кому нужен немецкий язык http://www.studygerman.ru 8.Сетевое сообщество учителей Германии Lehrer-Online http://www.lehrer-online.de 9.Школьная сеть Германии http://www.schulen-ans-netz.de 10.Ресурс обучения чтению и письму для изучающих немецкий язык http://www.lernspiele.at/lese2000.html 11.Тексты для чтения и аудирования на немецком языке http://www.lesen.zdf.de 12.Рассказы для детей на немецком языке http://www.dmoz.org/Kids_and_Teens 13.Тексты на аудирование (немецкий, английский, французский языки) http://www.lyrikline.org 14.Тексты для обучения чтению и говорению на немецком языке www.totschka-treff.de 15.Немецко-российский интернет-ресурс. Тексты для чтения по разным темам www.rusweb.de МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Укажите учебное оборудование ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Укажите оборудование для проведения практических работ